• Главная
  • >
  • Если не удаётся сохранить дома, приходится бороться за компенсацию

Если не удаётся сохранить дома, приходится бороться за компенсацию

28.04.2021

Уже более полугода жители трёх многоквартирных домов в южной столице на пересечении проспекта Абая и улицы Байзакова находятся под неусыпным прицелом отечественной спецслужбы, иными словами – в центре длительной спецоперации органов нацбезопасности. Нет-нет, их никто не арестовывал, не бросал в сырой подвал и не выбивал показаний об участии в заговоре с целью убийства президента Белоруссии и похищении его детей, при этом вполне себе совершеннолетних. И даже в хрестоматийном прорытии туннеля от Бомбея до Лондона этих людей никто не обвиняет.

Более того, против жителей домов №№ 279, 279-а и 279-б по улице Байзакова действует даже не сам КНБ, а всего лишь акимат Алматы – организация вполне себе гражданская. Однако государственная нужда, ради которой людей выселяют из старых, уютных и прочных домов, состоит отнюдь не в пробивке дорожной магистрали или строительстве  моста, а в расширении и без того огромной территории, занимаемой департаментом Комитета национальной безопасности РК по городу Алматы (см. «Соседство с органом нацбеза становится опасным для алматинцев»).

Гебисты как гебисты, вот только квартирный вопрос их испортил

Сорок с гаком лет назад на улице Байзакова ниже проспекта Абая были построены два многоэтажных панельных здания: вдоль улицы – короткое здание отраслевых управлений Алма-Атинского облисполкома, а торцом к улице – длинное здание городского управления КГБ Казахской ССР. После обретения государственной независимости КГБ переименовали в КНБ, управление – в департамент, а спустя ещё сколько-то лет алматинских гебистов обуяла страсть к расширению своих владений.

Сначала занимаемые ими площади удвоились за счёт бывшего здания облисполкома, а заодно и за счёт общественного пространства перед ним – широкого тротуара, который огородили глухой стеной, вытеснив пешеходов на проезжую часть улицы и вырубив высокие старые деревья, росшие вдоль тротуара. Ещё через несколько лет внутри департаментского двора построили третье здание. Казалось бы, хватит? Нет, теперь им этого тоже мало – огромный «спецквартал» наметили расширить за счёт сноса трёх двухэтажных многоквартирных домов, расположенных южнее верхнего  забора усадьбы ДКНБ и в то же время невидимых с двух проезжих улиц. На два других жилых дома, обрамляющих этот квартал со стороны улицы Байзакова и проспекта Абая, ДКНБ и горакимат пока вроде бы не покушаются.

Впервые тема сноса трёх многоквартирных домов под расширение территории ДКНБ была озвучена в одном из выступлений на градозащитном митинге в парке имени Ганди 29 февраля 2020 года. То ли благодаря общественной огласке, то ли ввиду прихода в Казахстан пандемии ковида, то ли по другим каким причинам весной и летом прошлого года прямых попыток выселения жителей злосчастных домов не предпринималось.

Однако с наступлением осени люди начали получать предписания о выезде, и многие уже тогда дрогнули и начали выезжать, тогда как другая часть жителей стали приглашать в свой двор градозащитных активистов, правозащитников и журналистов, проводить для них брифинги под открытым небом. О двух таких акциях в октябре и ноябре прошлого года мы дважды писали на нашем сайте. Следующие полгода новой информации из этой «горячей точки» не поступало вплоть до начала этой недели, когда в полдень 27 апреля журналистов пригласили на виртуальную пресс-конференцию по «абайско-байзаковскому» вопросу.

Справлять государственную нужду следует по закону, а не в обход закона

Организатором этой пресс-конференции и модератором на ней была председатель общественного Фонда развития парламентаризма, экс-сенатор казахстанского парламента Зауреш Баталова. Она квалифицировала происходящее как грубое нарушение прав и свобод граждан со стороны акимата Алматы и стоящего за его спиной департамента КНБ, а также как злоупотребление этих органов своей властью. По словам Зауреш Баталовой, закон в принципе допускает изъятие у людей жилых помещений под государственные нужды, но при этом содержит исчерпывающий список таких нужд, в котором нет такой позиции, как расширение территории, занимаемой офисом госоргана.

Зауреш Кабылбековна привела ряд примеров из жизни современной Германии и Греции, когда государство вносило коррективы в проекты строительства федерального автобана или железнодорожного моста, передвигая их трассу  таким образом, чтобы не сносить дом, жители которого отказывались переселяться, притом что власти предлагали им достойную компенсацию. В нашем же случае предлагаемая выселяемым жителям денежная компенсация не позволяет им приобрести не только равноценное, но даже и сколько-нибудь приемлемое жильё. Об этом говорила жительница одного из обречённых на снос домов Снежана Бахытжанова.

Она рассказала о судебных перипетиях своей семьи, когда акимат подал на них судебный иск о выселении, потом они подали встречный иск к акимату, а вынесенное районным судом решение оспаривали в городском суде, и наконец о том, как в ходе этих перипетий скакала туда-сюда предлагаемая им сумма компенсации. При этом общие цены на жильё в Алматы за время пандемии отнюдь не скакали, а только росли. «Уже сейчас на ту сумму, которая закрепилась после всех судов и пересудов, совсем уже ничего не купишь – и мы с больным мужем и семилетним ребёнком остаёмся на улице!», – горько сетует Снежана.

Завершая сегодняшнюю пресс-конференцию, Зауреш Баталова указала ещё и на моральную сторону всей этой истории: городским властям и спецслужбам, если уж они не в состоянии вообще отступиться от своей спецоперации, следовало бы приостановить её хотя бы до окончания пандемии. Со своей же стороны как глава правозащитной организации, осуществляющей проект по защите жилищных прав граждан, Баталова обещала участницам сегодняшней пресс-конференции всестороннюю помощь в защите ими своих прав и законных интересов.