• Главная
  • >
  • Текущие проблемы пенитенциарной системы РК. Выступление на презентации Консолидированного доклада участников НПМ по итогам 2021 года

Текущие проблемы пенитенциарной системы РК. Выступление на презентации Консолидированного доклада участников НПМ по итогам 2021 года

25.11.2022

С 2014 года мы ежегодно презентуем Консолидированный доклад по результатам посещений групп НПМ.

До января этого года была уверенность, что наша работа приносит хорошие результаты и рано или поздно при должном финансировании мы сможем повлиять на искоренение такого позорного явления как пытки.

Январские события стали для правозащитного сообщества шоком, когда мы увидели, а кто-то и на себе почувствовал, что испытывают граждане, подвергшиеся пыткам. Нам необходимо понять, что произошло и как сделать так, чтобы больше подобные трагические события не повторилась в нашей стране.

Для этого мы должны использовать каждую площадку, для того, чтобы поднять дискуссию, с целью изменить существующую карательную модель правоохранительной системы, показавшую свою неспособность в критической ситуации защитить граждан и себя, соблюдая права человека.

Начну с пенитенциарных учреждений.

Общественный котроль в местах лишения свободы начал работать давно, и с появлением такого института как НПМ он получил новое дыхание. За эти годы было много сделано, как материально, так и институционально. Я думаю в своем выступлении коллеги из КУИС подробнее раскажут о достижениях КУИС. Так как времени немного, я расскажу о проблемных вопросах с которыми столкнулись участники НПМ.

Материально-бытовая база

Большинство учреждений были построены еще в начале прошлого века, по сути являясь музеем сталинской эпохи с бараками на огромное количество мест.

Коллеги из региональных групп НПМ ежегодно дают рекомендации КУИСу, но дальше косметического ремонта дело не доходит, причем ремонт делается «за счет съэкономленных средств». Что без ПСД и соблюдение ГОСТов может привести к трагическим последствиям.

Так в учреждении ГМ-152/6 при обрушении части жилого здания, в котором проживали осужденные, 11 человек пострадало, из них 3 погибли. Здание было 60-70 г.г. постройки, в пенитенциарной системе это не самое старое здание.

К примеру, Шымкентская женская колония ИЧ 167/4,вообще находится в построенной в 19 веке конюшне, которую правозащитники давно требуют закрыть,так как она не соответствуют Правилам Нельсона Манделы и Бангкокским Правилам ООН в отношении женщин-правонарушителей.

И это только вопиющие примеры в докладе есть более подробная информация.

Нас удивляет, ведь все эти учреждения находятся под постоянным контролем уполномоченных и надзорных органов. Ежегодно проводят проверки санитарно-эпидемиологическая служба, МЧС, которые несомненно видят данные нарушения, но действенных мер не принимают.

А от руководства КУИС и МВД мы слышим их сетования на отсутствие должного финансирования для строительства новых тюрем и капитального ремонта старых колоний.

Применение пыток

Но пытки и жестокое обращение с осужденными возникают не только и не сколько от устаревшей материально-бытовой базы, а в первую очередь от отсутствия четких стандартов соблюдения прав человека в местах лишения свободы, отсутствия системных знаний у сотрудников в области прав человека и самое главное – недостаточной политической воли для борьбы с пытками.

Наглядным примером являются системные жалобы осужденных, отбывающих наказание в учреждении РУ-170/3 г. Уральска построенного в 2015 году, камерного содержания. Так за 2021 год по жалобам осужденных из данного учреждения, группа НПМ по ЗКО трижды выезжали на специальное посещение, где осужденные жаловались на вымогательство со стороны сотрудников, унижающие человеческое достоинство обращение и пытки. Пытки и избиение происходили в момент обысковых мероприятий.

Аналогичные действия происходили в этом учреждении в январе 2020 года во время массового избиения осужденных, после которых к уголовной ответственности никто не был привлечен, и все уголовные дела были закрыты по реабилитирующим основаниям.

Казалось бы здесь созданы условия для соблюдения прав человека, но что не так, почему столько жалоб?

