Именем беззакония

06.10.2016

История началась еще в прошлом году, когда акимат города Астаны в лице ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны» принял решение об изъятии под свои, ну или официально – под государственные нужды – земельных участков с домостроениями, расположенных по пр. Б. Момышұлы до ул. Сарыайшық, для проектирования и строительства новой трассы.

И все бы ничего, да камнем преткновения стала оценка недвижимого имущества. Государство, то есть акимат, определило стоимость по выкупу участков на уровне цен 2011 года. Тех, кто не согласился на данные условия, решили выселять в судебном порядке, игнорируя альтернативные предложения собственников.

Мы купили землю с домом в 2011 году за 30 миллионов тенге или 220 000 долларов США. Брали недвижимость в кредит, поэтому сегодня она находится в залоге, в банке. За это время поверх уплаченной суммы, мы уже в виде процентов уплатили еще 12 миллионов тенге. Покупали, конечно, в долларах. Согласно трем независимым оценкам наша собственность стоит не менее 60 миллионов тенге. Даже компания-подрядчик, занимающаяся сносом, сделала оценку в 59 миллионов тенге, – делится Гульшад Мелькова.

В свое время дом был приобретен для работы в нем филиала небольшой торговой компании  «Диана-XXI», директора которой Гульшад и является.  Но и поскольку пространство позволяло, в этом же доме и проживали сотрудники организации.

Несмотря на это Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны в судебном порядке добилось признания оценки стоимости имущества по цене начальной покупки – в размере 30 миллионов тенге. По словам Гульшад, во всех инстанциях на процессах допускались грубые нарушения, а доводы представителей собственников не были и вовсе услышаны.

Районный суд нас не выслушал вообще. В первый раз нас пригласили, тогда не было истца. Они перенесли. На втором заседании мы уже наняли юриста и наш представитель был в суде, но его просто не пригласили на процесс. А судья потом вышел и сказал, что вынесли заочное решение, так как мы не явились! Подали апелляцию в городской суд. Там вынесли решение на шести листах за пять минут. Подали в Верховный суд. Ответа ждали более месяца. В итоге получили классическую отписку, что рассматривать наше дело не будут, – поведала о своих скитаниях Гульшад.

Попытки привлечь внимание к своей проблеме со стороны государственных и судебных структур, а также партий и общественных объединений не увенчались успехом.

Мы предъявили как в суд, так и в акимат все справки о том, что наше имущество стоит дороже. Писали акиму Астаны, писали в Палату предпринимателей, даже в партию «Ак Жол». Все без толку, от последних даже отписки не получили. Палата предпринимателей говорит, что не могут ничего сделать, потому как нет денег. Это понятно. Но если нет денег, тогда не сносите дома! Оставьте людей в покое! А если вы забираете под государственные нужды, выдавайте равноценную стоимость. Мы ничего особого не просим. Мы хотим равноценную недвижимость в хорошем районе, чтобы мы могли куда-то переехать, – озвучила позицию сносимых Гульшад.

В свою очередь, по ее словам, есть собственники, у которых все сложилось как нужно.

Есть люди, которые получили большие суммы. Кто-то 185 миллионов тенге получил. Это выше рыночной стоимости в два раза. А нам дают именно по договору купли-продажи 30 миллионов. Мы неделю назад были в Астане. Все исколесили. В принципе, за 60 миллионов можно что-то купить равноценное. Но за 30 мы можем купить только сарай, где-то в 40 км. от Астаны.

В случае, если не удастся отстоять свое имущество, то, по словам исполнительного директора ТОО «Диана-XXI» Александра Мелькова, им придется закрывать компанию. Тем не менее, руководство фирмы готово идти до конца.

Такое ощущение, что они вынуждают нас туда переехать с детьми и до последнего отстаивать дом. Бензин, газ? Они этого добиваются? – горячится он.

К слову, по мнению собственников, многие домостроения не подпадает в границы предполагаемой новой дороги. Так что вполне возможно, что эта земля будет использоваться под застройку коммерческой недвижимости.

