Пробить завесу молчания

04.06.2018

В качестве подтверждения они привели три примера из своей практики. Вполне показательных и далеких от завершения.

В Алматы с 2012 года полиция отказывается провести очную ставку по заявлению об изнасиловании девочки ее дядей. В Таразе, наоборот, несовершеннолетний осужден за изнасилование – основным доказательством послужила фотография с чьей-то рукой и половым органом. Бывшая воспитанница детдома, обвинившего в изнасиловании экс-депутата маслихата, сама стал фигурантом уголовного дела по ложному доносу: полиция посчитала, что она недостаточно активно сопротивлялась.

– Мы бы хотели привлечь внимание наших следственных органов на несколько дел, которые сейчас находятся в производстве. Нарушения в этих делах, на наш взгляд, очевидны и несомненны, и мы хотели бы, чтобы органы разобрались в этом, – открыл пресс-конференцию Алмат Мухамеджанов – директор ОФ «НеМолчиДетиKZ».

Алмат Мухамеджанов

Алмат МУХАМЕДЖАНОВ

Во всех трех делах, представленных на пресс-конференциях, следствие ведется «как под копирку», утверждает Дина Смаилова – лидер движения «НеМолчиKZ»: следователи отказывают в проведении очных ставок, на свидетелей оказывается давление, вплоть до возбуждения уголовных дел, пропадают видеозаписи, одни и те же фигуранты дают разные показания, и при этом следственные органы «имеют бумажный заслон из отписок».

Проведите ставку, господа!

Первой рассказала об истории своей внучки алматинка Айжан Карменова, являющаяся опекуном девочки. В девять лет девочка подверглась насилию со стороны своего дяди. Когда она пожаловалась маме, та потребовала, чтобы дочка молчала, иначе «ее перестанут любить». И когда о происшедшем каким-то образом стало известно другим родственникам мужского пола, жизнь девочки вообще превратилась в ад. До 12 лет она была изгоем: взрослые внушили ей, что она сама виновата. Отец у девочки погиб, и тогда в 2012 году она убежала к бабушке по отцовской линии, которой все и рассказала. Женщина обратилась в суд, чтобы лишить сноху родительских прав, тогда-то все и всплыло. Помимо того ребенок рассказал, что дома мама над ней издевалась: била, колола какие-то лекарства, от которой та теряла сознание. Возможно, таким образом мать пыталась доморощенными средствами избавиться от последствий изнасилования, отразившегося не только психологически на здоровье ребенка, но и физически.

Айжан Карменова

Айжан КАРМЕНОВА

Только после этого девочка с помощью своей бабушки обратилась в отделение полиции Турксибского района Алматы. И ничего – дело закрыли. В следующий раз его вновь дважды открывали и закрывали в ДВД, и за все это время полиция так и не смогла даже провести очную ставку с дядей, которого перевели в статус свидетеля. Наконец, выяснилось, что дело утеряно вместе с видеозаписями.

Сейчас девочке, подвергшейся насилию, 17 лет и дело в третий раз возбуждено все в том же ДВД.

– Она говорит так: я никому не прощу того, что делали со мной, я готова подать заявление на собственную мать, я готова проходить все экспертизы, но за это кто-то должен понести наказание, – передает слова ребенка Дина Смаилова. – Она прошла уже шесть экспертиз, было доказано, что девочка не фантазирует.

Дина Смаилова

Дина СМАИЛОВА

Дело находится на контроле детского Омбудсмана Загипы Балиевой. Мало того, есть постановление прокуратуры провести все необходимые процессуальные действия. Однако полиции надзорный орган – не указ.   

– Три года я уже хожу и буду ходить до конца, потому что нет справедливости. Закона нет. Я могу доказать! – не сдерживает эмоций Айжан Карменова.

Экс-народный избранник против бывшей выпускницы детского дома

Второй рассказчик – бывшая выпускница детского дома Елена Иванова из Восточного Казахстана. По ее словам, работая на стройке, руководителем которой является бизнесмен Ержан Скаков (бывший депутат маслихата, член президентской партии «Нур Отан»), тот неоднократно домогался 19-летней Лены, но рабочие как могли защищали девушку, пока обманом ее начальнику не удалось добиться своего (подробней здесь «Девушка, обвинившая в изнасиловании экс-депутата, обратилась к Назарбаеву»).

Это дело открывалось и закрывалось уже пять раз. Правда, другое дело – где сам депутат заявил о вымогательстве со стороны блогера Рината Халикова – быстро довели до конца и Халикова осудили на семь лет. Как на суде признался блогер, он действительно требовал деньги и квартиру с бизнесмена за свое молчание касательно ситуации с Еленой.

