[image: image1.png]KAZAKHSTAN INTERNATIONAL KASAXCTAHCKOE MEXAYHAPO AHOE
'BUREAU FOR HUMAN RIGHTS BIOPO TIO IIPABAM GENOBEKA
AND RULE OF LAW W COBAIOEHMIO 3AKOHROCTH

MONITORING Lﬂ' MOHUTOPUHI

Human Rights =5 Cumyanyun
Situation AT € npasami Yeaoeexa
in Kazakhstan ““""’“" ¢ Kazaxcmane




Содержание:

«Свобода слова, получения и распространения информации»

* «Суд решил, что у меня мозги экстремиста»
Стр.1
* Евродепутаты поддерживают «Республику»
Стр.3
* «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…» (соб.инф.)
Стр.3
* В Алматы приостановили выпуск газеты «Правда Казахстана»
Стр.5
«Право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного 

или унижающего достоинство обращения и наказания»

* Плата за жестокость
Стр.6
# # #

«Свобода слова, получения и распространения информации»

«СУД РЕШИЛ, ЧТО У МЕНЯ МОЗГИ ЭКСТРЕМИСТА»
Наталья РОДНАЯ, интернет-портал «Республика»
21 февраля 2013 г.

Быть «главным читателем» неугодной властям газеты все-таки нельзя. К такому выводу пришел судья Молдашев горсуда Алматы, рассматривая апелляцию по делу Татьяны Трубачевой. Рассмотрение апелляционной жалобы состоялось сегодня, 21 февраля. 

Напомним, что Специализированный межрайонный административный суд Алматы привлек Татьяну Трубачеву к ответственности по статье 524 КоАП РК (неисполнение судебного решения) за то, что она значилась в выходных данных газеты «Рипаблик» как «главный читатель». При этом в том самом судебном решении, за неисполнение которого ее оштрафовали на 20 МРП, ни слова не говорится ни о самой Татьяне, ни о том, что ей запрещается работать журналистом, не говоря уже о том, чтобы быть читателем.

Апелляционную жалобу рассматривал судья Молдашев. Татьяна Трубачева пояснила ему, что в иске прокуратуры о запрете ряда СМИ она не значится ни как ответчик, ни как третья сторона, поэтому на нее данное решение суда не может распространяться никоим образом.

- Меня обвиняют в том, что я выпускала газету «Рипаблик» как главный редактор. Но это неправда. В выходных данных и во всей документации главным редактором значится другое лицо. Я там числюсь главным читателем, это лишь дань уважения журналистскому коллективу, с которым я когда-то работала, — доходчиво объяснила она суду.

Она сообщила, что не принимала участия в создании того номера. К слову, в административном суде ни судебный исполнитель, ни прокурор не смогли доказать обратного.

Прокурор, видимо, витал где-то в облаках и еще два раза переспросил, какое отношение к газете «Рипаблик» имеет Татьяна Трубачева.

-То есть вы утверждаете, что к газете «Рипаблик», которая была выпущена 25 января и 1 февраля, вы не имеете никакого отношения? — не унимался прокурор.

- Нет. Никакого отношения к выпуску я не имею! — был ответ.

В свою очередь адвокат Ольга Ким подчеркнула, что к материалам дела приобщены приказы о роспуске коллектива от 26 ноября 2012 года и об освобождении от занимаемой должности Трубачевой, на что административный суд не обратил внимания.

- Эти приказы никем не оспаривались. Суд не принял во внимание статью Трудового кодекса РК, которая гласит, какие документы подтверждают трудовую деятельность. Эти приказы подтверждают отсутствие трудовой деятельности. Суд первой инстанции сделал неправильные выводы. Мы просим отменить постановление суда и прекратить дело в связи с отсутствием правонарушения, — заявила адвокат.

Прокурор же просил суд оставить постановление административного суда без изменений, сославшись на статью российского интернет-портала «Республика», в которой говорилось лишь о том, что вышел второй номер газеты «Рипаблик».

Суд второй инстанции после недолгих раздумий постановление адмсуда оставил без изменений.

- Фактически суд признал, что у меня экстремистские мозги! Иск был в отношении СМИ, а не отдельно взятого журналистского коллектива или отдельного журналиста. Надо было сразу подать иск к журналистам, что, к примеру, они мыслят по-экстремистски, — прокомментировала ситуацию Татьяна Трубачева.

...Напомним, что 25 декабря 2012 года суд Медеуского района Алматы вынес решение удовлетворить иск прокуратуры города признать «единым СМИ» несколько десятков СМИ, в названии которых имеется слово «Республика». Всем входящим в это «единое СМИ» печатным изданиям и интернет-ресурсам запрещается деятельность на территории Казахстана. Исковое заявление городская прокуратура вытянула из приговора политику Владимиру Козлову, в котором газета «Голос республики» была названа экстремистским изданием.
ИСТОЧНИК:

Интернет-портал «Республика»
www.respublika-kaz.info/news/politics/28775/
* * *
ЕВРОДЕПУТАТЫ ПОДДЕРЖИВАЮТ «РЕСПУБЛИКУ»
Редакция интернет-портала «Республика»
21 февраля 2013 г.

