КАЗАХСТАНСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОННОСТИ

«Когда мы наблюдаем дискриминацию, мы живем не в демократическом обществе, хотя можем сколько угодно притворяться и обманывать себя, говоря, что мы живем в демократии».


Мы уже писали, что в Астане на этой неделе проходил круглый стол по обсуждению «дорожных карт» и индикаторов оценки выполнения рекомендаций международных органов, организаций и консультативно-совещательного органа Диалоговая площадка по человеческому измерению в области права на недискриминацию.

Сегодня мы решили поговорить с Гулзадой Сержан, со-основательницей феминистской инициативы «Феминита», предложившей два пункта из семи «дорожных карт».

- Гульзада, вы можете объяснить, что для Вас является дискриминацией?

- Дискриминация  - недостаточное обеспечение государством прав людей на основе разнообразия при равных условиях их жизни в демократическом обществе.

Позвольте мне объяснить мое определение более подробно. Люди бывают разные: как по внешним признакам, так и по мировоззрению, умственным способностям, навыкам и прочими характеристиками.  Со всеми своими характеристиками люди живут в обществе, двигаются по улицам, кушают, одеваются, встречаются, разговаривают, учатся, работают, влюбляются, в кино ходят и т.д. Это - жизненные потребности людей. В демократическом обществе люди должны быть наделены правами, выполнение которых обеспечивает государство через свои институты: законодательные органы, суды и исполнительные органы, чтобы людям никто или ничто не препятствовал осуществить свои жизненные потребности. Люди, в свою очередь, содержат такое государство, платя налоги.

Если общество не демократическое, тогда система взаимоотношений между людьми может строиться по-другому. Тогда некоторые люди по каким-то признакам могут быть наделены большими правами, некоторые люди меньшими правами.

Поэтому, когда мы наблюдаем дискриминацию, мы живем не в демократическом обществе, хотя можем сколько угодно притворяться и обманывать себя, говоря, что мы живем в демократии.

Приведу пример дискриминации. Например, список запрещенных профессии для женщин. Ты решила стать крановщицей - хорошо крановщикам платят. Как раз тебе нужны деньги, дочку в садик отдавать. Физически ты сильна, полагаешь ты, отучилась чему надо, владеешь навыками. Хочешь устроиться на работу крановщицей. А тебе говорят: «Ты родилась с “неправильным” полом». Посмела возразить, на тебя обливается шквал общественного осуждения: «Дура, о тебе же заботятся! Ты же будущая мать! Вон, иди маляркой работай!» Т.е. решили за весь женский род на уровне государства, что женщины сами не способны выбирать профессию. Государство знает лучше. Таким образом, государство посылает сигнал всем женщинам, что они не способны принимать решения сами. Оно ведет политику, что всё, на что способны женщины - рожать рабочих и трудящихся или женщин.

- Испытываете ли вы дискриминацию по какому-либо признаку лично в отношении вас?

- Есть такое понятие как интерсекциональность. Люди могут принадлежать различным группам, которые можно определить по признакам или, можно сказать, характеристикам. Дискриминируют людей по признакам. Поэтому, если существует дискриминация женщин, то это касается меня. Если существует дискриминация лесбиянок, т.е. гомосексуальных женщин, то это тоже касается меня. Если существует дискриминация казахов и казашек, то это тоже касается меня. Если существует дискриминация людей среднего возраста, тогда это тоже коснется меня, потому что я сейчас вхожу в этот возраст.

Таким образом, дискриминация может касаться отдельную личность по нескольким признакам. Объясню на примере: дискриминацию для гомосексуальных людей. Государство наше не признает никакие гомосексуальные союзы. Оно выдает свидетельство о браке только гетеросексуальным парам. Это означает, что государство мои привязанности, мою совместную жизнь с другой женщиной, ведение совместного хозяйства, любовь и партнерство - не считает необходимым признать. У меня нет никаких прав овладения документом, которое привычно для гетеросексуальных пар. Опять же выдачей таких документов по признакам сексуальной ориентации или еще другими дискриминирующими законами и правилами государство посылает сигнал, что гомосексуальность в этом государстве нечто нелегальное. Опять же общество встает в защиту такого государства как в случае с крановщицей: «Ишь, чего захотели! Делайте у себя в спальне чего хотите. Не надо нам тут гомосексуальной пропаганды! Может, еще скажете, что хотите оформить брак со своей собакой?!» Это приводит к тому, что гомосексуальные люди получают сигнал - у тебя меньше прав и возможностей в этом обществе. Сигналы о том, что ты - женщина ущербная и должна стыдиться, спрятаться и исчезнуть дает тебе ощущение, что твоя жизнь не полноценная. 

- Свидетелем каких проявлений дискриминации вы становитесь чаще всего?

