В Таразе осуждённые совершили акты членовредительства

24.08.2020

В ДУИС считают их действия шантажом, а матери заключённых – протестом против пыток и издевательств

По словам матерей осужденных, весной этого года в учреждении УЖД 158/2, которое в Таразе называют «двойкой», несколько человек в знак протеста совершили акты членовредительства – порезали себе руки, шею, живот, проглотили металлические предметы. Некоторые из них до сих пор живут с металлом в теле.

В пятницу, 21 августа, корреспондент Ratel.kz встретился у ворот учреждения с матерями отбывающих наказание и представителем ДУИС и выслушал обе стороны.

– Я – Юлия Петрыкина, мать Кирилла Петрыкина, который был осужден за грабеж на 4,5 года, – рассказала одна из женщин. – В ночь с 10 на 11 апреля мне поступило сообщение, что Кирилла забрали в ДИЗО (дисциплинарный изолятор внутри учреждения – Т.Т.). Я обратилась к правозащитникам из Алматы, которые наняли адвоката. И от него я узнала, что мой сын несколько раз резал себе руки и живот. Он говорил адвокату, что в ДИЗО его избивали и сотрудники колонии, и активисты из числа осужденных.

По ее словам, после многочисленных жалоб Кирилла Петрыкина перевели в другой барак. Женщина рассказала, что однажды около кровати ее сына сотрудники обнаружили розетку, что запрещено внутренними правилами. За это оперативник якобы завел Кирилла в помещение, где нет камер, и стал избивать. После многочисленных жалоб УСБ облдепартамента полиции возбудило уголовное дело по ст.105 УК – «Доведение до самоубийства».

Юлия Петрыкина также сообщила, что ночью 13 июня ее сына отправили в другую колонию в Петропавловск. Выяснилось, что дело по доведению до самоубийства закрыли. Но женщина до сих требует, чтобы оперативник понес наказание.

– Хочу, чтобы наказали опера, который избивал моего сына. Там их пытают, как фашисты, жестоко, – говорит она. – Я считаю, что моему сыну незаконно вменили взыскание и поместили в барак СУС (строгие условия содержания – Т.Т.).

Сын Жумагуль Шакировой из Жанатаса – Жалгас Оркенбай, осужденный за нанесение тяжких телесных повреждений на 6,5 лет, в знак протеста проглотил гвоздь.

– Как-то мы с мужем приехали на свидание, – рассказывает женщина. – Сын с радостью ждал встречи, но по причине прорыва какой-то трубы, свидание отменили, и он в гневе кого-то оттолкнул. Его скрутили и отправили в СУС. В другой раз после возвращения с проверки, он обнаружил, что вещи разбросаны, порваны, пропали бритвы и носки. Мой сын возмутился, и его опять скрутили. Там их оскорбляют, матерят. В знак протеста всему этому он проглотил гвоздь. Его вывезли в гражданскую больницу и вернули – сказали, что (гвоздь – Т.Т.) выйдет естественным путем.

Во время одного из свиданий, по словам Жумагуль Шакировой, сын показал ей свой снимок, на котором вся спина была синей – его избили. Женщина написала заявление в ДУИС, прокурору. А 13 июня ее сына отправили в колонию в Жезказган.

Жумагуль Шакирова требует вернуть сына в Тараз, снять взыскания и убрать отрицательную степень.

– Он ничего противозаконного не делает, он требует нормального к себе отношения, – возмущается женщина. – А как молчать, если их оскорбляют, если условия плохие? Взять хотя бы еду – не еда, а помои.

Сыновья Виктории Васильевой и Людмилы Плотниковой – Денис Васильев и Нурболат Бажанов тоже совершили акты членовредительства. По словам Виктории, ее сына четыре раза вывозили в таразскую городскую больницу №1 – он проглотил ложку, ножницы, нанес себе порезы.

– Мне пришло сообщение, что мой сын в больнице, – говорит женщина. – Я приехала туда. Он мне рассказал, что его в прямом смысле слова душил замначальника учреждения по РОР (режимно-оперативной работе – Т.Т.). Заводит в кабинет и душит. В больнице я разговаривала с хирургом, он сказал, что предметы, находящиеся в желудке, выйдут естественным путем. Позже он сообщил, что их можно извлечь магнитом.

После возвращения в учреждение, по словам Виктории Васильевой, ее сын попал в так называемую «кичу» – одиночную камеру, находящуюся в подвале.

Людмила Плотникова рассказала Ratel.kz, что ее сын «вскрылся» – нанес себе порезы.

