Культура ненависти (часть 2)

04.02.2014

— Я наблюдаю за происходящим на Майдане каждый день. Что интересно, противостояние очень явное. Люди захватывали Киевскую администрацию, как вражеский форпост. То есть не рассматривали мэра или Раду через призму «это наши, назначенные нами, выбранные нам». Протестующие в Украине захватывают вражеские укрепления! Понимаете?

 

— Телеграф, почту…

 

— Да, и это естественная реакция людей, которые не рассматривают власть как свою ни в каком качестве.

 

— Они воспринимают ее как режим, который надо свергать.

 

— Да, как тех, кого надо свергать. Причем нет особых представлений, а кого взамен и как это будет. Есть просто ненависть к власти.

 

Первый вывод, который я сделал, выйдя из зоны, что она формирует ненависть к человеку в форме. У всех, кто со мной вместе там оказался (за редким исключением это были абсолютно нормальные люди, простые мужики — дальнобойщики, водители автобусов), буквально за неделю складывалось отношение не просто «мы и они», а «вышел бы за ворота и убил». Из всего штата колонии (50–80 человек) только несколько человек — пять, может быть, семь — нормально относятся к заключенным и, соответственно, заслуживают с их стороны нормального отношения. Были сотрудники, которым все пофиг, они выполняли свои функции, и все. Остальные унижали.

 

Я задумался, почему возникает такая ненависть и распространяется на них всех? Понял. Ни на уровне государства, ни на общемировом уровне системы, режимы, элиты не обеспечивают той степени социальной или правовой справедливости, которая была бы приемлема. Сейчас этот показатель приобрел опасные размеры.

 

Сделайте опрос хоть в Казахстане, хоть в России, хоть в Украине, насколько люди доверяете полиции. Да, они борются с преступностью, поддерживают какой-то порядок, чего отрицать нельзя. Но если уточнить, сколько раз вы сталкивались с полицией, сколько раз она к вам при этом хорошо относилась? Какое у вас осталось впечатление? За редким исключением, где кому-то помогли, в основном слышен негатив. То же самое с судом, прокуратурой, администрацией и дальше по списку.

 

Прочитал недавно, что у 85 человек состояние полтора триллиона долларов. Ровно столько же, сколько приходится на 3,5 миллиарда человек. Понятно, что о какой бы то ни было справедливости здесь говорить не приходится, независимо от того, как они это заработали. Речь уже о том, что система, которая позволяет такой диспаритет, неправильная.

 

— Это очень философский вопрос. Если начнем рассуждать о неправильности системы, мы до Кампанеллы дойдем…

 

— Нет, мы дойдем до инструментов самоограничения и инстинкта самосохранения. Если он есть, то так не получается. Почему так не выходит у Норвегии, Голландии? Там нет миллиардеров в таком количестве? Эти страны привыкли к необходимости восстанавливать социальную справедливость, поэтому налоги на роскошь сумасшедшие и т. п. Откуда все эти ребята — 85 человек? Россия, Казахстан, Ближний Восток, арабские шейхи. Там, где народы строго в кулаке…

 

— Ребята, которые за последнюю четверть века выехали за счет продажи сырья.

 

— Да. И за счет аккумуляции всей продажи сырья в узком кругу особо доверенных лиц.

 

Так вот, когда социальной справедливости нет, возникают проблемы, и они растут из поколения в поколение. Есть страны, где это дело периодически взрывается.

 

Если с одной стороны уровень жизни низок и социальное расслоение сумасшедшее, а с другой стороны те, у кого есть деньги, контролируют все силовые структуры, которые тогда работают не на справедливость, а на тех, кто ими руководит, то в сумме получается, что степень несправедливости ставит под сомнение развитие человечества.

 

Возвращаемся к тому, о чем мы уже говорили: формы и институты уже отжили свое и требуют замены. Взрывы, революционные потуги, террористическая угроза — отражение этого процесса. Радикальная экстремистская идеология разрослась, потому что нет справедливости, и это позволяет ей получать серьезную общественную подпитку, особенно в нищих странах. Процесс идет по всему миру и сейчас затронул Запад. Взрывы в гетто Франции или проблемы со стрельбой в США — это все отражение.

