КАЗАХСТАНСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОННОСТИ

Скончавшийся от побоев житель села Веселое Сергей Шариков перед смертью успел рассказать врачам, что его пытали полицейские и назвать их фамилии. Однако следствие так и «не смогло» установить причину полученных травм и найти виновных. Прокуратура от своих обязанностей абстрагировалась.


Предыдущее обращение смотрите ЗДЕСЬ

Генеральному прокурору
Республики Казахстан
Ж.К. Асанову

в интересах Шариковой Н.А.,
Шарикова С.В. по вопросу
о неэффективном расследовании пыток


Уважаемый Жакип Кажманович !

КМБПЧ являясь координатором Коалиции НПО Казахстана против пыток осуществляет мониторинг и оказывает правовую помощь Шариковой Наталье Алексеевне в уголовном деле по факту применения пыток в отношении ее сына Шарикова С.В., повлекшие его смерть.

Общественные организации, эксперты, входящие в состав Коалиции выражают свою обеспокоенность безнаказанностью и несоблюдением принципа неотвратимости наказания за посягательство на жизнь человека путем применения пыток со стороны сотрудников органов внутренних дел Сандыктауского района Акмолинской области.

Полагаем, что это влечет за собой неуважение к законным правам человека, способствует развитию правового нигилизма среди сотрудников полиции и ощущению безнаказанности за свои преступные действия, не способствует предупреждению пыток и оставляет жертву без права на какую-либо компенсацию причиненного вреда.

Так, 12.02.2014 года прокуратурой Сандыктауского района было возбуждено данное уголовное дело по ст. 106 ч.3 УК РК.

26.05.2014 года уголовное дело принято к производству прокуратурой Акмолинской области и досудебное расследование велось по ст. 146 ч.3 УК РК (пытки).

25.02.2015 года уголовное преследование в отношении сотрудников полиции Гресько В.Г., Абдумаликова А.А. прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления.

Впоследствии уголовное дело было вновь переквалифицировано прокуратурой на ст. 106 ч.3 УК РК, передано по подследственности в СУ ДВД Акмолинской области.

Считаем, что данные решения органом досудебного расследования были приняты необоснованно, преждевременно при наличии пояснений Шарикова С.В. данных им жизни при и других лиц, прямо указывающих на лиц, совершивших данное преступление, заключения судебно-медицинской экспертизы о характере и времени образования телесных повреждений и других материалов уголовного дела.

Обстоятельства получения Шариковым С.В. телесных повреждений, послуживших причиной его смерти органом расследования так и не были установлены. В связи с чем, нельзя исключать их образование в результате причинения последнему пыток и делать вывод об отсутствии в действиях сотрудников полиции, ответственных в момент его задержания и доставления в помещения ОВД Сандыктауского района за его жизнь и здоровье, признаков состава преступления, предусмотренного ст. 146 ч.3 УК РК.

21.09.2016 года досудебное расследование по данному уголовному делу СУ ДВД Акмолинской области прекращено на основании ст. 37 ч.2 УПК РК.

17.08.2016 года в адрес прокуратуры области Шариковой Н.А. была подана жалоба, однако до настоящего времени о принятом решении ответ заявителю не предоставлен.

На письмо КМБПЧ в адрес прокуратуры области был получен ответ за подписью прокурора области, содержащий лишь информацию о принятых решениях и отмене прокуратурой Сандыктауского района постановления о прекращении производства по ст. 106 ч.3 УК РК. При этом, несмотря на наличие фактов, указывающих на совершение пыток, в соответствии со ст. 9 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» мер по обращению не принято, в соответствии со ст. 10 этого же Закона конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы обращения в части совершения преступления, предусмотренного ст. 146 ч.3 УК РК, не указаны.

На Ваше имя Бюро было направлено письмо, которое 08.12.2016 года было направлено в адрес прокуратуры Акмолинской области и рассмотрено заместителем прокурора области (ответ от 20.12.2016 года).

Полагаем, что решение о направлении жалобы в адрес прокуратуры Акмолинской области и ее рассмотрение заместителем прокурора области противоречит п.п. 6, 7 п.2 ст. 15 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

Обращение фактически не было рассмотрено, вопросам незаконной переквалификации на ст. 106 ч.3 УК РК оценка не дана.

В соответствии с ч.1 ст. 8 УПК РК задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений.

В ходе расследования этого дела такие задачи не выполнены, кроме того нарушены требования ст. 24 УПК РК.

Согласно ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Законом РК от 28.11.2005 года № 91 (далее-Пакт) никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.

Статей 2 Пакта установлено:

«1. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

2. Если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте.

3. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется:
a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;
b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;
c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются».

Согласно п.1 ст.2 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, к которой Казахстан присоединился Законом от 29.06.19978 года № 247, каждое Государство-участник предпринимает эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией.

Согласно ч.2 ст.1 УПК РК международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан, а также нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан, регулирующие порядок уголовного судопроизводства, являются составной частью уголовно-процессуального права.

Полагаем, что это преступление не только посягательство на жизнь одного человека, но и на принципы жизни нашего общества, где человек являясь высшей ценностью по своей природе не может быть объектом насилия, унижения, а его достоинство, права и свободы подвергаться посягательству.

Каждый гражданин ожидает от полиции решительных действий, направленных на их защиту, эффективную борьбу с преступностью, а совершаемые пытки, а тем более оставленные без реагирования, как следствие подрывают авторитет полиции, прокуратуры как оплота законности и обеспечения правопорядка.

На основании Закона РК «О прокуратуре», просим Вас:

Провести проверку законности принятых органом расследования процессуальных решений.
Обратить внимание на нарушения законности, неэффективное расследование факта применения пыток и принять меры прокурорского реагирования в части соблюдения органом расследования требований законодательства Республики Казахстан и принятых обязательств в рамках международных договоров.

Отменить вынесенные постановления о прекращении уголовного преследования от 25.02.2015 года, о переквалификации уголовного дела от 05.04.2016 года, о прекращении досудебного расследования от 21.09.2016 года как незаконные и необоснованные, взять на контроль расследование данного дела и принять меры к привлечению виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 146 ч.3 УК РК.

Принять меры по фактам нарушения требований законодательства о порядке рассмотрения обращений.