– Впервые его отвезли в гражданскую больницу 11 июня, – говорит женщина. – У него горло, руки и низ живота были порезаны. Один порез – в области сердца. На одну рану восемь швов наложили. Выяснилось, что его избил оперативник. Ему говорили:  «Хочешь, мы тебя в гарем отправим или палку в одно место засунем?». Мы в каком веке живем? Это что такое? Мой сын совершил порезы, чтобы его услышали. Сейчас он тоже сидит в подвале. Я всегда ему хорошую одежду передавала, а сейчас он сидит в майке, шортах и шлепках, а уже холодно. Робу дали, но она по размеру не подходит.

По ее словам, Нурболат Бажанов написал заявления во многие инстанции, но по ним ответов нет. Женщина хочет, чтобы жалобы были рассмотрены.

Ratel.kz связался с пресс-секретарем КУИС МВД Акерке Жаубасаровой и попросил прокомментировать ситуацию. После этого на встречу с матерями осужденных пришел замглавы областного ДУИС Абылайхан Ильясов. Офицер выслушал жалобы женщин и дал комментарии.

– Петрыкин и Оркенбай были вывезены из учреждения на основании ст.88 ч.1 п.4 УИК в целях поддержания правопорядка, – пояснил подполковник. – У обоих имеется третья отрицательная степень, они находились и в одиночной камере за нарушение порядка. Я уже не помню, что произошло – вроде драка была. Их там было шестеро. По всем ним, по-моему, было возбуждено уголовное дело по ст.428 УК – «Злостное неповиновение законным требованиям администрации», которое возбудил Заводской ОП Тараза.

А по фактам членовредительства было возбуждено уголовное дело по ст.105 УК – «Доведение до самоубийства». Позже его прекратили за отсутствием состава преступления.

Все эти факты – это демонстративно-шантажное поведение. Они добиваются послабления режима – не хотят, чтобы проводились обысковые мероприятия, не хотят выполнять распорядок дня. Это не попытки суицида, а нанесение себе телесных повреждений.

Он также сообщил, что в учреждении запрещено иметь сотовые телефоны, наркотические вещества. На вопрос матерей «Как в закрытое учреждение попадают запрещенные предметы?», офицер ответил – их перебрасывают через забор.

– Основной канал поступления – переброс, – объясняет замначальника департамента. – Мы много раз задерживали людей при попытке переброса. Если в «посылке» наркотические средства, то их привлекают к уголовной ответственности, если нет запрещенных к обороту предметов – к административной. У нас есть патруль, смотрящий за периметром учреждения, но сотрудников всего двое. Они не успевают контролировать. У нас были факты, когда и сотрудники проносили эти предметы на территорию учреждения. Позже по ним были приняты меры.

Факты избиений, насилия, пыток подполковник отрицает. По поводу питания, предоставления бытовых условий – помывки в бане, условий проживания офицер сказал, что осужденные всем обеспечены согласно утвержденным нормам.

Абылайхан Ильясов организовал видеосвязь по скайпу Виктории Васильевой и Людмиле Плотниковой с их сыновьями. Разговор посредством смартфона длился несколько минут. Женщины рассказали, что изображение тряслось, как будто, это делалось для того, чтобы невозможно было хорошо разглядеть лица осужденных.

В конце встречи матери записали видео-обращения.

Мы попытались получить комментарии от членов Национального превентивного механизма (НПМ) Уполномоченного по правам человека в Казахстане, которые имеют право посещать пенитенциарные учреждения и проверять соблюдение прав заключенных.

Член областной комиссии НПМ, известный таразский эколог Рауф Сабитов, ввиду своей загруженности, перенаправил нас к ее главе Габиту Айтенову, однако до него мы не смогли дозвониться. Другой участник комиссии – таразский эксперт Гусейн Хасанов пообещал поднять документы по посещениям исправительных учреждений в понедельник, 24 августа.

19 августа на сайте омбудсмена была опубликована статья о посещении членами НПМ другого таразского учреждения – УЖД 158/4, именуемого в Таразе «26-й зоной». Причиной проверки послужили публикации в СМИ и социальных сетях «о фактах незаконного жестокого обращения и пыток в отношении граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях».

В статье говорится, что по приглашению и.о. начальника ДУИС по Жамбылской области Тенизжана Жанибекова исправительное учреждение посетили руководитель регионального НПМ Габит Айтенов и его члены Рауф Сабитов и Руслан Халидов.

– В ходе проверки исправительного учреждения установили, что поступающие жалобы со стороны осужденных в отношении администрации учреждения являются необоснованными, – приводятся в статье слова и.о. главы департамента. – Если отбывающий наказание не подчиняется порядку учреждения, к нему применяются меры только в рамках закона. В то время как условия содержания осужденных и их права находятся под жестким контролем.

На сайте омбудсмена материалов о посещении комиссией НПМ учреждения УЖД 158/4 нет.

ИСТОЧНИК:

Интернет-издание Ratel.kz

https://ratel.kz/raw/v_taraze_osuzhdennye_sovershili_akty_chlenovreditelstva


Смотрите также