Даже по именам членов Европейского парламента видно, что «делом единого СМИ» заинтересовались политики из разных стран. Так что утверждение самих «республиканцев», что прокурорским иском и судебным решением о закрытии изданий и сайтов власти окончательно похоронили имидж Казахстана, получает все новые доказательства. 

«22 февраля в апелляционной инстанции суда в Алматы пройдет финальное слушание в процессе против «единого СМИ «Республика», — пишет в своем обращении к Алмазу Хамзаеву, послу РК в ЕС, депутат Евроейского парламента Соня Алфано. — Я буду пристально следить за процессом и надеюсь, что апелляционная инстанция рассмотрит дело «единого СМИ», максимально учитывая Всеобщую декларацию прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, так как Казахстан подписал оба документа».

«Будучи депутатами Европарламента, мы также по-прежнему обеспокоены угрозой уголовного наказания для журналистов за их профессиональную деятельность и призываем Казахстан придерживаться его международных обязательств в сфере защиты свободы слова и прессы», — дополнили коллегу  Ричард Ховетт, Ана Гомез и Лииза Яаконсаари.

Депутат коалиционной партии «Гражданская платформа» Марчин Свентицкий из Польши также озабочен проблемами СМИ в Казахстане. «Я считаю, мы не можем оставаться равнодушными к этой ситуации», — сказал он в своем недавнем обращении к нижней палате польского Сейма. Теперь он вместе с депутатами Европараламента задает вопросы казахстанской власти.

Члены Европарламента уверены, что Казахстан, как нынешний член Совета ООН по правам человека, «имеет особые обязательства уважать, продвигать и реализовывать международные стандарты в области прав человека».

Мы не знаем, услышат ли в Акорде голос Европы (куда так стремится Казахстан согласно одноименной госпрограмме), но нас греет мысль, что в этот трудный час редакцию поддерживают столь уважаемые люди и столь уважаемые международные организации.
ИСТОЧНИК:
Интернет-портал «Республика»
www.respublika-kaz.info/news/politics/28784/
* * *
«ТЫ ВИНОВАТ УЖ ТЕМ, ЧТО ХОЧЕТСЯ МНЕ КУШАТЬ…»
Редакция сайта Bureau.kz
23 февраля 2013 г.
Чуда, как ожидалось, не произошло. 22 февраля городской суд Алматы оставил в силе решение Медеуского районного суда в отношении «единого СМИ», поставившего крест не только на ряде оппозиционных медиа, но также на сторонних изданиях, попавших под раздачу, как и на самом праве журналистов на их профессию.
Заседание городского суда под председательствованием судьи Адильбаевой мало чем отличалось от ранних слушаний в райнном суде. Разве что на всё про всё суду потребовалось всего несколько часов. 

Адвокаты ответчиков – четырех ТОО, собственников изданий, фигурировавших в прежнем приговоре, заново аргументировали всю нелепость ситуации, когда без проведения экспертиз, не имея конкретных ответчиков, не указав даже, какие именно материалы и в каких изданиях разжигали социальную рознь, суд вынес решение в пользу стороны обвинения – прокуратуры. Уже знакомый по предыдущему процессу представитель прокуратуры Ауталипов вновь подтвердил, что иск в отношении СМИ – ни что иное как простое желание прокуратуры в отсутствии оснований закрыть оппозиционные медиа.

И нет ничего удивительно, что судья, как это происходит в 100% случаев на всех других политических процессах не вняла логике и здравому смыслу, высказав свое предпочтение нагромождению нелепостей, названным обвинительным заключением.

Тем самым суд снова подкрепил антиконституционный запрет на профессию, которым, по сути, стал вынесенный ранее приговор.

Главный довод представителя прокуратуры – редакционный коллектив продолжает работать в том же составе и сохранять ту же редакционную политику.

Одно присутствие учредителя запретной газеты  - госпожи Байдалиновой в другой газете, имеющей медицинское направление и выходящей под редакцией авторитетного медицинского эксперта Бахыт Туменовой, автоматически перенесло запрет на выход и этого издания.   

 - Иск прокуратуры был предъявлен так, как обычные граждане иногда путают: меня задавила машина, поэтому иск предъявляю всем машинам, - стараясь как можно доходчивей объяснить суду и прокуратуре, видимо, имея объективные сомнения в юридической подкованности законников, юрист Сергей Уткин. – Но у газет есть собственники, есть издатели, и мы указали, что газеты, как машина, как столб, не может быть заслушана в качестве ответчика.

Помимо того в раннем приговоре фигурирует исчерпывающий список СМИ, которые попадают под запрет, однако и здесь суд оставил лазейку, чтобы дать возможность преследовать уже другие издания и самих журналистов, указав, что запрещается и «иной способ распространения». После чего начался очередной виток арестов тиражей новых изданий, блокировки материалов, размещенных в социальных сетях, и юридического преследования редакторов и журналистов.

