Обязательства государства в области прав человека, по существу связаны с тремя обязанностями:
– Уважать, т.е. воздерживаться от вмешательства в осуществление прав и свобод человека;
– Защищать, т.е. предотвращать нарушение прав человека со стороны третьих лиц;
– Выполнять, т.е. предпринимать необходимые меры, включая принятие соответствующего законодательства, реализацию политики и программ для обеспечения соблюдения прав и свобод человека.
Обязательства уважать, защищать и выполнять содержат в себе еще две обязанности – надлежащее поведение и результат.
В мире для определения уровня доверия граждан используются 135 индикаторов; из них по 41 индикаторам – определяется доверие граждан полиции!
Так, граждане могут оценить уровень доверия полиции и оценить ее компетентность по таким критериям:
– контроль преступности со стороны полиции, т.е. способность контролировать преступность в обществе;
– реакция полиции на просьбы о помощи, включающий в себя уровень удовлетворенности;
– реакции на случай домашнего насилия, включая и компетенцию сотрудников полиции;
– реакции на насилии, основанном на половом признаке;
– необоснованные задержания;
– содержание под стражей.
Необходимые меры для повышения доверия к деятельности правоохранительных органов:
– полиция должна быть ориентирована на нужды людей, т.е. на обслуживании граждан (как это делается в Грузии);
– сами здания ДВД областей, УВД городов и РУВД районов должны быть доступными для граждан, а не напоминать хорошо укрепленные бастионы;
Быть легко узнаваемой и доступной для местного населения;
– реагировать на нужды населения, выслушивать проблемы населения;
– доступность полицейских структур для всех сегментов населения (включая группы меньшинств и уязвимые группы);
– информация, которую могут без препятствий получить граждане, т.е. наличие стендов, указателей, номеров кабинетов ответственных лиц, информации о правилах приема, регистрации и рассмотрения заявлений, в том числе и шаблонов заявлений; о порядке обжалования действий действий/ бездействий сотрудников полиции;
– расширение количества каналов коммуникации с обществом с целью введения регулярного контроля над деятельностью сотрудников полиции со стороны простых граждан (телефоны доверия, социальные сети, оперативно работающие каналы связи на сайте МВД и т.п.);
– нулевая терпимость в МВД, даже к самым мелким правонарушениям, со стороны сотрудников полиции любого звания и ранга;
– полицейские участки должны быть оборудованы специальными пунктами для приема населения, т.е. создание дружелюбной атмосферы, при которой местные жители могут свободно изложить свои проблемы;
– усилить взаимодействие Департамента внутренней безопасности МВД, а также управлений собственной безопасности с обществом, через разные каналы коммуникации для получения информации о любых правонарушениях со стороны сотрудников полиции любого звания и ранга;
– ввести обязательное жесткое требование к любому сотруднику полиции сообщать службе внутренней безопасности МВД о любых случаях неподобающего поступка или коррупционного преступления, которое совершил коллега по работе или непосредственное начальство. При нарушении этого требования ввести, как минимум – незамедлительное увольнение без права работы на любой государственной службе, максимум – реальный тюремной срок за соучастие в укрывательстве преступления.
2. При подготовке сотрудников правоохранительных органов в специализированных образовательных учреждениях делать акцент на следующих факторах:
– подготовка абсолютно нового состава преподавательских кадров на базе Академии правоохранительных органов, возможно с привлечением иностранных специалистов на первоначальном этапе;
– проведение жесткой политики по борьбе с коррупцией среди преподавательского состава;
– ужесточение кадрового отбора курсантов в эти учебные заведения через интеллектуальные, а также психологические тесты на определение уровня агрессии и способностей к коммуникации;
– любое повышение по службе возможно только после курса переподготовки, а также прохождения интеллектуального и психологического теста, результаты которых должны иметь открытый доступ для населения. Пока в полиции будет много плохо образованных сотрудников, ситуация не изменится к лучшему.
3. Постепенное, но кардинальное обновление кадрового состава МДВ, в первую очередь на уровне местной полиции и участковых полицейских:
– за счет привлечения новых людей, которые уже прошли через обновленную систему подготовки полицейских кадров;
– за счет значительного повышения уровня заработной платы участковым полицейским, которые являются первой точкой постоянного контакта правоохранительной системы с населением;
– возложить на участкового одну из главных функций по постоянному взаимодействию с местными жителями, с целью повышения доверия к деятельности правоохранительных структур;
– ввести новую и постоянную форму эффективной коммуникации между районными отделами полиции и местными жителями через разные каналы взаимодействия. Например, к сожалению, на данный момент отсутствует эффективная связь и взаимодействие между полицией города, районными акиматами – с одной стороны, и председателями КСК – с другой. НПО могут сыграть решающую роль для обмена информацией, их следует привлекать для сотрудничества.
4. Кроме участковых, в качестве основных структур в деятельности МВД следует рассматривать дорожно-патрульную службу, которая также является одним из важных и частых точек прямого соприкосновения с населением, что сильно влияет на уровень доверия ко всей правоохранительной структуры.
В машинах ДПС должны быть установлены камеры внутреннего и внешнего наблюдения, а разговоры патрульного экипажа должны записываться. При этом полицейские должны иметь право задерживать и опрашивать людей только в пределах видимости камеры своей машины, чтобы не было никаких злоупотреблений.
5. Значительно расширить и увеличить социальный пакет всем сотрудникам правоохранительных органов, который они не хотели бы терять в обмен на коррупционное злоупотребление. В этот пакет должна входить (если сейчас еще не входит) хорошая медицинская страховка на сотрудника и близких членов его семьи, страховка на случай гибели или увечья и т.п. Высокая зарплата и хороший социальный пакет параллельно с нулевой терпимостью к коррупции внутри самих органов правопорядка будут стимулом к снижению коррупционных преступлений среди сотрудников полиции.
6. Параллельно с программой повышения уровня доверия населения к правоохранительным органам по направлениям, необходимо начать работу по изменению имиджа сотрудников этих органов, в том числе через активное сотрудничество со СМИ и блоггерами, для формирования позитивного образа сотрудников правопорядка, тем более что традиционно наибольший интерес у населения вызывает информация о профессиональной работе сотрудников полиции.
7. Для повышения доверия к действиям правоохранительных структур во время чрезвычайных ситуаций (теракт, громкое уголовное преступление и т.п.) необходимо проработать средства мобильного оповещения, такие как sms-рассылка. Провести соответствующую работу с операторами мобильной связи. В качестве противовеса неподтвержденным слухам, разработать краткие шаблоны официальных сообщений для мобильных приложений от имени силовых структур и госорганов, которые будут рассылаться гражданами по тому же принципу «репостов».
Эти меры являются важными для защиты основных прав и свобод личности – в особенности права на жизнь, а также предотвращение и раскрытие преступлений, предотвращение угрозы общественных беспорядков, для обеспечения общественного спокойствия, правопорядка.