То, что осталось «за кадром»

15.12.2017

12 декабря большинством голосов Европейский парламент ратифицировал соглашение о расширенном партнёрстве Казахстана и ЕС. Сам документ был подписан обеими сторонами два года назад.

Как сообщает информационный сайт Informburo.kz, соглашение охватывает 29 сфер сотрудничества, от экономики и торговли до противодействия распространению оружия массового уничтожения и терроризму, сотрудничество в сфере изменения климата, здравоохранения, управления государственными финансами и налогообложения.

Ниже мы приводим некоторые моменты документа, которые были опущены официальной Астаной, декларирующей об очередной дипломатической победе.

Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Казахстаном (резолюция)

Резолюция Европейского парламента от 12 декабря 2017 года о проекте решения Совета о заключении от имени ЕС Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС) между Европейским союзом и его государствами-членами с одной стороны и Республикой Казахстан с другой стороны.

Европейский союз принял во внимание предыдущие, и достаточно жесткие резолюции по Казахстану, в том числе по делу Евгения Жовтиса, отметив «существующие различия и специфику политических, экономических и социальных условий сторон». Также сторона ЕС указывает на то, что СРПС может укрепить рамки для выполнения таких важнейших элементов, как соблюдение демократии, верховенство права, права человека и принципы рыночной экономики, уже предусмотренные в раннем Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, при условии, что выполнение всех положений пройдет в соответствии со строгим и эффективным механизмом мониторинга, основанного на четких контрольных показателях и сроках.

В положениях резолюции говорится:

Укрепление политических, экономических и культурных отношений между ЕС и Казахстаном должно основываться на общих обязательствах перед универсальными ценностями, в частности на демократии, верховенстве закона, надлежащем управлении и уважении прав человека, руководствуясь взаимными интересами.

ЕС ожидает, что СРПС будет способствовать укреплению верховенства закона и демократического участия всех граждан, более разнообразному политическому ландшафту, более эффективному функционированию независимой и беспристрастной судебной системы, повышению прозрачности и подотчетности правительства, улучшению трудового законодательства в соответствии с требованиями МОТ, большими возможностями для малого и среднего бизнеса, устойчивого развития окружающей среды, управления водными и другими  ресурсами, включая эффективное использование энергии и развитие возобновляемых источников энергии.

ЕС  напоминает, что Европейский парламент подчеркнул, что прогресс в переговорах по СРПС должен быть связан с прогрессом в политических реформах и реальным прогрессом в области соблюдения прав человека, верховенства права, надлежащего управления и демократизации, в которых реализация рекомендаций Венецианской комиссии может сыграть значительную роль; выражает серьезную озабоченность по поводу того, что права на свободу выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций остаются ограниченными; настоятельно призывает страну в полной мере выполнить рекомендации Специального докладчика ООН по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций, выраженные в итоговом докладе по его миссии в Казахстан в январе 2015 года.

В своей резолюции Европейский союз не в первый раз призывает своего центрально-азиатского партнера следовать соблюдению законности и соблюдать фундаментальные свободы и права человека.

Также ЕС призывает Казахстан в свете социальных протестов предпринять активные и конкретные шаги при реализации программы «Казахстан 2050» о политических, демократических и социальных реформах, включая четкое разделение полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти, а также ввести систему дополнительных сдержек и противовесов в области конституционной системы в соответствии с международными обязательствами страны в рамках различных документов ООН, ОБСЕ и Совета Европы.

ЕС приветствует недавние позитивные сдвиги в области конституционных и административных реформ, а также создание консультативной платформы гражданского общества, однако, серьезно обеспокоен новыми ограничениями в отношении организаций гражданского общества и их деятельности, установленными Уголовным и Административным кодексами, которые вступили в силу в 2015 году.

ЕС призывает Казахстан полностью выполнить рекомендации наблюдательной миссии ОБСЕ по итогам выборов 20 марта 2016 года (в мажилис парламента и маслихаты – ред.), согласно которому страна по-прежнему имеет место для маневров для выполнения своих обязательств перед ОБСЕ в отношении демократических выборов; настоятельно призывает власти Казахстана не ограничивать деятельность независимых кандидатов и уважать избирательные права граждан.

Приветствует последние административные реформы и рекомендует проведение  дальнейших реформ, гарантирующих подлинно независимую и беспристрастную судебную систему и более эффективные усилия по борьбе с коррупцией на всех уровнях.

Повторно заявляет о своей обеспокоенности в отношении законодательства о НПО, подрывающего их независимость и возможность функционирования; напоминает о важности активного и независимого гражданского общества для устойчивого будущего Казахстана; настоятельно призывает власти Казахстана при любых обстоятельствах гарантировать для всех правозащитников и НПО в Казахстане возможность осуществления своей законной правозащитной деятельности без опасения репрессий и обеспечить освобождение от любых ограничений, тем самым способствуя устойчивому развитию общества и укреплению демократии.

Просит положить конец практике судебных преследований, притеснений и тюремных заключений в отношении независимых журналистов, активистов гражданского общества, профсоюзных лидеров, правозащитников, политических деятелей оппозиции и других лиц, не скрывающих своих убеждений, в ответ на их осуществление права свободы выражения мнений и других фундаментальных свобод, такая практика укрепилась за последние пару лет; призывает к полному восстановлению в правах и немедленному освобождению всех активистов и политических заключенных, находящихся в тюрьмах в настоящее время, а также к снятию ограничений на передвижение других пострадавших лиц; просит прекратить злоупотребление процедурами Интерпола по экстрадиции и прекратить преследование политической оппозиции за рубежом.