 

И последний гвоздь вбиваю в гроб: те, кто управляет, отнюдь не дураки, они все понимают и пытаются различными формами пропаганды как-то притушить процесс, держать его под контролем. Можно назвать их действия зомбированием, оболваниванием, использованием различных политтехнологий. Чем больше они это делают, тем больше дискредитируют концепции и понятия. Человечество росло на определенных словах и сейчас цепляется за слова в духовных книгах, надеясь, что хоть они еще имеют исходный смысл. Потому что по телевидению в очередной раз рассказывают про свободу, демократию, справедливость, а оглянешься на все окружающее — все понятно. Как в Советском союзе — все равны и живем в самой свободной стране на свете. В результате свобода теряет свое исходное значение, и под ней понимают уже не то, что изначально. Процесс достиг и самых продвинутых, развитых, тех, кто на этих ценностях пытался развиваться, — Северной Америки и стран Западной Европы.

 

Я на 100% согласен с Игорем Яковенко, сказавшим, что развиваются три культуры: культура абсурда, культура цинизма, культура ненависти. Они воцарились на российской арене и не только. Трудно сказать, какая из них превалирует, но везде ненависть, потому что удобно на кого-то переложить свои проблемы.

 

А культура цинизма? Справедливость не достигается, цинизм невероятный, нет даже ощущения, что кто-то наверху собирается с этим бороться. Период безвременья как раз отражает эту ситуацию, и он, как мне кажется, вместе с этими психологическими ощущениями формирует среду, в которой будут вызревать новые формы: или разрушение, или совершенно экстремальные события.

 

— Люди привыкли рассматривать ситуации и процессы в рамках своей жизни, сравнивать в пределах 20–30 лет максимум, вспоминать из курса истории, что было 50–60 лет назад. В то же время мы еще со школьной поры знаем, что история развивается по спирали. Вполне возможно то, что мы сейчас называем безвременьем и общей усталостью мира перед поиском новой цивилизации, уже было. Это можно связать с ситуацией, когда менялись приоритеты в Европе: сначала господствовала Испания, потом Англия, все это крутилось вокруг энергоносителей и т.д. Есть ощущение, что мы находимся на пороге чего-то, но в то же время то, на чем мы стоим, человечество до нас проходило уже много раз…

 

— Безусловно, человечество находило выходы, с той лишь разницей, что причины вызовов были разными. После научно-технической революции и в рамках стертых в информационном смысле границ, финансовых потоков, притока человеческого капитала оно с такими вызовами не сталкивалось. Мир скукожился до маленького шарика, где все взаимосвязано и где кашлянешь в одном месте,  а отозваться может в другом.

 

Да, скорее всего, человечество стоит на пороге, и это не в первый раз. Но в то же время, как говорил один из великих российских мыслителей профессор Лихачев, в значительной степени история России — это история случайностей (можно провести параллели или экстраполяцию с другими странами). То есть события несут в себе значительный элемент случайности, не поддаются никакой системе. (Это даже Бисмарк говорит в отношении России). Процессы неожиданно происходят вот так, а не иначе, хотя они не были подготовлены и не являлись результатом чего-то. Нужно принимать во внимание еще и временной фактор. Скорости изменений повысились, технологические ресурсы человечества выросли. Поэтому исторические процессы происходят в значительно более короткие сроки, чем в средние века.

 

— Процессы быстрее, а инертность человека осталась той же.

 

— Человек в принципе остался тем же, окружающий его мир сильно изменился.

 

— Может быть, опасность и таится в том, что человек не успевает реагировать на опасности?

 

— Абсолютно верно. Более того, человек сбит с толку объемом информации. Он находится в ситуации, когда, будучи даже продвинутым, он не в состоянии успеть отделить зерна от плевел, что ему нужно и полезно для развития, а что нет.

 

Я думаю, что эти вызовы перед человечеством очень серьезны. Сегодня Запад, особенно Штаты, вкладывают в философию и изучение социальных наук столько же, сколько во все остальные сферы вместе взятые. То есть делают акцент не на технологии, а на развитие нематериального, пытаясь искать выходы именно в этой части. Потому что если не разберешься с человеком, с его социальной организацией в новом времени, то все остальное распутать будет еще сложнее.

 

ИСТОЧНИК
Ablyazov.org

http://ablyazov.org/kuljturanenavisti.htm

 


Добавить комментарий