• Главная
  • >
  • Гостей из туманного Альбиона казахстанские власти обманули

Гостей из туманного Альбиона казахстанские власти обманули

23.01.2023

Находящемуся под домашним арестом в ожидании возобновления судебного процесса Жанболату Мамаю суд сначала разрешил принять у себя дома британскую делегацию, но потом запретил делать это. Руководители же МИДа и профильного комитета Мажилиса и вовсе уклонились от уже назначенных встреч с британцами.

20 января в алматинском отеле «Интерконтиненталь» состоялась пресс-конференция членов делегации британского парламента, посетившей Казахстан для встречи с преследуемым казахстанскими властями оппозиционным политиком Жанболатом Мамаем и сбора дополнительных материалов по его делу, а также о январских событиях 2022 года. Перед журналистами выступили депутаты парламента лорд Кеннет Макдональд и Роберт Бакленд, а также представители британской юридической фирмы Bindmans Тайаб Али и Кейт Гулд.

Ранее, в конце октября прошлого года они провели в Лондоне пресс-конференцию по делу Мамая, после которой казахстанские власти изъяли из четырёх предъявлявшихся Мамаю статей Уголовного кодекса одну наиболее тяжкую, а именно обвинение в организации массовых беспорядков в январе 2022 года. Поскольку по остальным трём статьям лишение свободы не было предусмотрено, обвиняемого выпустили из следственного изолятора, где он провёл восемь месяцев, под домашний арест. Многие наблюдатели сочли эту «перемену участи» прямым следствием лондонской пресс-конференции.

Как мы помним, проходивший весь ноябрь судебный процесс по делу Мамая был прерван в начале декабря по требованию прокурора, заявившего о необходимости проведения повторной экспертизы. Уже в новом году прокуратура заявила о том, что по результатам означенной экспертизы Мамаю будет предъявлено новое обвинение, но каково его содержание, до сих пор неизвестно.

Британская делегация прибыла в Казахстан 15 января, имея на руках согласованную с казахстанским МИДом программу пребывания, включавшую в себя встречи в Астане с вице-министром иностранных дел Романом Василенко и председателем Комитета по иностранным делам, обороне и безопасности мажилиса Айгуль Куспан, а в Алматы – посещение находящегося под домашним арестом Жанболата Мамая. Проведение такой встречи было разрешено Мамаю председателем Бостандыкского районного суда, за которым он числится как подсудимый, однако уже после прибытия делегации это разрешение было отозвано тем же председателем суда, а встречи с замминистра и главой комитета отменены принимающей стороной без объяснения причин.

Выступая на пресс-конференции в Алматы, лорд Кеннет Макдональд, прежде занимавший должность главного прокурора Англии и Уэльса, напомнил о том, что Казахстан «подписал различные международные конвенции и соглашения в области прав человека, взяв на себя соответствующие обязательства, вступил в объединения, членами которых являются многие демократические страны. Именно поэтому мы приехали сюда», – сказал он.

Другой член комиссии Роберт Бакленд, отвечая на вопрос о составе делегации, сказал: «Мы – британские парламентарии, но мы также и юристы», подчеркнув тем самым правозащитный характер осуществляемой ими миссии.

Представитель юридической фирмы Bindmans Кейт Гулд сообщила о том, что миссия по установлению фактов по делу Мамая и январским событиям в Казахстане уже принесла результаты. Членам делегации удалось побеседовать с более чем 40 свидетелями тех событий, включая родственников людей, погибших в те дни на улицах Алматы, а также жертв пыток. На вопрос о связи между темой Кантара и делом Мамая британский юрист ответила, что «контекст январских событий важен для нас хотя бы уже потому, что господин Мамай первоначально был обвинён в преступлениях, связанных с этими событиями».

Нетрудно догадаться, что вышеназванное обвинение со дня на день может вернуться в рассматриваемый на «зависшем» судебном процессе обвинительный акт по делу Мамая (вариант: процесс начнут «с нуля» в связи с новым обвинением). Полагаю, что британским юристам и парламентариям это так же ясно, как и нам, хотя в их стране такие прокурорские игры выглядели бы совершенно дико.

Другой представитель юридической фирмы Bindmans Тайаб Али ответил на заданный ему вопрос о том, кто финансирует проводимое ими расследование, ответил, что «имена этих людей в данный момент не будут озвучены по соображениям безопасности, учитывая контекст, в котором проходит данное судебное дело». При этом он заверил, что «юридически и морально сомнительных денег в этом деле нет и быть не может, поскольку наша юридическая фирма и тем более депутаты парламента дорожат своей репутацией, а британские законы жёстко преследуют отмывание сомнительных денег».

Отметим a propos, что вопрос о финансировании был задан не с вопросительной, а скорее с утвердительной интонацией в духе презумпции злонравия некоей тайной закулисы. При этом задала этот вопрос дама, не назвавшая ни своей фамилии, ни представляемого ею СМИ или иного информресурса. Ещё одна дама, явно державшаяся в одной связке с первой, задала в аналогичной манере более чем странный вопрос: «Почему данная пресс-конференция проводится в закрытом помещении и почему на ней присутствуют одни только журналисты?» Ответ лорда Макдональда был совершенно очевиден: «Любые пресс-конференции во всём мире проводятся именно для журналистов, а местом их проведения являются (за редким исключением) пресс-клубы или пресс-залы респектабельных отелей».

Помимо четверых британцев, на пресс-конференции выступили также и двое казахстанцев, а именно адвокаты Жанболата Мамая на «зависшем» судебном процессе Жанара Балгабаева и Ернар Кожабаев. Адвокаты подчеркнули, что дело их подзащитного политически мотивированное. «Мамай уже подвергался политическим преследованиям в 2012 и 2016 годах. Единственная разница между 2016-м и 2022 годами заключается в том, что в 2016 году во время пребывания в СИЗО он подвергся пыткам прямо в камере, а в 2022 году обошлось без таких крайностей», – констатировала Жанара Балгабаева.

В завершение пресс-конференции члены британской делегации заявили, что не оставят попыток добиться встречи с Жанболатом Мамаем с одной стороны и с представителями правительства и правоохранительных органов Казахстана с другой. Они подчеркнули, что целью их приезда в Казахстан было выслушать все стороны, и ради этого они готовы повторить свой визит.