39-й конгресс FIDH «В борьбе за права человека». День первый

24.08.2016

FIDH или  Международная федерация за права человека – международная правозащитная организация, основанная в 1922 году. Сегодня в нее входят 178 правозащитных организаций из более чем 100 стран мира. Члены FIDH работают в разных направлениях: права женщин, беженцев, мигрантов, борьба с пытками и пр.

Нынешний конгресс патронирует лауреат Нобелевской премии мира 1984 года, борец с апартеидом, англиканский архиепископ Кейптаунский Десмонд Туту. Среди собравшихся активистов, журналистов и правозащитников было много представителей из Африки.

Первым взял слово директор FIDH Карим Лахиджи, который в своей речи отметил важность деятельности правозащитников.


Уважаемые делегаты, дамы и господа! Открытие конгресса на Конституционном холме символично. Здесь бросали в застенки активных правозащитников, которые выступали и боролись с апартеидом. Многие из них погибли. Но ценною своих жизней и свободы добились свободы для других. В Южной Африке борьба продолжается. Правозащитники продолжают отстаивать свободы и права. Зло угрожает повсюду нашему достоинству. Вы все бьете в колокола, чтобы правительства наши обратили внимание на нарушения прав человека и признали свою обязанность соблюдать права человека. Необходимо создать безопасные условия для деятельности правозащитников. Мы добиваемся справедливости для всех, – сказал во вступительной речи Карим Лахиджи.

Он также отметил, что на конгресс сумели попасть не все члены федерации, так как некоторые пропали без вести в своих странах. Многим из тех, кто все-таки смог посетить мероприятие, также приходится нелегко на родине. Дело в том, что в некоторых странах правозащитники вынуждены рисковать собственными жизнями для защиты прав человека. Со стороны государств в отношении многих правозащитников поступают угрозы, идет давление на них и воспрепятствование их деятельности. Тем не менее, Лахиджи считает, что движение за права человека имеет мощную силу, и все вместе мы сможем отстоять принципы права и свободы.

Следующее слово взяла Алиса Монте, представитель ассоциации трех организаций юристов Зимбабве. Свое приветствие она произнесла на всех рабочих языках конгресса. В своей речи Монте обратила внимание участников на позитивные реформы, которые происходят в Южной Африке, не забыв рассказать и о существующих проблемах.


В Южной Африке очень много студентов, которые борются за права молодежи, женщин, беженцев, ЛГБТ и других. Тем не менее, со стороны государства идет противодействие и закручивание гаек якобы во имя борьбы с терроризмом. Мы все боремся за права человека. На этом форуме есть возможность обменяться позитивным опытом. Нельзя останавливать борьбу с пытками. Важно вспомнить всех жертв – женщин, которые пострадали за свою деятельность и от сексуального насилия, уголовных преследований в своих странах, – резюмировала свою выступление Монте.

На конгрессе выступил и заместитель верховного судьи ЮАР Дикганг Мосенеке, который отметил, что данное мероприятие имеет очень важное значение.


Это важно для Манделы и для всех нас. Важно отметить заслуги женщин-правозащитниц. Нарушения прав человека должны быть остановлены. Несмотря на гонения и преследования, правозащитников становится больше, потому что люди не могут молчать, когда происходит несправедливость. Очень важно знать, что мы не одни. Мы должны продолжать опираться на принципы и стандарты международных прав и свобод. Важно, что мы все взаимосвязаны. Мы заботимся о безопасности друг друга. Правительства Южной Африки работают с гражданским обществом, и оно заботиться о правах человека, – отметил замминистра.

Также с приветственным словом выступил и бывший судья Конституционного суда ЮАР Жастик, который попросил не называть его бывшим зэком и отметил значимость проходящего конгресса.

– В мире огромное число правозащитников, они защищают разные, но важные права. Сегодня проходит очень важный форум. И это место, где проходит данный конгресс, имеет огромное значение для всех нас. Наша земля, которая выходит из конфликта и еще не так давно была колонизирована, имела разные предрассудки. Сейчас они сброшены и общество стремиться быть толерантным. Заботиться, чтобы восстановить справедливость в отношении всех. Проводится огромная работа по верховенству права, по земле, по правам ЛГБТ, люди борются за свои трудовые права. Люди без страха заявляют о своем несогласии на митингах, – привел достижения Жастик.