– 5 августа, в день изнасилования, есть три свидетеля, которые рассказывают, что Лена выбежала заплаканная. Есть показания, что он сам позвал ее на второй этаж. На первом допросе Скаков поясняет, что он сам пригласил ее на второй этаж и предложил вступить в добровольную половую связь и она согласилась. А 16 августа Скаков и свидетели дают уже другие показания, что Елена сама пригласила Скакова, Елена сама его добивалась, Елена сама ему звонила… 22 августа Скаковым даются опять другие показания и они принимаются следователем, – делится подробностями Дина Смаилова.

И следствие остановилось на этой версии, тем более что в материалах дела указано, что девушка не оказывала активного сопротивления.

Елену пытались сделать соучастницей Халикова, но последний подтвердил: Лена непричастна.

Однако сейчас ее вновь обвинили в лжедоносе, и как предполагает Дина Смаилова, вполне возможно, что следствию удастся довести задуманное до конца. Ведь, кто такой Скаков и кто такая Лена?

– Я действительно ни в чем не виновата, изнасилование действительно было. Не было ни вымогательства, ни лжедоноса и сейчас дело передали в суд. Я не знаю, чем закончится суд. И как бы дело не оказалось, я не буду вешаться, убивать себя в тюрьме. И если меня закроют, я все равно буду продолжать бороться дальше, – сквозь слезы делает короткое заявление Елена.

Елена Иванова

Елена ИВАНОВА

Фотография на память

У Нели Тошпулатовой из Тараза, мамы осужденного 17-летнего Бехзода, обратная ситуация – ее сына осудили за изнасилование. Из оснований: заявление пострадавшей и невнятное фото, на которой девушка в сопровождении волосатой мужской руки, имеющей мало общего с рукой молодого человека, и фото пениса.

Неля Тошпулатова

Нэля ТОШПУЛАТОВА

22 сентября 2017 года парня и его маму из дома забрал сотрудник ГУВД Тараза, и там ему сообщили, что он подозревается в изнасиловании.

«Данное подозрение я стал отрицать, и после этого моя мама вышла чтоб позвонить и предупредить отца. После ухода мамы М. Е., выражаясь нецензурной бранью и оказав на меня психологическое давление своим крупным весом стал наносить руками удары в область живота, подзатылочной части головы и почкам. Требуя чтоб я взял на себя полностью вину в совершении преступления, при этом он даже не давал сказать или возразить, по поводу якобы изнасилования. После чего, толкая меня вперед завел насильно В кабинет начальника Следственного отдела В. А. где М.Е. показал ему свой сотовый телефон с фотографиями. Просмотрев данные фотографии В. А. потребовал вытянуть обе руки вперед и указал М. Е. меня закрыть. Затем меня вывели и отвели в кабинет к А. К. где М. Е . в присутствии якобы предоставленного мне моими родителями адвоката М. Е. ударил меня под затылок, положил чистый лист бумаги и потребовал внизу расписаться, и при этом сказал, что мои показания необходимые для следствия заполнят сами» – описывает Бехзод (орфография сохранена) происходящее в своем открытом обращении.

Самым важным в этом деле, как считают родители и общественники, могла стать видеозапись очной ставки с потерпевшей (по закону все очные ставки с участием несовершеннолетних должны записываться). На ней девушка якобы ничего не смогла рассказать, разве что ее «показания» зачитал следователь. И вот запись, как водится, исчезла.

Остается разве что та самая фотография. Но никаких экспертиз принадлежности частей тела молодому человеку не делались. Зато свидетелям, показавшим, что это фото уже год как ходит по интернету, пригрозили уголовным делом по лжесвидетельствованию.

Бехзот пишет, что изначально ему предлагали «развести» за миллион – на тот момент у его родителей были какие-то деньги. Но он решил, что все выяснится и так.

Не выяснилось. Парня осудили на семь лет в обычном уголовном суде, хотя по возрасту им должна была заниматься ювенальная юстиция. Следствие также велось работниками РОВД. Однако в настоящее время Генеральная прокуратура истребовала дело Бехзода, и у родителей есть небольшая надежда на пересмотр.

* * *

По данным общественников в 2017 году произошло снижение количества изнасилований детей и подростков до 699 (годом ранее таких случаев было 850). Разве что остается вопрос: действительно ли становится известным обо всех таких делах или нарывы происходят, когда действительно дальше скрывать становится невозможно, как это было недавно с мальчиком из Южно-Казахстанского поселка Абай? И во множестве случаев с молчаливого согласия взрослых детей и подростков продолжают насиловать и унижать.


Добавить комментарий