Нужно сказать что в 2020 году, мы, вместе с Омбудсменом и руководством КУИСа выезжали в эту колонию. И на круглом столе, руководитель региональной группы войск Нацгвардии, в ответ на наши рекомендации о необходимости обучения контролеров Нацгвардии норм по соблюдению прав человека, прямо сказал: «солдат не должен думать о соблюдении прав человека, он должен беспрекословно выполнять приказ. Ставьте гражданских контролеров и обучайте их правам человека. Мы будем держать периметр».

И я думаю с ним можно частично согласиться, но только в одном – КУИС должен стать гражданской структурой, настроенной на реабилитацию граждан,их лечению, обучению профессиональным навыкам, которые помогут при освобождении стать здоровым физически и духовно, конкурентным востребованным работником.

Право на свободу совести

Следующий вопрос, который я хотел бы поднять – это право граждан на свободу совести в местах лишения свободы.

Свобода совести является конституционным правом граждан и, согласно 39 статье Конституции не может быть ограничена другими нормативно-правовыми актами.

 Во многих отчетах групп НПМ отмечается, что администрация учреждений разрешает проводить обряды, «согласно распорядку дня» в «личное время».

Дьявол, как всегда кроется в деталях.

В приказе № 503 МВД РК главе 2, пункте 11 четко прописано: «Индивидуальное отправление осужденным религиозных обрядов осуществляется возле своего спального места в личное время предусмотренного распорядком дня учреждения. Помещение для этих целей не выделяется».

Граждан, которые пытаются исполнить намаз в свободное время не имеющее отношение к личному времени, но не прерывающее учебно-воспитательный процесс, наказывают. И верующие вынуждены исполнять намаз сидя, лежа, прячась от камер и контролеров, что создает дополнительные риски как коррупционные, так и репутационные.

Так как «попавшись» на исполнении намаза, верующие получают выговоры, отрицательные степени поведения.

Как следствие наличие нарушения снижает шансы на удовлетворение ходатайства осужденного на освобождение по УДО и ЗМН.

Так осужденному Нургалиеву Болатбеку, отбывающему наказание в учреждении ЗК-169/5, имеющему 2 положительную степень, положительную характеристику от администрации учреждения, погасившему добровольно иск, уже в который раз не было удовлетворено ходатайство на замену наказания на более мягкое и УДО, в связи с тем, что у него было погашенное нарушение, которое он получил, отбывая наказание в ЕЦ 166/25 п. Гранитный, за совершение намаза в дневное время, которое не является «личным временем».

Кстати по приговору по которому Нургалиева и его товарищей по несчастью осудили, Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям высказала Мнение, призвав Казахстан освободить фигурантов этого уголовного дела. Но государство , в лице МИДа и Генеральной прокуратуры молчит, а прокуратура не поддерживает ходатайства осужденного на ЗМН и УДО.

Я уверен,что и в других учреждениях ситуация не намного лучше. И она создает напряженность в колониях.

Полагаю, что подобная практика может спровоцировать конфликты по религиозным мотивам между осужденными и персоналом органов и учреждений, исполняющими уголовные наказания. Более того, со слов оперативников и теологов, имамы отказываются приходить в учреждения из-за того, что не могут объяснить осужденным как вести себя в данной ситуации.

Считаем необходимым пересмотреть приказы, регламентирующие распорядок дня осужденных, приведя их в соответствие с Конституцией, включив в них нормы, позволяющие им исполнять молитвы в положенное их вероубеждениям время.

Проблемы защиты прав женщин.

 Наиболее экстремальной формой дискриминации, с которой сталкиваются женщины – это насилие по половому признаку, то есть «насилие, совершаемое над женщиной в силу того, что она женщина.

