С пятого на десятое

06.04.2018

5 апреля в Медеуском районном суде Алматы собралось несколько десятков журналистов из самых разных СМИ, в том числе и весьма далёких от политико-правозащитной тематики бизнес-изданий. Были здесь и представители прессо- и правозащитных организаций, иностранных посольств. Предметом интереса столь многочисленной м разнородной публики была назначенная на 15:00 встреча судьи Гульмиры Бейсеновой с представителями сторон по исковому заявлению прокурора Медеуского района и о по встречной жалобе главного редактора интернет-сайта Ratel.kz Марата Асипова.

Букет запретов, преюдиция и мрачные аналогии

Предметом искового заявления прокуратуры включает в себя длинный перечень мер по перекрытию кислорода журналистам опального сайта, и без того подвергшимся в начале этой неделе обыскам, задержаниям и допросам. Перечислим далее эти самые меры:

– признать утратившим силу свидетельство о постановке на учёт сетевого издания Ratel.kz и прекратить (запретить) выпуск этого сайта;

– отменить регистрацию доменных имён Ratel.kz и Balborsyk.kz и запретить их пользование в казахстанском интернет-пространстве в течение года с тем же или дублирующим названием;

– запретить Марату Асипову распространение каких-либо информационных материалов под наименованием портала Ratel.kz и Balborsyk.kz.

Следует отметить, что ещё задолго до появления этого прокурорского иска интернет-страница «Рателя» была заблокирована в порядке исполнения вынесенного без малого год назад судебного решения об удовлетворении гражданского иска бывшего министра госдоходов РК, а ныне крупного бизнесмена Зейнуллы Какимжанова, усмотревшего в критических публикациях «Рателя» подрыв своей деловой репутации. Долгое время журналистам сайта удавалось обходить блокировку, выставляя материалы на своей странице в Фейсбуке, а теперь им и это запрещают.

Более того, вышеназванные исковые требования прокуратуры уже исполняются в порядке так называемой преюдиции, как в своё время делалось по ходу судебного процесса о запрете «единого СМИ “Республика”». Между прочим, процесс этот во всё том же Медеуском райсуде в конце 2012 года вела всё та же судья Бейсенова, которой теперь предстоит рассматривать исковое заявление прокуратуры и жалобу на него редакции «Рателя».

При этом следует отметить, что данное гражданское дело выглядит как бы даже и не главным, а лишь дополнительным по отношению к возбуждённому против журналистов сайта «Райтел» и журнала «Форбс» уголовному делу по более чем спорной с прессозащитной точки зрения статье 274, очень жёстко карающей за «распространение ложных сведений». В 2016 году по этой статье была осуждена редактор сайта «Накануне» Гузяль Байдалинова, а осуждённый вместе с нею бизнесмен Таир Калдыбаев не дожил нескольких дней до рассмотрения апелляционной жалобы по официальной версии он покончил самоубийством в СИЗО. В том же 2016 году атырауские блогеры и гражданские активисты Макс Бокаев и Талгат Аян были осуждены по двум «словесным» статьям 174 и 274 и сейчас продолжают отбывать реальные сроки.

Теперь же уголовное дело по 274-й статье было возбуждено по заявлению Зейнуллы Какимжанова как потерпевшего, каковой документ поступило в ДВД Алматы в пятницу 30 марта, а уже в понедельник 2 апреля полицейские начали спецоперацию по быстрому реагированию на него. В один и тот же день были проведены обыски в редакциях «Рателя» и «Форбса», по месту жительства главреда «Рателя» Марата Асипова, его заместителя Сапы Мекебаева и журналиста Анны Калашниковой, журналиста «Форбса» Александра Воротилова, а также в квартире основателя и бывшего главреда «Рателя» Геннадия Бендицкого, скончавшегося 3 декабря прошлого года.

Именно эта деталь – обыск у покойника, своего рода эксгумация тела известного журналиста с изъятием множества оставленных им после ухода в мир иной предметов и бумаг произвела наиболее мрачное впечатление в казахстанском обществе. Казахстанский сегмент Фейсбука заполнился эмоциональными комментариями вроде «Журналиста достанут и с того света!» или «Правящий режим воюет с живыми и мёртвыми!».

Не осталось без внимания и то обстоятельство, что в отличие от раздавленных в 2012-м и 2016 годах «единого СМИ “Республика”» и сайта «Накануне» преследуемые сейчас «Ратель» и «Форбс» вовсе не были оппозиционными. Некоторые комментаторы даже не удержались от злорадства, припомнив сегодняшним жертвам их когдатошнее молчание о расправах над оппозиционными СМИ, в связи с чем широко цитировалась хрестоматийное речение немецкого пастора Мартина Немёллера «Сначала пришли за евреями, но я молчал…» Прозвучали и более прозаические версии о том, что журналисты «Рателя» и «Форбс» стали жертвами междоусобной борьбы кланов в преддверии транзита власти.

Так или иначе, но события понедельника 2.04 обеспечили большой общественный интерес к предстоящему событию четверга 5.04 и небывалый по казахстанским меркам наплыв репортёров и наблюдателей ц здания Медеуского райсуда.

Ходатайства отклонены, дата рассмотрения переназначена

По сложившейся в наших судах практике, предварительное рассмотрение дела в виде встречи судьи с представителями сторон проходит не в судебном зале, а в кабинете судьи без публики, которая может узнать о ходе и результатах беседы лишь постфактум от кого-либо из участников встречи, чего мы собственно и ждали в вестибюле райсуда. Однако к концу первого часа ожидания судебные приставы вдруг начали составлять список журналистов, желающих попасть на судебное заседание.

