Детский сад общего режима

21.07.2020

Дело по доведению осужденного до самоубийства в таразской колонии тихо закрыто на основании показаний сотрудников учреждения: те рассказали, что никого не бьют и ведут себя хорошо. Отсутствие записей об инцидентах в амбулаторных картах медработники колонии объяснили забывчивостью и пообещали, что больше так не будут. Что касается жалобщика – то от него избавились.

15 июня жительница Жанатаса Юлия Петрыкина – мать осужденного Кирилла Петрыкина –узнала, что дело по доведению ее сына до самоубийства закрыто. Закрыто с процессуальными нарушениями. И даже адвокат оказалась не в курсе. Что же касается самого Кирилла, то сразу после закрытия его тайно этапировали из колонии ЖД-158/2, расположенной в Таразе, в Петропавловск.

23-летнего Кирилла Петрыкина из Жанатаса осудили за хулиганство и грабеж на 4,5 года ограничения свободы. Полтора года проблем не возникало, но потом службу пробации что-то не устроило и парня отправили досиживать срок в таразскую колонию ЖД-158/2. Свое «новое» наказание он начал отбывать с декабря 2019 года.

– Все было нормально, но вдруг мне поступает сообщение в апреле (уже был карантин, нас туда не запускали, никакой связи не было) от постороннего человека, что мой сын избитый, израненный, изрезанный находится в ДИЗО (дисциплинарном изоляторе – А.Г.), что он нанес себе увечья… – рассказывает его мать Юлия Петрыкина.

Выехать из города, когда эпидемия уже стала бушевать по стране, не представлялось возможным. Узнав о Бюро по правам человека, женщина обратилась к правозащитникам, и с их помощью, благодаря привлеченному Коалицией НПО против пыток адвокату, удалось добиться возбуждения уголовного дела по статье «доведение до суицида».

Адвокат Салтанат Сатпаева выяснила, что парень уже в четвертый раз наносит себе увечья. По словам Юлии Петрыкиной, такая реакция следовала в ответ на поведение сотрудников колонии. «После обысков пропадали их вещи, ломали вещи, вплоть до зубных щеток. Не оказывали никакой медицинской помощи, если вдруг осужденный почувствует себя плохо» – передает она слова сына. И каждый раз администрация колонии убеждала Кирилла никуда не писать, обещая, что больше подобного не повторится. Но ничего не менялось, вместо этого следовали новые унижения и наказания. За что?

Кирилл рассказал матери: 10 апреля его обвинили, что якобы он самостоятельно поставил себе розетку возле кровати в бараке, куда их с горем пополам передислоцировали из другого барака – сырого и холодного. Тогда капитан юстиции Байтуганов, как пишет Кирилл в своей объяснительной, завел его в каптерку, не пробиваемую видеокамерами, и стал оскорблять, завершив процесс нанесением удара по лицу. Свидетелями чему стали двое заключенных. В этот день Кирилл и еще пятеро других осужденных нанесли себе увечья. Кирилл получил десять дней в ДИЗО, а также на шесть месяцев его перевели на строгие условия содержания, где он находился с 21 апреля этого года.

Руководство учреждения же объявило, что таким образом заключенные добиваются послабления режима

– Никакого послабления они не добивались, они добивались просто человеческого отношения: во-первых, унижали, потом морально их пытали и физически даже пытали, – высказывается Юлия Петрыкина.

«Так как я нахожусь в колонии полгода, сколько раз я писал заявления на незаконные действия администрации учреждения, но все оставалось безнаказанно. Меня закрывали в ДИЗО, там били, потом приходили осужденные и пугали меня, чтобы я успокоился, и я от безвыходного положения соглашался и меня опять поднимали в отряд и все было как ни в чем ни бывало», – пишет Кирилл Петрыкин в своей жалобе.

«Я подумал, если я умру, тогда этих людей накажут, потому что нас тут до такой степени унижают, что я себя уже человеком не считал», – так объяснил Кирилл свой поступок, когда ему удалось поговорить с матерью.

Уже когда было возбуждено дело по доведению до самоубийства, Кирилла в бараке усиленного режима стали систематически навещать работники учреждения, требуя, чтобы он согласился на прекращение дела. Однако парень решил стоять на своем. Следственные действия кое-как велись вплоть до 21 июня. За это время поменялось четыре следователя, и последний – следователь управления собственной безопасности Департамента полиции Жамбылской области Д.Бектемиров вынес постановление о закрытии дела.

Следствие проведено блистательно. Судите сами. В материалах дела имеются показания осужденных, видевших как капитан юстиции бьет Петрыкина, сами осужденные жаловались на издевательства и порчу их имущества во время обыска, однако… все их слова были опровергнуты показаниями работников учреждения, которые заверили следователя, что никого не бьют, не оскорбляют и ведут себя хорошо. Тот же Бектемиров установил, что записи о полученных телесных повреждениях осужденных в амбулаторных картах отсутствуют. Но и здесь медработники сослались на забывчивость и пообещали больше так не делать. Следователю Бектемирову ничего не оставалось как поверить на слово сотрудникам колонии и 11 июня закрыть дело.

Через два дня Кирилла Петрыкина на всякий случай тайно – без уведомления адвоката и родственников – этапировали из колонии аж в Петропавловск, подальше от родных и адвоката.

За это время матери лишь раз дали переговорить с сыном по телефону

– Почему моего сына за проступки за совершения преступлений лишают свободы, а этих людей, которые должны следить за соблюдением и выполнением законов, а они наоборот их нарушают, никак не привлекли к ответственности? Почему так несправедливо? Опять страдает мой сын и я его мать, – своим возмущением женщина поделилась в социальной сети.

Юрист Бюро по правам человека Максим Кудрявцев, курирующий это дело, говорит, что прокуратура уже не узрела очевидных нарушений в связи с закрытием дела и этапированием потерпевшего, так что остается получить письменное прокурорское подтверждение о «законности» происходящего в таразской колонии и обжаловать постановление следователя в судебном порядке.

Кстати, в последний раз колония ЖД 158/2 засветилась в прессе в апреле этого года в связи с тем, что заместитель начальника колонии вымогал у осужденного Iphone, за что и сам оказался на скамье подсудимых. С другой стороны, с кем не бывает? Зато остальные, согласно выводам следователя Бектемирова, порядочнейшие люди.