Ответят за ишака?

14.07.2022

13 июля в Шымкенте начался суд в отношении трех гражданских активистов, бывших политзаключенных, арестованных после январских событий.

На скамье подсудимых в Аль-Фарабийском районном суде – Ляззат Досмамбетова, Жанмурат Аштаев и Кайрат Султанбек. Все обвиняются по статье  – «участие в массовых беспорядках» (без применения насилия).

Первое судебное заседание проходило в небольшом, где не хватало мест для всех лиц, присутствовавших на судебном заседании.

Судебное заседание началось с выступления прокурора Каратаевой, заявившей, что вина подсудимых полностью доказана материалами уголовного дела и зачитала обвинение.

Свидетель защиты Тузельбаев подтвердил, что подсудимый Аштаев 4 января находился в ауле, а на следующий день – на рабочем месте (работает охранником).

Другая свидетельница Дина Атабаева сообщила суду, что Досмамбетова в митинге не участвовала, так как 5 января она приехала к свидетельнице и ей стало плохо с сердцем. Атабаева сделала прямой массаж сердца и вызвала «скорую» и поехала с ней в больницу. Оттуда женщины вызвали такси и разъехались по домам.

До других заявленных свидетелей не удалось дозвониться, чтобы допросить их в онлайн режиме.

После чего были подсудимые Аштаев и Досмамбетова, которые не признали свою вину и еще раз подтвердили: в январских событиях они не участвовали.

Подсудимый Аштаев дополнил показания свидетеля, что имеются видеозаписи, подтверждающие его нахождение на рабочем месте в течение всего дня и он должен был постоянно отвечать по рации.

В отличие от них Кайрат Султанбек не стал скрывать, что действительно был на митинге и в громкоговоритель сказал: «Шал кет. Парламентская Республика», после чего покинул площадь.

В качестве одного из доказательств его «преступной деятельности» были предоставлены выписки с банковского счета, на что он сообщил, что действительно сумма в размере чуть более миллиона тенге ему была перечислена для выезда из страны, где его подвергали политическим гонениям.

Еще одним подтверждением «преступного замысла» стали распечатки прослушек гражданских активистов, переданных КНБ. На основании заключения филолого-психологических экспертиз в них якобы содержатся призывы к насильственным действиям.

Далее председательствующий судья Еркебулан Тулешев огласил материалы семи томов уголовного дела и долго зачитывал сообщения с сотовых номеров подсудимых. В сообщениях было и такое, что «необходимо подвести «КАМАЗ» с камнями или хотя бы ишака с тележкой».

В конце судебного заседания адвокат Жолшиев попросил приобщить к материалам уголовного дела фото, сделанное с использованием скриншота, с указанием времени нахождения Султанбека и видеозапись с места работы Ашатева.

Ранее Кайрат Султанбек был осужден на год ограничения свободы, Жанмурат Аштаев на два года, Ляззат Досмамбетова на два с половиной года по политической 405-ой статье уголовного кодекса, по которой массово привлекают к ответственности участников оппозиционных движений Демократический выбор Казахстана и Коше партиясы, признанные тайно от общественности районным судом Астаны экстремистскими. Все трое ранее уже признавались казахстанским правозащитным сообществом политическими заключенными, в настоящее время они также признаны политическими узниками.

За процессом следит Казахстанское международное бюро по правам человека.