«Надо ставить диагноз власти»

17.04.2018

Об истинно южных хитросплетениях дела шымкентского блогера Ардак Ашим, которую за свои критические посты отправили на лечение в психиатрическую клинику, рассказали во время пресс-конференции в Алматы дочь Ардак – Айнур и директор Бюро по правам человека Евгений Жовтис.

Напомним, блогер и активистка Ардак Ашим на основании судебного решения была принудительно госпитализирована в психоневрологический диспансер. Согласно постановлению суда города Шымкент от 27 марта женщина была помещена в это учреждение сроком на месяц. В постановлении говорится, что она якобы страдает «затяжным психическим расстройством», которое проявляется в критике властей.

По словам Айнур Ашим – дочери Ардак, преследования ее матери начались после того, как женщина выступила с критикой земельной реформы. По ее мнению, публикации Ардак в социальных сетях сильно раздражали местные власти. Как результат, против нее сначала было возбужденно уголовное дело, а потом ее поместили в психиатрическую лечебницу.

В начале полицейские обвинили ее по статье 174 УК РК (возбуждение розни – ред.). На этом основании они обыскали наш дом. Но за три часа обыска они ничего не нашли противоправного. Изъяли ноутбуки, стационарный компьютер и смартфоны. И под предлогом допроса в ДВД ЮКО мою маму забрали и доставили в морг. Оказалось, что там сидели члены медкомиссии, которые задавали моей маме вопросы, после чего ее отпустили домой, – поведала о следственно-медицинской шымкентской специфике Айнур Ашим.

Айнур Ашим

Через две недели позвонил следователь Бахытжан Садыков и сказал, чтобы активистка явилась к нему, якобы на допрос. Но вместо этого женщину в ДВД ждали санитары «скорой помощи».

– Ее четверо ОМОНовцев силой затолкали в машину скорой помощи. Она успела окрикнуть моего отца, который ждал ее на улице. По словам матери, внутри машины сидело 16 человек полицейских и следователь, который приглашал ее на допрос. Мама также рассказывает, что ей угрожали, спрашивали: не боится ли она за внучку, за семью, за детей. Потом ее отвезли в психиатрическую больницу, – продолжила свой рассказ Айнур.

По ее словам, родным Ардак Ашим запретили посещать ее в течение трех дней. Более того, следователь взял с них расписку о неразглашении сведений по данному делу.

В ходе ознакомления с материалами дела мне удалось узнать, что 17 февраля некий Айпосов из внутренней политики акимата города Шимкент написал на маму заявление, о том, чтобы на нее завели уголовное дело по статье 174 УК РК. Причиной этому послужило якобы то, что ее записи на Facebook возбуждают какую-то рознь. Заявление было объемов 124 листа, – поделилась деталями дела Айнур.

Также дочь активистки утверждает, что диагноз ее матери был поставлен неправомерно, так как Ардак не обследовали и полноценный опрос ее не проводили. Более того, в 2008 году она получила водительское удостоверение и до сих пор управляет автомобильным средством. В 2007 году она взяла под опеку 10-летнюю дочь своей старшей сестры и являлась ее законным представителем до достижения совершеннолетия.

Если бы она страдала психическим заболеванием, ей не позволили бы ездить за рулем и взять под опеку ребенка, – заключила Айнур.

По мнению директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения Жовтиса, дело Ардак Ашимовой, к сожалению, не является единичным случаем. И это вызывает определенные тревоги. Более того, после изучения материалов дела, можно смело говорит, что активистка стала жертвой карательной психиатрии.

Если вы внимательно посмотрите на эту ситуацию, то увидите три составляющих: политическую, медицинскую и правовую. К сожалению, те люди, кто проявляет в общественной жизни большую активность, они подвергаются давлению. Здесь не исключение. Ситуация, конечно сложная. И она сильно пугает, потому что мы начинаем наблюдать какую-то тенденцию. Все это отчетливо прослеживается от дела Мухортовой, до преследования публициста из Ридера. И, очевидно, что если лет 10-15 назад мы сталкивались с этим изредка, то сегодня мы наблюдаем такие дела намного чаще. Все это очень похоже на методы карательной психиатрии, – заключил Евгений Жовтис.

Евгений Жовтис

Также у правозащитника не вызывает сомнения и то, что диагноз в отношении Ардак Ашимовой является липовым и несоответствующим действительности.

Давайте предположим, как утверждают власти, что госпожа Ашимова больна. Закон четко устанавливает, что лицо, даже имея какой-то диагноз, может быть задержано только в случаях, если оно действительно больно и представляет угрозу окружающим. Но этих признаков в деле Ашимовой нет, значит, и не нет оснований для ее задержания. Стоит отметить и тот факт, что когда у человека шизофрения, то все друзья, близкие соседи знают об этом. Ничего подобного здесь мы не наблюдаем. Если вы посмотрите, что написано в постановлении суда, то это скорее надо ставить диагноз власти, а не ей. Что значит, что она критиковала власть? Что дальше? Это классический признак карательной психиатрии. Мы возвращаемся в советское время, где психиатрию использовали, как инструмент подавления, – дал оценку действиям властей Жовтис.

По его мнению, последнее обострение в преследовании гражданских активистов в Казахстане связано с запретом «ДВК». И в деле Ардак также четко прослеживается политический подтекст. В этой связи правозащитник призывает к большей огласке данного дела и настаивает к проведению независимой экспертизы с участием зарубежных психиатров.


Добавить комментарий