Бюро по правам человека напоминает госструктурам о недопустимости депортации двух беженцев из Китая в страну их происхождения

09.12.2019

В Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) обратились граждане Китайской Народной Республики, этнические казахи Кастер Мусаканулы и Мурагер Алимулы, которые ищут убежища на территории Республики Казахстан. Данным лицам в соответствии с направлениями деятельности КМБПЧ была оказана первичная правовая помощь и даны консультации по вопросу убежища на территории Казахстана.

Затем данные лица были направлены в уполномоченные органы миграционной службы, где были задержаны в связи с обвинением в незаконном пересечении государственной границы Республики Казахстан. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 04 декабря 2009 года «О беженцах» данными лицами было подано письменное ходатайство о присвоении им правового статуса беженца на территории РК.

На сегодняшний день данным лицам санкционировано содержание под стражей на период проведения следственных мероприятий по обвинению их в незаконном пересечении государственной границы и въезде на территорию Казахстана.

КМБПЧ выражает свою серьёзную обеспокоенность в связи с появлением в СМИ информации со ссылкой на заместителя председателя КНБ РК – директора пограничной службы КНБ РК Д.Дильманова, где указывается, что данные граждане будут переданы в страну исхода, то есть в Китай, сразу после вынесения судом решения о незаконности пересечения ими государственной границы РК.

Напоминаем, что данные лица прибыли на территорию РК в поисках убежища и незамедлительно обратились в уполномоченные органы с ходатайством о присвоении статуса беженца на территории РК. На сегодняшний день у них имеются свидетельства лиц, ищущих убежища, то есть документы, подтверждающие их намерения в отношении прибытия на территорию РК.

Согласно второго абзаца пункта 2 статьи 18 Закона РК о беженцах, запрещается возвращать или выдворять лиц, ищущих убежище, и беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям. В соответствии с данной нормой пока вышеуказанные лица на территории РК находятся в статусе лиц, ищущих убежище, они не могут быть выдворены с территории РК или возвращены в страну исхода до полного рассмотрения их ходатайств о присвоении статуса беженца, независимо от результата рассмотрения вопроса о незаконности пересечения ими государственной границы РК.

Это следует из ратифицированной Республикой Казахстан Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года, согласно которой договаривающиеся государства не будут налагать взысканий за незаконный въезд или незаконное пребывание на их территории беженцев, которые, прибыв непосредственно из территории, на которой их жизни или свободе угрожала опасность, предусмотренная в статье 1, въезжают или находятся на территории этих государств без разрешения, при условии, что такие беженцы без промедления сами явятся к властям и представят удовлетворительные объяснения своего незаконного въезда или пребывания.

То есть, беженцы, которые опасаются за безопасность своей жизни на территории страны происхождения и которые были вынуждены бежать из своей страны и незаконно пересекли границу, въехав на территорию другого государства, не должны подвергаться санкциям.

Кроме того, в соответствии с Конвенцией, договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Иными словами, беженцы не должны быть возвращены в страну происхождения.

Приводимые здесь нормы Конвенции для Республики Казахстан являются обязательными для выполнения, так как данный документ ратифицирован Казахстаном в 1998 году, а ратификация – это форма выражения согласия государства на обязательность для него международного договора. То есть, Республика Казахстан, ратифицировав данную Конвенцию, приняла на себя международные обязательства по выполнению норм Конвенции.

Согласно статье 3 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ратифицированной Республикой Казахстан в 1998 году, ни одно государство-участник не должно высылать, возвращать (“refouler”) или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.

Существует большое количество свидетельств того, что в Китае массово применяются пытки и жестокое обращение, в том числе это указывается в докладах международных организаций, специальных процедур ООН, неправительственных правозащитных организаций и СМИ. Наконец, Китай относится к странам, в которых применяется смертная казнь, что исключает возможность выдачи или выдворения в неё лиц, которым она может угрожать.

В 2011 году Комитет ОН по правам человека принял решение по делу “Аршиддин Исраил против Республики Казахстан”, в котором признал нарушение прав этнического уйгура из Китая, который пытался найти убежище на территории Республики Казахстан и был выдан Китаю.

В этом решении Комитет указал, что государства-участники не должны подвергать людей опасности применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания после возвращения их в другую страну посредством выдачи, высылки или принудительного возвращения. Реализация этого принципа не зависит ни от каких соображений национальной безопасности или характера преступного поведения, в котором лицо подозревается или обвиняется.

И далее было отмечено, что Комитет с самого начала считает, что на момент экстрадиции автора сообщения органам власти государства-участника было известно или должно было быть известно о наличии широко известных и заслуживающих доверия публичных сообщений о том, что в Китае применяются пытки заключенных и степень опасности такого обращения обычно высока в случае заключенных из числа представителей национальных меньшинств, в том числе уйгуров, содержащихся под стражей по политическим причинам и по соображениям безопасности.

Комитет напоминает, что если государство-участник переводит лицо, находящееся в пределах его юрисдикции, под юрисдикцию другого государства и имеются достаточные основания полагать, что существует реальная опасность причинения ему непоправимого вреда, например такого, о котором говорится в статьях 6 и 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, то государство-участник само может нарушить положения Пакта. С учетом обстоятельств этого дела Комитет пришёл к выводу, что экстрадиция автора сообщения явилась нарушением статей 6 и 7 Пакта.

То есть, речь идет о нарушениях в случае экстрадиции в Китай статей 6 (о праве на жизнь) и 7 (о праве на свободу от пыток) Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Республикой Казахстан в 2005 году.

В связи с вышеизложенным, доводим до Вашего сведения обеспокоенность КМБПЧ о ситуации с данными лицами и возможным нарушением международных обязательств Республики Казахстан в части прав беженцев и соблюдения принципа “non-refoulement», то есть, невыдворения лиц, ищущих убежище, в страну, где им могут угрожать пытки и другое жестокое обращения, а также смертная казнь.

Призываем власти Республики Казахстан к соблюдению всех процедур по рассмотрению вопросов предоставления убежища в отношении Кастер Мусаканулы и Мурагер Алимулы предусмотренных как нормами Конвенции о статусе беженцев 1951 года, так и национальным Законом Республики Казахстан о беженцах.

 


Добавить комментарий