Также он отметил, что одной конституции мало, какой бы хорошей она не была. Очень важным является системная работа и мониторинг по коррупции, праву на землю, гендерному равенству, социальным правам. А правительства не должны бороться с гражданским обществом, но обязаны прислушиваться к своим гражданам.

Я бы хотел, чтобы идеальное общество стало реальностью. Злоупотребления властью не должно быть нигде: ни в правительства, ни в бизнесе. Нигде! – закончил свое выступление Жастик.

Следующим выступил партнер конгресса, секретарь международной организации здравоохранения Микаэль Жан. Он отметил, что их организация работает в партнерстве со специальном докладчикам по правозащитникам. Вместе они помогают правозащитникам бороться против пыток и защищают их, когда на них нападают. В связи с этим Микаэль высказался о необходимости выработки совместных рекомендаций для решения вызовов в наших странах.


Жестика Мукоко, известная адвокат и правозащитник Зимбабве, рассказала участникам о том, как преследуют правозащитников в ее родной стране. В частности, она рассказала о пытках и преследованиях в отношении ее самой.


В нашей стране пропажа правозащитников без вести – обычное дело. Полицейские бездействуют. Правозащитники – это достойные люди, но только не в Зимбабве. Люди, защищающие права женщин и детей, преследуются у нас и их могут похитить или арестовать. Иногда их обвиняют в том, что они являются агентами. Большинство случаев нападений на правозащитников оправдываются. Государство их преследует. Правозащитников обвиняют и над ними издеваются. Их офисы подвергаются нападению, – поделилась будничными реалиями из жизни Мукоко. – Бывают случаи, когда правозащитников обвиняют в свержении правительства. Поэтому тема конгресса сегодня очень актуальна для нас.

После обеда, перед тем, как участники разошлись по группам, выступили эксперты по разным темам. Одним из ораторов по теме свободы объединений и ассоциаций был специальный докладчик ООН Майна Киаи.


Второй эксперт затронул вопрос, касающийся гражданского общества в целом, вопросы донорства, деятельности НПО, профсоюзов и НПО, работающих с группами ЛГБТ.


Юлия Брум, член Европейской ассоциации и G8, отметила, что под предлогом борьбы с терроризмом государства начали ущемлять права человека с 11 августа 2001 года.


Данное мнение поддержал и Александр Черкасов, член правления правозащитного общества «Мемориал», выразив мысль о том, что сейчас тяжелое время для всех.


В России борьба с терроризмом началась в 2001 году. Впоследствии она переродилась в борьбу с «иностранными агентами» в лице правозащитников. Более 100 организаций объявлены агентами, в перспективе к уголовной ответственности могут привлечь их руководителей. Все права и свободы, гарантируемые Конституцией, ограничиваются другими законами. Сегодня в России на правозащитников ставят бельмо, как нашивали звезды на евреев во времена нацисткой Германии. Законодательство за 4 года уничтожило все правозащитное сообщество. Но НПО сопротивлялись и продолжают сопротивляются, несмотря на штрафы и доносы. Важно понимать, что НПО должно контролировать государство, а не наоборот. И нам необходимо доказать, что этот закон не должен существовать, – заключил Черкасов.

Пятый оратор – вице-президент Елси Монти выразила озабоченность по поводу преследования правозащитников и подчеркнула, что ситуация очень сильно схожа во всех странах.

Джордж Кагора, член комиссии по правам человека в Кении, в своем выступлении отметил, как важно бороться с терроризмом, не нарушая права человека.

Угрозы гражданским правам в контексте миграции в Евросоюз видит Дмитрий Чристополис, представитель Лиги за права человека. По его мнению, сегодня миграция стала настоящей проблемой, которая угрожает безопасности. Поэтому необходимо что-то делать с вынужденным передвижением беженцев.


Добавить комментарий