Амнистии давно пора быть, а членство РК в Совете ООН ничего не даст

18.03.2011


 


Пока Евгений Жовтис был, так сказать, на свободе, мы воспользовались моментом и взяли у него комментарии по поводу законопроекта об амнистии к 20-летию независимости Казахстана и желании Астаны попасть в Совет ООН по правам человека.


 


Законопроект о проведении амнистии Назрабаев поручил подготовить недавно в связи с празднованием 20 летия независимости Казахстана. Инициатива же выдвинуть кандидатуру нашей страны в члены Совета по правам человека ООН на 2012-2015 годы принадлежит, судя по всему, государственному секретарю – министру иностранных дел Канату Саудабаеву. Именно он заявил о желании Астаны получить место в качестве постоянного члена Комитета по правам человека при Совете безопасности ООН, освободившееся после того, как оттуда исключили Ливию.


 


Взыскания амнистии не помеха


 


Казахстан, по словам Евгения Жовтиса, очень долгое время находился в первой десятке стран по количеству заключенных на 100 тысяч населения. За время независимости в стране прошло семь амнистий. После каждой количество тюремного населения сокращалось на 30-40%. Но за год-два цифра практически становилась той же самой – и требовалась новая амнистия.


 


– Последняя была в 2005 году, самый большой промежуток между амнистиями был четыре года, закон проекта об амнистии был готов еще в 2009 году, но его «завернули», – напомнил правозащитник. – Сейчас ситуация во всех колониях достаточно напряженная. Потому что амнистии не было уже шесть лет, и это психологически сильно давит. Амнистия и физически, и психологически разгружает места лишения свободы. Единственное, что не понятно, когда она будет осуществляться. Год объявлен Годом независимости, то есть амнистия может быть объявлена в любое время на протяжении этого года либо приурочена непосредственно ко Дню независимости, если так, то заключенных буду выпускать уже в 2012 году.


 


Евгений Александрович говорит, что в 2009 году никак не объяснили, почему амнистия не состоялась. Возможно, связано это было с тем, что следующий год – 2010-й – был годом председательствования в ОБСЕ и все госорганы «занимались этим важным занятием». А следующий после председательствования год – 2011-й – юбилейный, во время которого нужно провести ряд мероприятий, и амнистия как раз будет кстати.


Правозащитник связывает объявление амнистии с предвыборной кампанией, однако он не думает, что после выборов это спустят на тормозах: «Есть принятое решение, и нет никаких оснований его пересматривать».


 


Обычно амнистия объявляется как по лицам, так и по преступлениям, – объяснил Евгений Жовтис. – Из амнистии исключается ряд преступлений, прежде всего насильственных, особой тяжести и коррупционных, поэтому самый главный вопрос, какие статьи Уголовного кодекса будут исключены.


 


По словам г-на Жовтиса, «за всю историю проведения амнистий никогда не было, чтобы преступления по неосторожности не подпадали под амнистию» (правозащитник осужден за преступление, совершенное по неосторожности. – авт.). На наш вопрос, не может ли так получиться, что осужденного «прокатят» из-за какого-нибудь непогашенного взыскания, Евгений Александрович ответил так: «Никогда такого не было, само по себе взыскание на амнистию не влияет. Если же лицо было злостным нарушителем режима, то оно попадает под административный надзор после освобождения по амнистии».


 


Напомним, что у Евгения Жовтиса уже было два взыскания, наложенных по абсолютно надуманным причинам. Хочется надеяться, что наши власти не придумают что-нибудь новенькое иезуитское с амнистией, лишь бы под нее не попал правозащитник.


 


Форма новая, да содержание старое


 


Что касается членства Казахстана в Совете ООН по правам человека, то Евгений Жовтис не стал бы этому придавать большого значения, так как это исключительно ротационная процедура, как и в ОБСЕ.


 


Совет по правам человека формируется таким образом, чтобы там был представлен каждый географический регион – Африка, Америка и так далее. На каком-то этапе каждая из стран региона попадает в этот совет. Там нет отбора по принципу соблюдения прав человека или уровня демократии. Членами комиссии по правам человека (сейчас Совета по правам человека) могли быть страны, которые были далеки от стандартов по правам человека, такие как Китай, Беларусь или Ливия. Поэтому членство в этом совете – это не поощрение и не признание неких заслуг, – объяснил наш собеседник.


 


Другой вопрос, когда страна становится членом Совета по правам человека, она должна оценивать соблюдение прав человека в другой стране, каждый раз страны предоставляют доклады, так называемые универсальные периодические обзоры, которые показывают ситуацию с правами человека в той или иной стране. По результатам этих обзоров дают рекомендации государствам.


 


И в этом заключается парадокс, потому что я знаю, что, например, Россия не относится к странам развитой демократии, но данную страну представляют эксперты – направленные представители. Обычно они принимают решения по докладам других стран, как ни странно, достаточно объективно, – признался правозащитник.


 


Что касается стимулирующего фактора, то членство в этой структуре ООН налагает на страну чуть больше ответственности в сфере прав человека: если судишь других, то смотри, что творится в собственном доме. Однако кардинально в Казахстане с появлением «новой должности» ничего не изменится, – считает Евгений Жовтис.


 


Ольга УШАКОВА, Усть-Каменогорск (газета «Голос республики» за 18.03.2011
<
https://respubliki.net/001/http://www.respublikad2.info/news/polit_process/6531>)


 


 


 


Добавить комментарий