Лишённым свободы журналистам отказывают в её ограничении

10.10.2017

Год назад осенний месяц октябрь начался с вынесения Есильским районным судом Астаны обвинительного приговора председателю Союза журналистов Казахстана и президент Национального пресс-клуба Сейтказы Матаеву и генеральному директору информационного агентства КазТАГ Асету Матаеву. Отец и сын Матаевы были признаны виновными в ряде экономических преступлений, предусмотренных статьями 245 и 190 УК РК, и приговорены соответственно к шести и пяти годам лишения свободы.

Сейтказы Матаев после оглашения приговора. Астана, 3.10.2016.

В дальнейшем этот приговор был подтверждён городским судом Астаны, после чего Матаевы были этапированы для отбывания срока в посёлок Заречный близ города Капшагая (70 км к северу от Алматы) в колонию общего режима ЛА-155/14, где пребывают и сейчас. При этом состояние здоровья 63-летнего Сейтказы Матаева настолько ухудшилось, что он постоянно находится в санитарной зоне, т.е. в тюремной больнице.

По действующему законодательству осужденные Матаевы имеют право как на условно-досрочное освобождение, так и на замену лишения свободы на оставшуюся часть срока ограничением свободы, то означало бы для выход на свободу – пусть даже и на полусвободу.

Напомним, что месяц назад, ровно за день до отмечаемого 8 сентября Международного дня солидарности журналистов, на такую полусвободу после семи месяцев в СИЗО вышел главный редактор и издатель газеты «Саяси калам. Трибуна» Жанболат Мамай, приговорённый Медеуским районным судом Алматы к четырём годам ограничения свободы. Мамай точно так же, как и год назад отец и сын Матаевы, был обвинён в экономических преступлениях при самоочевидной политической подоплёке дела.

В обоих случаях журналистов арестовывал и вёл следствие по их делам один и тот же правоохранительный орган – Национальное бюро по противодействию коррупции. Хотя само понятие коррупции означает должностные преступления государственных служащих, каковыми ни Мамай, ни Матаевы не являлись, поскольку Сейтказы Бейсенгазиевич возглавлял две общественных организации, а Асет и Жанболат возглавляли негосударственные СМИ.

Объективности ради отметим, что в начале 2017 года к старшему Матаеву была применена амнистия в честь 25-летия государственной независимости Республики Казахстан, отпразднованного 16 декабря 2016 года. По этой амнистии шестилетний срок заключения был сокращён на один год. Но после этого все другие предусмотренные законом возможности облегчения участи осуждённых журналистов, а именно условно-досрочное освобождение или замена неотбытой части срока ограничением свободы оказывались для Матаевых закрытыми. На все обращения их адвокатов в суды ответом были сплошные отказы.

Об этом рассказали казахстанским журналистам и прессозащитникам защитники осуждённых Мадина Бакиева и Андрей Петров.

– 19 сентября Капшагайский городской суд отказал Сейтказы Матаеву в замене лишения свободы ограничением свободы, а теперь вот и Алматинский областной суд поддержал это решение. Оба этих суда отказали в применении к осуждённым амнистии, несмотря на то, что Министерство информации и коммуникаций РК (надо понимать, выступающее в деле этом как представитель потерпевшей стороны. – А.С.) не возражало против такого применения амнистии. Здесь со стороны судебных органов прослеживается самовольное, выгодное кому-то трактование норм закона, – говорит адвокат Мадина Бакиева.

По её словам, имеется достаточно оснований для замены С.Матаеву лишения свободы на ограничение свободы:

– Уголовный закон позволяет С.Матаеву условно-досрочно завершить отбытие наказания. Все необходимые для этого сроки им отбыты, имеются положительные характеристики от администрации учреждения. При этом состояние здоровья Матаева продолжает вызывать опасения – он находится в санитарной зоне, т.е. лежит в тюремной больнице, – говорит Бакиева. – Однако несмотря на все перечисленные обстоятельства, суды делают упор на возмещение якобы причиненного Матаевым ущерба государству и открыто говорят, что для того, чтобы выйти на свободу, он должен полностью возместить огромную сумму – 500 миллионов тенге, хотя уголовный закон предусматривает и другие основания для замены наказания, помимо возмещения ущерба, – подчеркнула Бакиева.

Адвокаты Сейтказы и Асета Матаевых – Андрей Петров и Мадина Бакеива (на снимке крайние справа).

В свою очередь адвокат Андрей Петров отметил, что суды, требуя возместить ущерб, сами же и лишают Матаевых возможности это сделать.

– Получается замкнутый круг: суды требуют возмещения ущерба, а всё имущество, которое было у Сейтказы и Асета Матаевых, приобретённое ими за десять и более лет до инкриминируемого им периода, арестовано. Сейчас всё в руках судебных исполнителей. У Сейтказы Матаева есть супруга, у Асета Матаева тоже есть супруга. По закону они имеют право на половину совместно нажитого имущества. Тем не менее, судебные исполнители эти доли не выделяют, имущество стоит мёртвым грузом, – говорит адвокат Петров.

– Давление извне было колоссальным и на судебную систему, и на правоохранительные органы, и на нас, адвокатов, и на наших клиентов. Давят на самих судей, которых назначают рассматривать наши исковые заявления и жалобы. Это сказывается в том, как отказывают нам, отказывают самим Матаевым, отказывают супруге Сейтказы и супруге Асета, отказывают Национальному пресс-клубу и Союзу журналистов как общественным организациям. Очень хорошо чувствуется, что до сих пор на судей кто-то давит, – констатирует Андрей Петров.

Аналогичное мнение сложилось и у его коллеги Мадины Бакиевой.

– Некоторые судьи открыто нам говорят о том, что они не могут принять законного решения. По закону никто ничего делать не хочет или не может. Кому-то недостаточно было лишить Матаевых свободы и имущества – кому-то было нужно, чтобы они находились в местах лишения свободы, – подчеркнула Бакиева.

Мы же, поблагодарив наших коллег-правозащитников из Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» за рассылку пресс-релиза с записью выступления адвокатов председателя СЖК и гендиректора КазТАГа, отметим ещё и такой факт, что Сейтказы Матаеву в последний день этого месяца предстоит отметить свой 63-й день рождения, и это будет второй его день рождения в заточении.

При этом в нашем правозащитном календаре 31 октября занимает особое место как День политического заключённого в СССР, который в 70-80-х годах прошлого века отмечали в мордовских и пермских лагерях тогдашние узники совести. И далеко не все из них были осуждены по откровенно политическим 70-й и 193-й статьям тогдашнего Уголовного кодекса. Не так уж редко для нейтрализации «политических» применялись экономические статьи УК РСФСР, КазСССР и других союзных республик, а органом уголовного преследования бывало не напрямую КГБ, а «простая» милиция или ОБХСС – по нынешнему полиция и антикоррупционное ведомство.

Посмотрим, изменится в этой связи ли положение Сейтказы Матаева и его сына и собрата по несчастью Асета Матаева к указанной дате 31 октября, да хотя бы и в последующие два месяца текущего года.


Добавить комментарий