Пор мнению же представителя прокуратуры, «в приговоре говорится о концептуальном содержании материалов, направленных на разжигание социальной розни и подрыв безопасности государства». Что следует понимать под термином концептуально, осталось за кадром. Зато он не преминул отметить, что «Республика» продолжает распространение тем же коллективом и с тем же редакционным направлением. Что подтвердило уже прописную истину: когда очень нужно, но нет оснований, для закрытия СМИ можно использовать любые домыслы и предположения, пусть даже самые бредовые. 

 - Нет терминов в международном праве того, что мы здесь натворили! - юрист Сергей Уткин с трудом сдерживал эмоции, понимая, что когда речь идет о произволе логика и закон отставлены в сторону.  - За границей хватаются за голову, когда узнают о нашей ситуации. Вначале они думают, что, может быть, перевод плохой, но на самом деле то, что происходит, переводу не поддается!
Впрочем, официальной Астане не привыкать выставлять себя посмешищем на международной арене, так что отсылка к тому эффекту, который произведен на цивилизованный мир, абсолютно не работает.

www.bureau.kz/data.php?page=0&n_id=5606&l=ru
* * *

В АЛМАТЫ ПРИОСТАНОВИЛИ ВЫПУСК ГАЗЕТЫ «ПРАВДА КАЗАХСТАНА» 
Новостное агентство «К1»
21 февраля 2013 г.

В Алматы специализированный межрайонный административный суд приостановил выход газеты «Правда Казахстана» на три месяца за нарушение периодичности выпуска издания. 

«Признать общественное объединение «Коммунистическая партия Казахстана» виновной в нарушении части 4 ст. 342 административного кодекса РК и назначить административное взыскание в виде штрафа 150 МРП с приостановлением выпуска газеты «Правда Казахстана» на три месяца», — сказала судья СМАС Рауза Мусакожаева, оглашая постановление в четверг.

20 декабря начальник управления внутренней политики Алматы Бахтияр Макен составил протокол об административном правонарушении в отношении собственника газеты — общественного объединения «Коммунистическая партия Казахстана», сообщает КазТАГ.

Согласно протоколу, в период с 30 октября по 19 февраля газета выходила с перерывами в 2–5 недель при заявленной периодичности 1 раз в неделю.

В свою очередь первый секретарь коммунистической партии Казахстана Газиз Алдамдаров пояснил, что в указанный период не было выпущено всего 5 номеров, и это было связано с проблемой финансирования, возникшей в связи с приостановлением деятельности партии.

Напомним, 17 января за нарушение периодичности выпуска издания был оштрафован редактор газеты «Азат» Марат Жанузаков. Газета была зарегистрирована в 2007 году с периодичностью выпуска один раз в две недели, однако два номера в декабре 2012 года вышли с периодичностью раз в неделю. Сумма штрафа составила также 64 720 тенге.

ИСТОЧНИК:

Новостное агентство «К1»
www.k1.kz/news/society/21280/
# # #
«Право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного 

или унижающего достоинство обращения и наказания»

ПЛАТА ЗА ЖЕСТОКОСТЬ
Алла БЕЛЯКИНА, газета «Караван»
22 февраля 2013 г.

Пятеро восточноказахстанских полицейских, дубинками выбивавших признания, должны были несколько лет провести за решеткой. Однако на днях двое из них вышли на свободу.

Четверо жителей Абралинского сельского округа ВКО были пойманы на краже скота. Местные полицейские решили заодно повесить на них нераскрытые кражи. И «убедить» пытались с помощью резиновых дубинок.

Потом избитых задержанных привезли в Семей. В надежде на то, что синяки скоро сойдут, один из полицейских привез двоих мужчин к себе домой. Оттуда-то аульчане смогли по сотовому телефону связаться с родней.

Через два дня, когда полицейские решили вывезти своих жертв назад, в Абралинский сельский округ, якобы для проведения следственных действий, на выезде из города машину нагнали родственники вместе с адвокатами, тут же вызвали полицию и врачей.

Избитые аульчане возместили ущерб за совершенную ими кражу, и то дело прекратили за примирением сторон. Но вот мириться с методами работы стражей порядка жертвы полицейского произвола не хотели. В итоге офицеры и сержанты оказались на скамье подсудимых.

– Суд приговорил троих офицеров полиции к трем годам лишения свободы, а двоих сержантов – к двум годам, – пояснил судья суда № 2 г. Семея Ернар Берекбулов, который вел этот процесс. – Суд учел, что действия полицейских представляли общественную опасность, при этом с их стороны не было раскаяния и ущерб потерпевшим не был возмещен. Преступление относится к категории тяжких, но, поскольку у всех на иждивении имеются малолетние дети, никто ранее не был замечен в предосудительных действиях, суд назначил минимальное наказание.

Однако осужденные полицейские подали прошение об апелляции. И на днях двое сержантов оказались на свободе. По мнению апелляционной инстанции, как подчиненные, они выполняли указания вышестоящих командиров.

ИСТОЧНИК:

Газета «Караван»
www.caravan.kz/article/58468
# # #
PAGE  
1