 В учреждении ЛА 155/4 произошел подобный случай. Осужденная Джапанова. отбывая наказание, на момент прибытия в учреждение, была беременна. Она была вывезена в роддом, где при родах ребенок умер, женщина была возвращена в колонию для дальнейшего отбывания наказания. Состояние депрессии в связи с гибелью ребенка было воспринято администрацией учреждения как нарушение режима. К ней были применены меры дисциплинарного характера, в виде помещения в СУС сроком на 6 месяцев. На протяжении всего срока отбывания дополнительного наказание в СУСе на нее постоянно оказывал психологическое давление оперативный сотрудник, мужчина.  Возмущаясь нахождением в СУСе и постоянным давлением на нее со стороны оперативника , осужденная получила очередное нарушение и была помещена в ДИЗО. В ДИЗО сотрудник учреждения изнасиловал её, после чего, Джапанову . продолжили держать в СУСе, чтоб она не имела возможности подать жалобу. Не выдержав этого женщина в качестве протеста совершила акт членовредительства, проглотив ложку, после чего ей была проведена операция по удалению ложки из двенадцатиперстной кишки.  Жалобы, подаваемые ею, не принимались администрацией учреждения. Опасаясь за свою безопасность, жизнь, и здоровье, Джапанова подала письменное ходатайство о применения к ней мер безопасности.  Обратите внимание- женщину, оказавшуюся в тяжелой ситуации, вместо психологической и медицинской помощи закрыли, сначала в СУС, а затем в ДИЗО. Где ее подвергли сексуальному насилию, приковав наручниками к кровати. После того, как ее жалобы дошли до надзорных органов, ее пытались отправить в психиатрическую больницу. Благодаря вмешательству НПМ и правозащитников, было возбуждено уголовное дело по ст. 120 ч. 2, следствие по этому делу завершено и с обвинительным уклоном в отношении сотрудника передано в суд.  Подобное преступление в отношении женщин в казахстанских тюрьмах уже совершалось и , к сожалению, не послужило уроком для руководства КУИС.

Так как в нарушение Бангкокских правил ООН в женских учреждениях продолжают работать мужчины, и остаются риски для возникновения подобных случаев в будущем.

Кадровой службе КУИС необходимо учитывать гендерный аспект при назначении сотрудников для работы в женских учреждениях.

Помимо бытовых проблем, которые испытывают женщины в местах лишения своюоды, добавляются те ограничения, которые касаются осужденных на отбытие наказания в учреждениях максимальной безопасности. В основном они касаются количеством свиданий, посылок, телефонных звонков и сроком лишения свободы.

Связь с родственниками, доступ к предметам личной гигиены не должны быть инструментами воспитательного процесса.

Правоохранительной системе необходимо отказаться от существующей классификации пенитенциарных учреждений. Пилотным проектом закрыв учреждение максимальной безопасности для женщин в г. Шымкент, как несоответствующую минимальным стандартам содержания заключенных, можно в дальнейшем применить данный опыт и для учреждений, где отбывают наказание мужчины.

Отверженная тюремной субкультурой масса

В учреждениях пенитенциарной системы повсеместно эксплуатируют граждан, приобретших статус «отверженной от масс тюремной субкультурой» в качестве работников на самых грязных работах: чистка выгребных ям, канализаций, туалетов, причем труд осужденных не всегда оплачивается. И не взирая на это осужденные не жалуются и многих устраивает их статус. И это страшно. Так как они считают, что хуже уже не будет, им нечего уже боятся, они неприкасаемые.

Осужденные, относящиеся к ЛГБТ автоматически причисляются к этой группе. В некоторых учреждениях данная группа осужденных проживает в отдельном отряде. В столовых они сидят за отдельными столами, у них своя помеченная посуда.

Существование подобной дискриминации дает возможность администрации учреждения для шантажа, унижения человеческого достоинства и несомненно является инструментом пыток.

Необходимо взять на особый контроль каждый факт изменения статуса осужденного в тюремной иерархии, Также искоренить практику дискриминации этой категории осужденных при распределении работ в учреждениях и эксплуатации их на неоплачиваемых работах.

Проблемы защиты прав инвалидов

В своих отчетах, УНПМ указывают на отсутствие во многих учреждениях адаптационных средств для осужденных-инвалидов, создание доступной среды. Не решен вопрос о социальных помощниках инвалидов.

