Вопреки морали и здравому смыслу

07.11.2019

6 ноября в Алматы начался процесс по обвинению в «участии в деятельности организации после признания ее экстремистской» (ч. 2 ст. 405 УК) Оксаны Шевчук, Гульзипы Джаукеровой, Жазиры Демеуовы и Ануара Аширалиева. Всех, кроме находящейся под домашним арестом Демеуовой, доставили из следственного изолятора.

Они были арестованы 4 июля 2019 года после возбуждения уголовного дела за участие в митинге 1 мая, где высказали свое одобрение социальной программе «Демократического выбора Казахстана». Изначально подозреваемые находились под домашним арестом, однако после проведения повторного обыска следственная группа заявила, что обнаружила «плакаты и листовки экстремистского содержания, дымовые шашки, громкоговорители, баллоны с аэрозольной краской, компьютеры, средства связи. Также изъята крупная сумма денег».

Оксана Шевчук является матерью четверых детей, самой младшей из которых не исполнилось и года. Жазира Демеуова – мать-одиночка, Гульзипа Джаукерова воспитывает ребенка с ограниченными возможностями. У Ануара – семья и дети. Так что можно оценить контингент «экстремистов» (каковыми их называет государство).

Несмотря на то, что вменяемая им статья предусматривает максимальное наказание – два года лишения свободы, тем самым к подозреваемым не следует вменять санкцию, связанную с содержанием под стражей до суда (на что неоднократно указывал адвокат Шевчук Галым Нурпеисов), следствие нарушило нормы закона и отправило всех в сизо, вернув впоследствии под домашний арест Демеуову.

На первое судебное заседание пришло более полусотни человек из числа родственников, гражданских активистов и правозащитников.

Крошечный зал в Алмалинском районном суде не смог вместить даже половины, поэтому заседание перенесли в несколько большее помещение. Одновременно подсудимым сменили «аквариум» на клетку. Пока происходила смена зала Оксана Шевчук получила минутную возможность подержать на руках свою дочь Еву. Ребенок за месяцы, проведенные Оксаной за решеткой, уже перестал узнавать маму.

Ануар Аширалиев призвал казахстанцев «интересоваться политикой», только так, по его мнению, можно остановить каток репрессий.

С трудом начавшееся судебное заседание под председательством судьи Куралай Дархановой (на ее счету приговор «за ДВК» в отношении талдыкорганского пенсионера Болатхана Жунусова) завершилось через пятнадцать минут. Камнем преткновения стала фото-видеосъемка журналистов. Первым потребовал отказать им в праве фиксировать процесс прокурор Мухит Рысбеков. Судья Дарханова посчитала, что судебной видеофиксации вполне достаточно, хотя адвокаты Галым Нурпеисов и Гульнар Жуаспаева пытались донести до нее нормативное постановление Верховного суда и логику того, что СМИ имеют право не ждать завершения процесса, когда сторонам будут предоставлены видеозаписи (зачастую в урезанном виде или плохого качества, кроме того стороны процесса не имеют права передавать их третьим лицам), равно как рассчитывать на некачественную видеотрансляцию в соседнем зале. Судья осталась непреклонна в своем нарушении открытости судебного процесса, за что ей и прокурору был объявлен отвод адвокатами и подсудимыми.  

Следующее судебное заседание, где будут озвучены результаты отвода, назначено на 13 ноября на 15.00.

Но кто бы из судей не вел процесс, вряд ли стоит рассчитывать на какую-то объективность. За исключением единственного случая Айгуль Акбердиевой из Актау, все остальные процессы по политическим обвинениям проходят в духе сталинских троек. К сожалению, рассчитывать на человеческие чувства в борьбе государства со своими критиками тоже не приходится.  

13 апреля Генеральная прокуратура выступила с заявлением о признании незарегистрированной организации Мухтара Аблязова – «Демократический выбор Казахстана» – экстремистской. В тот же день решением Есильского суда Астаны данное заявление удовлетворено в полном объеме. При этом суд не предоставил обществу, какие именно действия или высказывания от имени ДВК послужили его запрету, сославшись на некие экспертизы. По «делу ДВК» в настоящее время осуждено не менее семнадцати человек.

Само обвинение и содержание людей под стражей за выражение своего мнения стало бы нонсенсом для любого цивилизованного государства, но вполне уместно для Эритреи, Бурунди, Туркменистана и других авторитарных экзотариумов. Казахстан по оценкам международных экспертов в области прав человека за последний год побил свои же собственные антирекорды, почти вплотную примкнув к пулу худших государств в части соблюдения демократических норм и свобод граждан.


Добавить комментарий