Доклад 2014/2015 Права человека в современном мире

16.03.2015

Не улучшилась ситуация с расследованием сообщений о нарушении прав человека сотрудниками правоохранительных органов и силовых структур и привлечением предполагаемых виновников к ответственности. Из-за бюрократических препон и непрозрачных внутриведомственных правил пострадавшие от пыток и их родственники не могли добиться справедливости. Из-за аналогичных препятствий не удавалось эффективно проводить независимый мониторинг мест содержания под стражей. По-прежнему ограничивалось право на свободу собраний. Активисты гражданского общества опасались, что новые законодательные инициативы ограничат их права на свободу выражения мнений и свободу объединений.

Пытки и другие виды жестокого обращения

Власти постоянно подчёркивали, что необходимо искоренять пытки и жестокое обращение. В сентябре 2013 года Генеральный прокурор потребовал от подчинённых ему прокуроров «по каждому факту применения пыток возбуждать уголовное дело». На практике же расследования утверждений о пытках и жестоком обращении совсем не соответствовали международным стандартам и не вели к восстановлению справедливости. В ноябре Комитет ООН против пыток выразил озабоченность в связи с «пропастью между законодательством и  защитой от пыток», отметив, что применение пыток и жестокого обращения для выбивания признаний «выходило за пределы отдельных случаев» и что меньше 2% жалоб на пытки закончились возбуждением дел. В октябре во время второго раунда универсального периодического обзора Казахстана Совет ООН по правам человека порекомендовал Казахстану создать независимый механизм для проведения расследований. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, государственный орган не должен сам расследовать жалобы на своих сотрудников. Несмотря на это, жалобы на пытки и жестокое обращение со стороны сотрудников правоохранительных органов и Комитета национальной безопасности (КНБ) постоянно передавались в отделы собственной безопасности МВД, финансовой полиции и КНБ. Работа таких отделов собственной безопасности регулируется внутренними правилами, которые не предаются огласке. На практике это означает, что вместо беспристрастного расследования внешним органом жалобы на пытки изучаются по внутренней процедуре, которая обычно не является объективной. В большинстве случаев по результатам внутренней процедуры делался вывод, что жалоба безосновательна либо что виновников невозможно установить. В 2013–2014 годах независимые НКО ежегодно регистрировали в Казахстане от 350 до 400 жалоб на пытки и жестокое обращение. Однако, по их оценкам, с 2010 года к ответственности было привлечено лишь около 50 должностных лиц. Согласно информации с сайта Генеральной прокуратуры, за период с января по сентябрь было возбуждено 43 уголовных дела о пытках, потерпевшими признаны 47 человек, в том числе 11 заключённых, трое несовершеннолетних и один пожилой человек. За тот же период в суд было передано 17 дел о пытках, а 30 были закрыты ввиду «отсутствия признаков состава преступления» (официальная формулировка, которая обычно используется по итогам неубедительных внутренних расследований). На сайте также отмечалось, что в 2013 году и в первом полугодии 2014 года в связи с пытками был осуждён 31 сотрудник полиции, однако не конкретизировалось ни количество случаев пыток, к которым они имели отношение, ни характер преступлений. В ноябре 2013 года Костанайский областной суд постановил выплатить компенсацию в размере 2 миллионов казахских тенге (13 000 долларов США) Александру Герасимову, после того как в мае 2012 года Комитет ООН против пыток пришёл к выводу, что на Казахстане лежит ответственность за причинённые ему пытки. Однако власти до сих пор так и не провели полного, независимого расследования жалобы Александра Герасимова на пытки. В ноябре была условно-досрочно освобождена из колонии защитница трудовых прав Роза Тулетаева. Она отбывала пятилетний срок лишения свободы за «разжигание социальной розни» во время забастовки жанаозенских нефтяников в 2011 году. 149 Д В 2012 году на суде она заявила, что на допросах её пытали. О проведении независимого расследования её утверждений о пытках ничего не известно.