Приветствует условно-досрочное освобождение из тюрьмы выдающегося казахстанского активиста и лидера оппозиционной партии «Алга!» Владимира Козлова в августе 2016 года, но при этом выражает свою обеспокоенность в связи с ограничением свободы средств массовой информации, свободы выражения мнений и свободы объединений и собраний, а также свободы вероисповедания, в том числе посредством ограничительного законодательства, давления, применения цензуры и уголовного преследования активистов; указывает, что свобода выражения мнений для независимых средств массовой информации, блогеров и отдельных граждан является универсальной ценностью, которую необходимо поддерживать; рекомендует Казахстану применять стандарты Совета Европы в своей правовой системе; принимает к сведению усилия Казахстана по улучшению международного имиджа страны, о чем свидетельствует недавнее открытие ЭКСПО-2017 в Астане; тем не менее, указывает на то, что этим усилиям препятствует подавление инакомыслящих и давление на гражданское общество в течение последних нескольких месяцев.

Настоятельно призывает полностью изменить негативные тенденции в отношении свободы средств массовой информации, свободы выражения мнений и свободы объединений и собраний, а также свободы вероисповедания

С озабоченностью отмечает, что принятие недавних законов о борьбе с терроризмом, включая законопроект, предусматривающий лишение гражданства для подозреваемых в терроризме, может привести к подавлению мирной и законной политической оппозиции; настоятельно призывает власти Казахстана избегать применения этого законодательства из-за возможных последствий ограничения свободы слова, свободы вероисповедания или убеждений, независимости судебных органов или запрещения деятельности оппозиции;

Отмечает, что в своих заключительных замечаниях по Казахстану, принятых летом 2016 года, Комитет ООН по правам человека выражает озабоченность по поводу широко сформулированных положений статьи 174 Уголовного кодекса, которая запрещает «разжигание социальной, национальной или иной розни» и статьи 274, которая запрещает «распространение заведомо ложной информации», и использования этих статей для чрезмерного ограничения свободы выражения мнений и других прав, находящихся под защитой Международного пакта о гражданских и политических правах; сожалеет, что ряд активистов и журналистов гражданского общества были обвинены и заключены под стражу на основании вышеупомянутых статей Уголовного кодекса; отмечает, что в этот список входят Макс Бокаев и Талгат Аян, которые отбывают пятилетние тюремные сроки за свою роль в организации мирных протестов по земельной реформе, которые прошли в Казахстане весной 2016 года; настоятельно призывает правительство Казахстана освободить их всех и снять обвинения против них;

Призывает Казахстан пересмотреть свой Закон о профсоюзах от 2014 года и Трудовой кодекс от 2015 года с тем, чтобы привести их в соответствие со стандартами МОТ; напоминает Казахстану о его обязательствах полностью выполнить решения, принятые Комитетом МОТ по применению стандартов (в 2017, 2016 и 2015 годах);

Осуждает закрытие Конфедерации независимых профсоюзов Казахстана (КНПРК) по решению суда в январе 2017 года за якобы неспособность подтвердить свой статус в соответствии с ограничительным законом страны о профсоюзах 2014 года; напоминает казахстанским властям о необходимости гарантировать независимую и беспристрастную судебную систему и способствовать реальному социальному диалогу также путем поощрения самого существования и функционирования независимых профсоюзов, таких как КНПРК и ее аффилиированные лица; ссылается на решения Комитета МОТ по применению стандартов в отношении ситуации в Казахстане в июне 2017 года; выражает свое сожаление о том, что Лариса Харькова, президент КНПРК, была признана виновной судом 25 июля 2017 года по обвинениям в растрате и мошенничестве, связанным с использованием профсоюзных средств, которые, как полагают, являются политически мотивированными; также выражает сожаление по поводу того, что она приговорена без достаточных оснований к четырем годам наложенных судом ограничений на ее свободу передвижения, в дополнение к 100 часам общественных работ и запрету на занимание руководящих должностей в общественных объединениях на пять лет; призывает Казахстан отменить осуждение и снять обвинения против нее.

Выражает свое сожаление в отношении того, что в апреле и мае 2017 года два других профсоюзных лидера Нурбек Кушакбаев и Амин Елеусинов были приговорены к двум с половиной и двум годам лишения свободы, соответственно, по уголовным обвинениям, которые также считаются политически мотивированными; отмечает, что приговоры против трех профсоюзных лидеров – это удар по независимой профсоюзной деятельности в стране.

Призывает к существенному пересмотру ежегодного диалога между ЕС и Казахстаном по правам человека, с тем чтобы сделать его более эффективным и ориентированным на результат; призывает власти Казахстана участвовать в нем в полной мере, равно как и на всех других форумах, в целях достижения ощутимого прогресса в области прав человека в стране, уделяя особое внимание индивидуальным случаям; напоминает, что должно быть гарантировано участие гражданского общества в этих диалогах и консультациях.

Наконец, Европейский парламент выражает свое сожаление в связи с тем, что Казахстан до сих пор отказывается от независимого международного расследования событий в Жанаозене в 2011 году, несмотря на призывы Комитета ООН по правам человека и выражает сожаление по поводу того, что Казахстан не является ни участником Римского статута Международного уголовного суда, ни подписавшим его государством, и призывает Казахстан подписать и присоединиться к нему.

Полностью текст резолюции на русском языке можно скачать ЗДЕСЬ в формате Word.


Добавить комментарий