Эта процедура (вообще-то совершенно незаконная, но давно уже никого не удивляющая и выполняемая, иначе на суд не попадёшь) была воспринята как признак того, что рассмотрение дела по существу начнётся сразу после предварительного. Однако за составлением «списка на впуск» ничего не последовало, а спустя ещё полчаса стало известно, что собеседование сторон завершилось назначением главного судебного разбирательства на 10 апреля.

О содержании прошедшей встречи присутствующие услышали от одного из общепризнанных грандов казахстанской журналистики Вадима Борейко как постоянного автора «Рателя» и многолетнего друга Асипова и Мекебаева. Ранее эти трое составляли костяк старого «Каравана» в 1991-98 гг. и старого «Времени» в 1999-2010 гг., общепризнанно считавшихся газетами № 1 в казахстанской русскоязычной прессе, а после ухода «звёздной команды» мгновенно терявших авторитет.


фото – (c) vlast.kz

На импровизированном брифинге у дверей Медеуского райсуда Вадим Борейко сообщил коллегам-журналистам некоторые дополнительные подробности иска прокуратуры. Надзорный орган утверждает, что редакцией «Рателя» были нарушены нормы «Правил регистрации, пользования и распределения доменных имен в пространстве казахстанского сегмента Интернета». Таковыми нарушения прокуратура считает:

– выпуск публикаций с использованием домена Ratel.kz после смерти его владельца Геннадия Бендицкого;

– нахождение аппаратно-программного комплекса, на котором размещён интернет-ресурс Ratel.kz, за пределами Казахстана;

– выход на сайте статей не только на русском, но и на казахском и английском языках притом, что в свидетельстве о постановке сайта на учёт указан только русский язык.

Также Борейко сообщил о содержании и судьбе главного процедурного ходатайства адвокатов «Рателя». Адвокаты ходатайствовали о передаче дела по подсудности из Медеуского районного суда в Специализированный межрайонный экономический суд. Предполагается, что такая передача теоретически могла бы обеспечить несколько большее равноправие сторон в споре между юридическими лицами: государством в лице прокуратуры с одной стороны и двумя владельцами доменных имён – ИП «Бендицкий Г.Г.» (Ratel.kz) и ИП «Казахстан» (Balborsyk.kz), тогда как в районном суде ответчик выглядит заведомо неравноправным правонарушителем. Решение по этому ходатайству было не столько вынесено, сколько отложено: по сообщению Борейко, судья обещала огласить своё решение 10 апреля.

Итак, рассмотрение гражданского дела интернет-сайта «Ратель» фактически переназначено с 5.04 на 10.04, что курьёзным образом совпадает с известной русской поговоркой «С пятого на десятое». Ну что ж, дождёмся вторника, тем более что к тому времени могут произойти какие-то новые события по уголовному делу журналистов «Рателя» и «Форбса».

Удушение свободу слова как признак транзита власти

Международная правозащитная организация «Репортёры без границ» (RSF) со штаб-квартирой в Париже призвала власти Казахстана прекратить преследования журналистов и блогеров. В распространенном 4 апреля заявлении RSF говорится о проведённых 2 апреля в Алматы обысках и допросах журналистов «Рателя» и «Форбс», а также о блокировке интернет-ресурсов. Также в заявлении RSF говорится о задержании 31 марта в Шымкенте гражданской активистки и блогера Ардак Ашим и о принудительном помещении её в психиатрической лечебницу.

«Преследование журналистов Ratel.kz, Forbes Kazakhstan и Ардак Ашим посылает сигнал устрашения всем казахстанским журналистам», – говорит по этому поводу глава отдела RSF по странам Восточной Европы и Центральной Азии Йоханн Бир.

В заявлении RSF отмечается даже и такой момент, что очередные репрессии против свободы слова и прессы в Казахстане «осуществляются на фоне роста напряжённость среди представителей казахстанской политической элиты по вопросу о том, кто станет преемником 77-летнего президента Нурсултана Назарбаева, который бессменно правит страной на протяжении около трех десятилетий».

Ещё одно заявление в защиту журналистов «Рателя» и «Форбса» прозвучало 5 апреля из Вены, где работает бюро представителя ОБСЕ по свободе прессы. «Блокировка онлайновых новостных ресурсов является непропорциональным ограничением свободы выражения. Задержание журналистов и обыски в их домах вследствие спора между бизнесменом и авторами критических публикаций о нём являются актом запугивания журналистов. Это очень тревожащее явление в ущерб свободе СМИ в Казахстане», – заявил представитель ОБСЕ по свободе прессы Арлем Дезир.

Нетрудно догадаться, что это далеко не последние заявления международных организаций по данным событиям. Так что казахстанским властям неплохо бы «врубить заднего», не дожидаясь новых обращений и уж тем более не пытаясь игнорировать их. Удушение независимых от властей масс-медиа (как прямо оппозиционных, так и тем более политически неопределённой, но публикующей антикоррупционные расследования, применение карательной психиатрии в качестве реакции местных властей на блогерские публикации) всё это не лучшее не лучший фон для пресловутого транзита власти. Различные признаки такового которого пытливые наблюдатели то и дело находят в казахстанской политике уже не первый год, хотя этот транзит может продолжаться гораздо дольше, чем с пятого на десятое.


Добавить комментарий