Сердечная недостаточность

07.09.2020

В деле внезапно скончавшегося гражданского активиста из Актобе Серика Оразова пока еще рано ставить точку. По крайней мере есть минимальный шанс возобновления расследования по факту его внезапной смерти.

15 мая 2020 года, выходя из подъезда своего дома, 72-летний Серик Оразов столкнулся с участковым инспектором Рамазаном Калиевым, приехавшим ознакомить Оразова с протоколом о прекращении административного дела. Административное производство появилось после того, как гражданский активист 18 марта 2020 года возле здания областного суда записал видеобращение к властям с требованием прекращения преследований гражданского сектора хотя бы в период чрезвычайного положения. В качестве ответа полиция возбудила производство по административной статье «нарушение режима чрезвычайного положения».

Вместе с постановлением о прекращении производства участковый захотел получить от Оразова объяснения по этому, вроде как закрытому делу, для чего требовал пройти с ним в ближайший участковый пункт. Идти вместе с полицейский Оразов отказался, после чего возникла перепалка. Пожилой мужчина решил тогда вернуться в квартиру, но тут ему дорогу перегородил участковый. Пришлось Оразову звонить сыну Берику с просьбой спуститься за ним. Только после этого полицейский дал дорогу, но зайдя в квартиру Серик Оразов почувствовал резкое недомогание. Вызвали «скорую», но та не успела. Врачи констатировали смерть от острой сердечной недостаточности.

В отношении участкового инспектора ГОП№2 Калиева было возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий. Однако очень быстро старший следователь управления собственной безопасности (УСБ) Департамента полиции Актюбинской области капитан полиции Б.Джумашев принял решение прекратить уголовное дело за отсутствием состава уголовного правонарушения.

Адвокатом потерпевшего, предоставленным Бюро по правам человека, была подана жалоба в прокуратуру Актюбинской области. Прокуратура жалобу удовлетворила и дело направлено для производства дополнительного расследования в то же УСБ. Правда, теперь еще и в отношении Джумашева, допустившего необоснованное прекращение уголовного дела, возбуждено дисциплинарное производство. Остается полагаться на нового следователя, хотя, по правде говоря, больших иллюзий не питаем.

Серик Оразов до своей кончины в течение нескольких месяцев преследовался властями за выражение своего мнения, в том числе через «превентивные» задержания.

Надо сказать, что в Актобе подряд произошло три случая внезапной смерти гражданских активистов. Помимо Серика Оразова, 29 марта было обнаружено тело Аманбике Хайруллы, 19 июля скончалась Карлыгаш Асанова, которую осудили к ограничению свободы за то, что она якобы вывела из строя майора полиции Бакытбека Сыдыкбаева, уколов иглой его ягодицу.