Предоставление инвалидности, проведение комиссий с приглашением узких специалистов для «актирования» осужденных, продолжает оставаться проблемой в учреждениях. И передача медицины в гражданскую не решит сразу проблему доступа осужденных к качественной и своевременной медицинской помощи, так как в гражданской медицине существуют такие же кадровые проблемы. Проблемы с коррупцией и прозрачностью выделенных на медицину средств. Поэтому необходимо обеспечить прозрачность выделяемых средств с вовлечением общественных организаций.

Возможность подачи жалобы осужденными.

Во многих отчетах УНПМ пишут, что осужденные жалуются на то, что их обращения не выходят за пределы учреждения, им не присваиваются исходящие номера, нарушаются сроки рассмотрения их обращений.

Большие нарекания вызывают работа терминалов по подаче жалоб.

Они или не функционируют, или работают с проблемами. Алгоритм подачи жалобы по терминалу сложен и многим осужденным трудно запомнить этот алгоритм. Ключевым индикатором должно стать количество поданных жалоб через терминалы, а не их наличие в учреждении.

В 11 СИЗО жилищные условия признаны несоответствующими требования национального законодательства и положениям международных стандартов. Так, участники НПМ отмечали наличие сырости, неисправность отопительных систем, недостаточное освещение, несоответствие квадратуры на одного осужденного/следственно-арестованного в камерах и т.д.

Та же ситуация с нарушением права на Свободу совести, закрепленная в 503 приказе МВД РК и распорядке дня.

Тот же спецучасток при СИЗО, где содержатся в строгих услогиях не по приговору суда осужденные.

Низкий уровень медицинского обслуживания был отмечен при осуществлении превентивных посещений 10 следственных изоляторов.

Проблемы с реализацией прав следственно-арестованных также стали предметом замечаний при посещении 10 СИЗО. В основном, отмечалось отсутствие условий содержания для лиц с инвалидностью, женщин.

Это информация за 2021 год, сейчас в СИЗО медицинскую помощь оказывают гражданские специалисты. Будем надеяться, что ситуация с оказанием медицинской помощи следственно арестованным улучшилась.

В 2021 году УНПМ было проведено 150 превентивных посещений специальных учреждений, подведомственных МВД РК. В сравнении с количеством превентивных посещений вышеуказанных видов учреждений за предыдущие годы наблюдается снижение количественных показателей. Так, в 2019 году было проведено 174 превентивных посещения в 2020 году – 158 посещений. Показатель 2021 года уменьшился на 8 посещений в сравнении с прошлогодними данными.

Постепенное снижение количества превентивных посещений учреждений, ответственных, в том числе за досудебную стадию расследований уголовных правонарушений, вызывает обеспокоенность. Анализ жалоб граждан, направленных в адрес УПЧ РК и НПМ, факты применения пыток во время январских событий демонстрируют, что именно на стадии досудебного расследования крайне высоки риски нарушения прав и свобод человека, выражающиеся в применении пыток, принуждении к даче признательных показаний Право на охрану человеческого достоинства и его неприкосновенность должно стать ключевым. Все эти факты мы наблюдали во время мониторинга арестованных во время арестов в 2019 году и в январе этого года.

Должны быть приняты новые положения, регулирующие проведение обысков камер и заключённых, подробно расписывающие роль и участие медицинских работников в дисциплинарных расследованиях.

Необходимо разработать детальное руководство по выполнению требований законодательства и нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение обысков заключённых и камер, использование инструментов сдерживания в целях обеспечения безопасности в пенитенциарном учреждении и при этом уважения человеческого достоинства заключённых.

Поэтому нахождение пенитенциарной системы в ведении МВД РК, в силу специфических целей и задач этого ведомства, не позволит обеспечить достижение социально-ориентированных и социально-реабилитирующих целей уголовно-исполнительного законодательства и будет сохранять милитаризованный и репрессивный характер уголовно-исполнительной политики, поскольку у этого ведомства главными задачами являются борьба с преступностью, ее профилактика и поддержание общественного порядка.

При таких задачах трудно ожидать, что соответствующие службы уголовно-исполнительной системы будут эффективно заниматься ресоциализацией осуждённых.


Смотрите также