ЕС ДОЛЖЕН ПОТРЕБОВАТЬ ПРИНЯТИЯ МЕР ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАСИЛЬСТВЕННО ВОЗВРАЩЕННЫХ УЗБЕКОВ

24.06.2011

   

ЕС должен потребовать принятия мер для обеспечения защиты прав насильственно возвращенных узбеков

 

Ташкент, Алматы, Брюссель, Гаага 23 июня 2011 г. Накануне ежегодного Диалога по правам человека ЕС-Узбекистана, который состоится в Ташкенте 24 июня[1], группа неправительственных организаций из Центральной Азии и Западной Европы выражает глубокое беспокойство о судьбе 28 узбекских граждан, которые в начале месяца были выданы Казахстаном Узбекистану по обвинению в религиозном экстремизме. Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана, Казахстанское международное бюро правам человека и соблюдению законности, Международное партнерство по правам человека и Нидерландский Хельсинский комитет призывают ЕС потребовать, чтобы узбекское правительство предоставило независимым международным наблюдателям доступ к этим людям. Также данные организации призывают ЕС потребовать, чтобы во время следствия и на судебных процессах в отношении этих людей были обеспечены их основные права, включая право иметь доступ к адвокату по их выбору, право не быть подвергнут пыткам и жестокому обращению и право на открытое и справедливое судебное разбирательство.

 

9 июня 2011 казахское правительство экстрадировало в Узбекистан 28 человек, которые вынуждены были убежать из этой страны из-за страха преследования по причине их религиозных убеждений. Узбекские власти обвинили их в принадлежности к религиозным «экстремистским» организациям, в «посягательстве на конституционный строй» и в других преступлениях, связанных с экстремизмом. Такие обвинения часто используются против мусульман Узбекистана, которые придерживаются своей веры вне строгого государственного контроля.

 

Казахстанское правительство отказало 28 гражданам Узбекистана в убежище и выдало их, несмотря на известный риск, что они могут быть подвергнуты пыткам, и будут нарушены их другие права. Таким образом, оно выступило против своих международных обязательств в области прав человека[2]. Власти Казахстана утверждали, что узбекская сторона дала «письменные гарантии» по соблюдению прав этих людей. Однако, как было указано международными органами по правам человека, таких гарантий недостаточно в случаях возвращений в страны, где пытки и другие нарушения прав человека являются распространенным явлением[3]. Отчеты неправительственных организаций показали, что дипломатические гарантии против применения пыток неэффективны на практике[4]. Комитет ООН против пыток попросил, чтобы казахстанское правительство не выдавало этих людей до того момента, пока он не рассмотрит ситуацию.

 

В то время как выданные люди в настоящее время содержатся под стражей в Узбекистане, подробности об их текущем положении неизвестны. Однако существуют серьезные основания полагать, что им могут угрожать нарушения их прав, как и другим людям, обвиняемым узбекскими властями в религиозном «экстремизме».

 

За многие годы проведения мониторинга Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) зафиксировала повторяющиеся факты нарушений прав человека, совершаемые в борьбе с религиозным экстремизмом в Узбекистане. Мусульман продолжают арестовывать и обвинять в «экстремистских» преступлениях из-за ненасильственных религиозных действий, таких как чтение молитв в мечетях, которые действуют вне государственного контроля, изучение литературы, которая не была одобрена властями, или встречи и обсуждения религиозных идей с другими верующими. Они обвиняются в участии в «экстремистских» организациях, даже если нет никаких доказательств, что они каким-то образом проявил себя в деятельности таких организаций, и/или что эти организации каким-либо образом связаны с насильственными действиями. Сотни людей были арестованы и признаны виновными на этих основаниях только в 2010-2011 гг.

 

Предполагаемые религиозные «экстремисты» часто задерживаются произвольно, им отказывают в доступе к адвокату, их подвергают пыткам и жестокому обращению. Например, их избивают, пинают и морально унижают, чтобы добыть признания. Их, как правило, осуждают в судах, которые не соответствуют основным международным стандартам справедливости и часто проводятся за закрытыми дверьми. Признания, полученные под пытками, принимаются в качестве доказательств и используются в качестве главного основания для вынесения судебных решений, признающих их виновными. Приговоры часто предусматривают длительные тюремные сроки.

 

Люди, обвиняемые в религиозном «экстремизме», подвергаются дискриминации и жестокому обращению и во время отбывании срока в тюрьмах и лагерях. ИГНПУ получила информацию о многочисленных случаях в прошлом году, когда религиозные заключенные предположительно умерли в результате пыток. Большинство случаев жестокости и пыток, включая те, которые приводят к смерти, не расследуются должным образом и виновные не отдаются под суд. Члены семьей религиозных заключенных часто сообщают ИГНПУ, что они не получили ответа на жалобы, поданные о жестоком обращении и пытках, даже если они включали имена предполагаемых преступников.

 

Ввиду этого, организации, участвующие в этом обращении, призывают ЕС использовать свое влияние, чтобы обеспечить защиту прав 28 недавно депортированных граждан Узбекистана. ЕС также должен потребовать конкретных мер для того, чтобы положить конец систематическим нарушениям прав человека, характеризующих продолжающуюся кампанию против религиозного экстремизма в Узбекистане. Он должен осудить экстрадиции в эту или другие страны, где существуют грубые нарушения прав человека

 

Для более подробной информации:

 

Обзорный документ о нарушениях прав человека в борьбе с религиозным экстремизмом в Узбекистане доступен здесь (на английском языке). Он был подготовлен на основании информации ИГНПУ.

 



[1] Стратегия ЕС по Центральной Азии, которая была принята в 2007 г. предусматривает проведение Диалогов по правам человека между ЕС и каждым из центрально-азиатских правительств. Четыре предыдущих раунда Диалога по правам человека ЕС-Узбекистан были проведены в 2007-2010 гг.

[2] Статья 3 Конвенции ООН против пыток запрещает государствам-участникам высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, «если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток». Этот запрет также является частью статьи 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах, которая устанавливает абсолютный запрет пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. Казахстан является государством-участником обоих этих договоров.  

[3] См., например, Европейский суд по правам человека, Chanal v. The U.K. (1996)

[4] См., например, Human Rights Watch, Cases Involving Diplomatic Assurances against Torture (2007), http://www.hrw.org/en/node/77209/section/1


Добавить комментарий

Смотрите также