- Думаю, дискриминация женщин самая заметная. Потому что она касается больше половины населения всей страны, и, вообще, половины населения всей планеты. Официальная статистика такая: в Казахстане за одинаковый труд, будучи женщиной, ты получишь в среднем на 27% меньше оплаты, чем мужчина. Будучи женщиной, заняться политикой и принятием решений в этом государстве ты имеешь 10% шансов. Это ровно наполовину ниже, чем показатель по миру. По всему миру женщины имеют возможность продвигаться в политике всего 20% в среднем. Т.е., когда ты родилась девочкой, на тебе клеймо, твой голос будет еле слышен, с тобой будут очень редко считаться. Жизнь твоя будет не такая уж полноценная, какой бы тебе хотелось. Тебе будут указывать, как пользоваться своим телом. Все, кроме тебя, лучше знают, что для тебя лучше. Твое мнение никого не интересует. Конечно же, единственное на что ты способна - это материнство. Причем, особо не спешат тебе помочь, когда ты становишься матерью.  Угодить обществу женщинам крайне тяжело. Если что-то плохое, ассоциируется это с женским. Тебя не будут рассматривать как личность. Если ты родилась с лидерскими качествами, вполне возможно будут обесценивать их и называть тебя ненормальной. Стигматизация женщин на каждом шагу и со всех сторон.

Я уверена, что большая часть людей, которые прочитают эти строки, будут сильно возмущены и подвергнут их сомнению отчасти от того, что это говорит женщина.

- Есть ли у вас какие-либо соображения по решению данных проблем?

- Здесь я приведу слова Екатерины Шульман. Она говорит, если в обществе обсуждают какую-то проблему, то это означает, что эта проблема почти решена. Когда я изучала математику, тоже говорили, если поняли правильно задачу, считай 50% задачи уже решена. Нужно обсуждать проблему.

Дискриминация вредна для здоровых отношений между людьми в обществе. От нее всем плохо. Той части, которая подвергается большей дискриминации, крайне плохо. А другой, менее дискриминируемой части, живя по соседству с несчастной половиной, не удастся высоко вспорхнуть.

Никому удовольствия не доставит, прибыль не принесет страдание соседей. Эксплуатация других, не похожих на тебя людей, возможно, тебе кажется экономически выгодным. Например, иметь жену, которая создает уют дома, рожает, убирает, готовит, молчит и слушает, оказывает эмоциональное и сексуальное обслуживание бесплатно.

Но, есть другие виды взаимоотношений, когда в другом человеке / человечице ты видишь соратника/цу, партнера/ку. И, при таком союзе возможно удовлетворение эмоциональных и сексуальных потребностей. При этом не только одна половина получает удовлетворение, но и вторая.

Я считаю, что обсуждая проблему, понимая ее суть, можно найти решение, выгодное всем.

- «Первая рекомендация - Осуществить обзор и пересмотр действующего законодательства Республики Казахстан в целях приведения его в полное соответствие с положениями Конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Вторая – повысить уровень информированности населения о праве на недискриминацию и обеспечить, чтобы существовали эффективные средства правовой защиты с открытым к ним доступом для жертв дискриминации».

Это ваши рекомендации по «дорожной карте». Как вы пришли к ним? Можно о них поподробнее.

- В 2016 году казахстанская феминистская инициатива «Феминита» в Комитет по правам человека ООН представила альтернативный отчет о нарушении прав людей по признаку СОГИ (сексуальной ориентации и гендерной идентичности). В результате Казахстан получил рекомендаций дать всеобъемлющее определение всех форм дискриминации по всем признакам, по которым может произойти дискриминация, включая СОГИ.

Нужно отметить, в разные годы гражданское общество Казахстана докладывало о различных формах дискриминации по различным признакам. Мы по приглашению Бюро по правам человека и соблюдения законности присоединились к Рабочей группе экспертов для создания дорожных карт для выполнения множества рекомендаций, которые Казахстан получил за несколько лет.

На встрече экспертов после обсуждения пришли к выводу, что гражданское общество и государство должны вести диалог по выполнению рекомендаций. Иначе получится так, что государство по-своему оценивает выполнение рекомендаций и отчитывается, что все выполняется. А гражданское общество год за годом фиксирует дискриминацию за дискриминацией. Поэтому возникла необходимость создать дорожные карты, где гражданское общество излагает все мероприятия, которые должны провестись государством, чтобы считать, что рекомендация выполнена. Кроме того, в дорожной карте мы вводим индикаторы, по которым будем оценивать выполнение этих мероприятий.

В дорожных картах, подготовленных «Феминитой», как и все другие эксперты в своих рекомендациях, над которым они работают, объединили несколько рекомендаций. В первой дорожной карте мы указываем на то, что государство должно принять анти-дискриминационный закон, где оно дает всеобъемлющее определение. Мы описываем, как оно должно создавать такой закон. Кроме того, оно создает государственный орган - комитет анти-дискриминации. Мы, правозащитники, от гражданского общества должны будем мониторить и давать оценку, насколько эти мероприятия качественно проводятся. Если государство выполнит все мероприятия, которые указаны в дорожной карте, по всем индикаторам получит оценку положительную, тогда можно считать, что рекомендация выполнена.

Вторая рекомендация - не менее важна. Здесь речь идет о повышении информированности населения о дискриминации. В дорожной карте мы описали ряд мероприятий, где государство должно выделить средства, включить в свои планы, проводить тендера для информирования населения о проблемах дискриминации через СМИ и образовательные программы. Кроме того, оно должно обучать полицейских, юристов/ок и адвокатов/ок, чтобы они при выполнении своей работы понимали, что такое дискриминация.

Таким образом, мы считаем, что делаем вклад в развитие общества в сторону демократизации.

- Спасибо Гулзада за содержательную беседу!

Присоединяйтесь к обсуждению публикации на Facebook: