• Главная
  • >
  • Проявление культа личности и попытка политической цензуры

Проявление культа личности и попытка политической цензуры

31.05.2021

31 мая в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий, учреждённый в 1993 году по итогам завершившейся чуть раньше горбачёвской перестройки, одним из важных аспектов которой было разоблачение преступлений советского режима, особенно периода культа личности Сталина. В свою очередь одной из самых распространенных форм репрессий во времена сталинизма были аресты и лагерные сроки по 10-му пункту 58-й статьи Уголовного кодекса, принятого в 1926 году и действовавшего до 1961 года.

Под этот пункт попадали любые высказывания и даже бессловесные жесты, как-либо направленные против культа Сталина. Например, получение карательными органами доноса (неважно, истинного или ложного) на человека, случайно воткнувшего иголку в газетный портрет Сталина или Молотова, бывало вполне реальным основанием для ареста и срока за террористический акт против вождя или его соратников. Что уж говорить о реальном написании или распространении сколько-нибудь критической по отношению к Сталину надписи на его портрете. Отдельная тема сталинизма – идеологическая цензура всех форм информации, отмена которой была одним из главных завоеваний эпохи перестройки.

Постсоветский независимый Казахстан унаследовал от той эпохи относительную свободу слова, которую казахстанская власть все эти годы неуклонно ограничивала, однако 20-я статья Конституции РК, декларирующая свободу слова и запрет цензуры, действует по сей день. С другой же стороны, постсоветский Казахстан унаследовал отнюдь не от горбачёвского, а от самого что ни на есть сталинского СССР многочисленные формы культа личности действующего главы государства. Этот культ достиг ко времени формального ухода Нурсултана Назарбаева с президентского поста таких гротескных форм, как переименование столицы Астаны в Нур-Султан и сооружение многочисленных прижизненных памятников первому президенту.

В законодательной же сфере этот культ отложился в Конституцию отдельной статьёй об институте «Первого президента, Лидера нации и Елбасы», а в Уголовном кодексе – статьёй о наказании за любое посягательство на честь и достоинство означенной персоны, в том числе за осквернение его изображений. Объективности ради отмечу, что карательная практика по этой статье очень невелика – никакого сравнения со сталинской эпохой, ни даже с современной казахстанской практикой уголовного преследования за участие в якобы экстремистских организациях ДВК и «Коше партиясы», выражающееся обычно в постах или репостах.

Однако «заходы на цель» время от времени происходят. Последний такой случай имел место ровно за трое суток до сегодняшнего Дня памяти жертв политических репрессий. 

28 мая редакция казахстанского интернет-издания Village Kazakhstan получило из Министерства информации и общественного развития официальное предписание с требованием удалить с интернет-сайта заметку от 19 мая, сообщающую о факте осквернения в Алматы мурала с изображением Нурсултана Назарбаева. В противном случае цензоры из профильного ведомства грозятся привлечь руководителей издания к уголовной ответственности за осквернение изображения елбасы, а по сути – за сообщение о факте такового осквернения.

Предыстория этого факта такова. Чуть меньше месяца назад, а именно 4 мая в одном из спальных районов Алматы, а именно на перекрёстке улиц Жарокова и Мынбаева на стене электрической подстанции появился мурал с изображением Назарбаева. Кто был его автором и спонсором, мне неизвестно, но есть предположение об инициативе Бостандыкского районного филиала партии «Нур-Отан», офис которого расположен на той же улице Жарокова кварталом ниже. Как известно, лидером этой партии является всё тот же Нурсултан Назарбаев, что закреплено даже в названии партии, которая первоначально называлась просто «Отан» («Отечество»), а в день рождения Нурсултана Назарбаева 6 июля 2006 года была переименована в «Нур-Отан».

Помимо собственно портрета, мурал украшала надпись ELBASY FOREVER YOUNG («Елбасы всегда молодой»), однако уже 5 мая слова FOREVER YOUNG исчезли – были замазаны ярко-красной краской, пятно от каковой замазки выделяется на стене до сих пор. Наблюдатели в соцсетях предположили, что кто-то вышестоящий заметил некую двусмысленность применения эпитета «вечно молодой» к 81-летнему старцу, хотя могли быть и какие-то другие причины.

В связи с появлением культового мурала и редактированием его «по живому» в соцсетях высказывались ещё и такие предположения, что на злосчастном мурале впредь могут появиться новые надписи. Причём не только бестактные, но при этом вполне лояльные, но и откровенно критические. Так и произошло: уже 19 мая поперёк слова ELBASY неизвестная рука нанесла слово CANSEL («Отмена»), то есть общий смысл надписи стал звучать как призыв «Отменить елбасы».

Крамольное слово было замазано столь быстро, что даже автор этих строк, живущий в полутора кварталах от того места и почти каждый день ходящий мимо него, ничего такого не заметил, а на второе свежее пятно замазки не обратил внимания. Но за то короткое время, пока «отменительную» надпись не успели замазать, кто-то успел её сфотографировать, и эта фотография в тот же день появилась на сайте издания Village Kazakhstan в качестве иллюстрации к заметке обо всей этой истории. После чего прошло ещё девять дней (какой-то подозрительно траурный срок!) – и вот редакция получает грозное уведомление из МИОРа.

Редакция Village Kazakhstan ответила министерским цензорам резко и аргументировано, напомнив им о конституционном запрете цензуры и о недопустимости постороннего вмешательства в информационную политику средств массовой информации. Правда, фотографию якобы осквернённого изображения лидера нации, как сообщалось в заметке радио «Азаттык» от 29 мая, редакция сочла за лучшее заблюрить, то есть сделать опасное место фотоснимка расплывчатым.

Полагаю, что эта история в ближайшие дни займёт почётное место во всех правозащитных мониторингах по разделу «незаконные попытки цензуры». Что же до календарного сближения последних событий этой истории с Днём памяти жертв политических репрессий, то как писал по другому поводу Александр Сергеевич Пушкин, бывают странные сближения. А может быть как раз ничего странного, коль скоро в формально демократической стране процветает культ личности правителя, подкрепляемый репрессивными законами, а министерство, в названии которого присутствует словосочетание «общественное развитие», пытается заниматься политической цензурой – хорошенькое общественное развитие!

С нашей же правозащитной точки зрения общественное развитие страны должно выражаться в устранении культа личности правителей, в отмене политически мотивированных репрессивных законов, в освобождении политических заключённых и в прекращении современных политрепрессий.

P.S. На фотографии злополучного мурала, сделанной мною 30 мая, можно разглядеть оба пятна от замазки – одно справа (замазка 5 мая), другое слева (замазка 19 мая). Конкретно же эти пятна (тоже по-своему цензура) можно рассмотреть на двух укрупнённых фото.