Мнения о незаконных действиях представителей власти придерживается и юрист, представлявший интересы сносимых Замзагуль Темирбулат. По ее словам, равноценной компенсации за изымаемое имущество не получили 26 собственников. И только один, по непонятным причинам, получил адекватную оценку стоимости домостроения.

Всего под снос идут 26 собственников. Никто из них не получил равноценную компенсацию. Такие же дома, такие же коттеджи, такие же земельные  участки в 10 соток, ни кто не смог приобрести. Все ухудшили свое положение, сумев на эту компенсацию купить 2-3 комнатные квартиры на окраине города. В то время, как до этого они жили в престижном районе. Исключительный случай – один человек получил практически в 10 раз больше, чем его соседи. За идентичную собственность ему было предложено 280 миллионов тенге, а потом суд уменьшил компенсацию до 180 миллионов, – уточнила юрист.

На сегодняшний день добиться нормальной компенсации пытаются всего три семьи – остальные поняли бесперспективность «бодания» с государством и переехали в квартиры на отшибах . Однако, как считает юрист, все можно было бы решить и по закону, который вполне четко позволяет прийти к обоюдному согласию. Но закон, как водится, работает не для обычных смертных.

Есть хорошая статья, которая бы все эти вопросы решила – статья 208 пункт 2 «Закона о государственном имуществе». В ней указано, что по требованию собственника должна произвестись повторная оценка на момент выплаты компенсации. Но нас ни кто не слушает. Нам выплатили компенсацию в размере оценки имущества на момент уведомлений о сносе. Тогда доллар стоил 180 тенге. Когда же люди получили на руки деньги, доллар вырос до 390 тенге. Рынок совершено изменился. Если бы была переоценка, то тогда все были бы довольны, – полагает представитель сносимых.

Действие государственных органов Замзагуль Темирбулат оценивает как государственное рейдерство, в результате которого люди разочаровались в судебной системе. 

Акимат, суды, прокуратура не заморачиваются. Индивидуальные решения какие-то никому не выносят. Всех гребут под одну гребенку. По нашему мнению, это было не государственное изъятие, а государственное рейдерство. Все государственные органы в заговоре отобрали у людей бессовестнейшим образом участки с домами и дали мизерную компенсацию. Люди, видя, что бесполезно что-то доказывать, махнули рукой и съехали. Даже адвокаты не берутся за такие дела, говоря, что все это изначально проигрышно. На самом деле, суды – это инквизиция, где идет казнь собственника. Сидит судья, который не дает вообще никому рта открыть. Сидит прокурор, свое талдычит. И сидит акимат. И все трое выступают против собственников. Собственники это видя, решают, что бесполезно судиться и опускают руки.

Тем не менее, три семьи намерены идти до конца. Тем более что не за горами тематическое ЭКСПО и проблемы тех, у кого, по сути, отбирают собственность (в том числе и у малого предприятия) может выйти за границы Казахстана, чтобы потенциальные инвесторы на три раза подумали «а оно нам надо?».

Астана и Алматы почти десяток лет представляют собой арены битвы за жилье, которое государство упорно изымает у обычных собственников. Дворцы, пусть даже расположенные в природоохранных зонах, конечно, никто трогать не станет. Зато власти по полной отыгрываются на обычных людях. И у последних победить в необъявленной войне с родным государством шансов почти нет.

Относительно недавно – в июне астанинец Адильбек Мейрамов едва не взорвал свой дом, который власти также «отметали» под госнужды. Благодаря тому, что ситуация могла завершиться трагедией, семье Мейрамова была предоставлена более менее равноценная замена. А уже в июле прокуратура вдруг озаботилась тем, на каком основании десятки семей получили право на строительство (притом, что за все было заплачено и оформлено по закону). Теперь все жители поселка рискуют по воле прокурорских лишиться единственного жилья.


Добавить комментарий