Пытают не по инструкции

07.02.2022

Бывший осужденный, отбывавший наказание в павлодарской колонии АП-162/3, смог добиться совместно с другими заключенными, чтобы ряд сотрудников колонии оказались на скамье подсудимых за причинение пыток. Добиться компенсации за перенесенные страдания оказалось уже не по силам.

Житель Алматинской области Азамат Тешабаев оказался в колонии АП-162/3 после перевода из исправительного учреждения в Балхаше в 2016 году. Нахождение в новом месте стало сплошной полосой испытаний. Как минимум, десять сотрудников колонии и подчиненные им «активисты» из числа «добровольных помощников администрации» превратили его жизнь и жизнь некоторых других колонистов в ад. Постоянные унижения и избиения, удушение пакетами и погружение головой в бочку – едва ли не каждый день проходилось проходить через подобное, пока садисты не «переусердствовали» и не забили до смерти осужденного Саина Муратбекова. Лишь после этого у прокуратуры и регионального ДУИС открылись глаза, и пришлось избавляться от неосторожных сотрудников и их помощников. В 2019 году вынесли приговор четырнадцати сотрудникам и их помощникам: от 5 до 8 лет лишения свободы.

Правда, на время следствия, занявшего два года, Тешебаева поместили в следственный изолятор, где он содержался в маленькой промозглой камере.

«Такое состояние постоянного психического напряжения, повлияло на моё восприятие реальности, у меня стали происходить слуховые и зрительные обманы, я стал разговаривать сам с собой», – описывает бывший осужденный свое нахождение в СИЗО Павлодара, из-за чего его перевели в психоневрологический диспансер Шымкента.

Перенесенные пытки и последующие ментальные проблемы мужчина оценил в 5 миллионов тенге, составив иск по компенсации морального вреда в отношении Министерства финансов РК – администратора бюджетной программы «Резерв Правительства Республики Казахстан». Вторым требованием стало принесение официальных письменных извинений от Департамента УИС Павлодарской области.

Но уже не в первый раз минфин демонстрирует свою непоколебимость.

2 февраля в Павлодарском городском суде под председательством судьи Жанар Уызбаевой прошло рассмотрение иска Тешабаева. Осужденные сотрудники колонии – третьи лица – к процессу подключиться не смогли или не захотели, колония АП-162/3, в стенах которой истязали заключенных, умыла руки и ее представители попросили провести заседание без них.

Представитель министерства финансов заявил, что претензия не по адресу, поскольку государство в крайнем случае компенсирует ряд «косяков» своих работников, таких как незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное осуждение либо помещение в психиатрическое заведение, однако причинение вреда здоровью в результате пыток в этот список не вошло. Хотя, как известно, в Казахстане пытки носят масштабный и системный характер.

Департамент Уголовно-исполнительной системы Павлодарской области, под чьей крышей происходит произвол, извиняться также не захотел. Дескать, истцом «в обоснование заявленных требований не приведены нормы права, регулирующие порядок принесения извинений, отсутствует ссылка на нормативно-правовые акты в части заявленного требования». Более того, по версии УИС, «у сотрудников Учреждения АП-162/3 в должностных инструкциях не прописано применения пыток и других жестоких, бесчеловечных унижающих достоинство обращений и наказаний».

Участвующий в процессе прокурор предложил «соломоново решение». Снизить и исковые требования до 300 тысяч и повесить их на ДУИС вместе с извинениями.

Судья не стала долго вдаваться во все перипетии требований. В тот же день признав, что факт применения пыток имел место быть, госпожа Уызбаева продемонстрировала свою независимость даже от мнения прокуратуры и посчитала нужным отказать Тешебаеву в иске в полном объеме.

Предыдущие попытки получения компенсаций других жертв пыток и жестокого обращения в казахстанских колониях, следственных изоляторах и полицейских участках почти всегда наталкиваются на оборону минфина и суда. Иначе в государстве, поставившем пытки на поток, никаких денег не останется на строительство ЛРТ или проведение глобальных празднеств.