Борьба с терроризмом и общественная безопасность

Власти по-прежнему утверждали, что борьба с терроризмом и другими угрозами национальной безопасности крайне необходима для обеспечения стабильности в стране и регионе. Часто поступали сообщения о том, что для получения признательных показаний сотрудники КНБ нарушали права человека, среди прочего прибегая к пыткам и жестокому обращению. Особо пристальное внимание КНБ уделял членам или предполагаемым членам запрещённых либо незарегистрированных мусульманских организаций и исламистских партий, представителям религиозных меньшинств, а также лицам, ищущим убежища, из сопредельных стран, особенно из Китая и Узбекистана. Родственники осуждённых за терроризм утверждали, что заключённые в колониях строгого режима в Шымкенте и Аркалыке отбывают приговоры в жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство условиях. Доступ независимых наблюдателей в эти учреждения был крайне ограниченным. В январе 2013 года были предложены законодательные инициативы, подразумевающие более широкие меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом, и в новом Уголовном кодексе, подписанном президентом Назарбаевым 4 июля 2014 года и вступающем в силу в январе 2015 года, возраст уголовной ответственности за террористические преступления снизился до 14 лет. Согласно части 1 статьи 49 Уголовного кодекса, только «террористические преступления, сопряжённые с гибелью людей», по- прежнему карались смертной казнью, однако на практике смертная казнь в Казахстане не применяется.

Условия содержания под стражей

В 2013 году в Казахстане был принят закон о создании национального превентивного механизма (НПМ). На первом заседании координационного совета НПМ 19 февраля 2014 года были избраны представители гражданского общества, которые приступили к мониторингу мест содержания под стражей в Казахстане. Однако мандат НПМ не распространялся на все места лишения свободы. Так, участников НПМ не допускали в отделения полиции и закрытые государственные учреждения, в частности детские дома, интернаты и воинские части. Представители НПМ также сталкивались с бюрократическими препятствиями: для срочного, внепланового посещения членам НПМ необходимо получать письменное согласие омбудсмена, что возможно лишь в рабочее время, а это ограничивает возможности НПМ быстро реагировать на сообщения о пытках. НПМ также не разрешается публиковать результаты своей работы, пока омбудсмен не утвердит его ежегодный отчёт.

Свобода собраний

В стране ограничивалась свобода собраний, а мирных демонстрантов по- прежнему задерживали и штрафовали. Любое публичное собрание и одиночный пикет активисты должны были согласовывать с местными властями. Распространение листовок, участие в спонтанных акциях протеста и ношение одежды с политическими лозунгами без предварительного разрешения часто расценивалось как нарушение закона о митингах. Несколько раз правоохранители с применением силы разгоняли несанкционированные мирные собрания. В десятках случаев организаторов и участников штрафовали либо приговаривали к административному аресту сроком до 15 суток.Свобода объединений НКО подлежали обязательной регистрации.У властей имелось множество возможностей для отказа в регистрации и закрытия организаций за предполагаемые, часто незначительные нарушения закона. В новом Уголовном кодексе и связанных с ним нормативных актах содержались положения, которые, по мнению правозащитных организаций, могут использоваться для притеснения НКО и их членов, а также для ограничения их законной деятельности. В новом Уголовном кодексе «руководство, участие в деятельности незарегистрированных или запрещённых объединений, а также финансирование их деятельности» считается уголовным преступлением. Также в нём вводится уголовная ответственность за «незаконное вмешательство» в деятельность государственных органов со стороны членов общественных объединений; руководители же общественных объединений выделяются в отдельную категорию правонарушителей, к которым применимы более жёсткие наказания за ряд преступлений. Рабочая группа при Министерстве культуры готовила законопроект о регулировании деятельности НКО, который позволили бы на законных основаниях ограничивать финансирование всех государственных и негосударственных НКО в рамках специального правительственного постановления. Некоторые НКО высказывали озабоченность тем, что это серьёзно ограничит их возможности по привлечению независимого финансирования. Свобода выражения мнений – СМИ Значительно ухудшилось положение со свободой выражения мнений для независимых СМИ. В феврале постановлением суда была закрыта «Правдивая газета» из-за того, что ранее на неё налагались небольшие взыскания. Из-за предполагаемого экстремизма и иного незаконного содержания часто ограничивался доступ к социальным СМИ и блогам, а суды на закрытых заседаниях принимали решения о блокировке сайтов.


Добавить комментарий