Казахский цирк – антракт до особого распоряжения

28.01.2011

 

Продолжение темы, начатой в публикации «Казахский цирк: сезон-2010 перетекает в сезон-2011» от 7.01.2011 и продолженной затем в публикации «Казахский цирк – отделение третье» от 17.01.2011.

 

По идее, третью заметку из этого цикла нам следовало написать и вывесить на сайте вчера, то есть 27 января, чтобы соблюсти преемственность дат – от 7-го через 17-е к 27-му. Однако дело здесь не просто в «семёрках», но и в хронологии некоторых событий:

– наша первая заметка была написана и вывешена 7 января – на следующий день после принятия сенатом обра­щения к президенту о проведении референдума-2020 и ответного президентского указа об отклонении этого предложения;

– вторая заметка была написана через уик-энд после совместного заседания 14 января обеих палат парламента, единогласно проголосовавшего за отклонение президентского отказа, а также в конце того дня, когда президент вновь отказался подписать уже принятый депутатами закон и направил его на рассмотрение Конституционного совета;

– вчерашним же днём 27 января у нас ещё не могло быть информации о том, как пройдёт назначенное на завтра, то есть на сегодня заседание обеих палат парламента с выступлением президента – проще говоря, огласит ли он своё решение и если да, то какое именно.

 

Вот и пришлось нам сдвинуть написание и публикацию этой заметки на один день вперёд. Зато к середине этого дня мы уже знаем, что сказал на сегодняшнем заседании парламента глава государства по этому поводу: свое решение он примет после вынесения Конституционным советом соответствующего заключения: «Я направил закон в Конституционный совет, который должен определить его конституционность и законность. Только после этого будет принято окончательное решение. Так требует Конституция, так требуют наши законы» (цитируем по тексту сообщения КазТАГ от 28.01.2011).

 

К сожалению, так требуют не только наши юридические законы, но и законы жанра «казахского цирка». Даже ежу понятно, чего стоит вся эта «борьба хорошего с лучшим» – президента с парламентом (все его депутаты состоят в одной партии «Нур Отан», которую возглавляет сам президент) под арбитражем Конституционного совета (всех его членов назначает он же). Впрочем, если кому надоело сравнение с цирком, можем употребить и другое сравнение из той же области – с кукольным театром. В одном из видов которого (театр марионеток) актёр дёргает кукол за нитки сверху (в нашей политической системе президент как раз и поставлен выше  всех прочих ветвей власти, над всеми ними), а в другом из его видов (театр верховых кукол) актёр надевает их на руку или на пальцы и выставляет над головой или впереди себя.

 

Не будучи специалистом в кукольно-театральной технике, рискну всё же предположить, что именно во втором варианте актёру-кукловоду удобнее изображать борьбу своих кукол – хоть шутейную потасовку, хоть кровавую поножовщину. В нашем же случае изображается нечто вроде любовной борьбы, в которой и одноразовые тряпичные куклы из сундука, на коем написано «Республиканское собрание граждан в Усть-Каменогорске», и постоянный театр марионеток-парламентариев яростно доказывают кукловоду-президенту, что любят его больше, чем тот любит сам себя. Так сказать, борьба фетишизма с нарциссизмом.

 

Образ «казахского цирка» не отпускает нас ещё и потому, что на этой неделе вновь напомнил о себе его прародитель (хотя и он здесь только исполнитель роли) по имени Канат Саудабаев – бывший начальник учреждения «Казахский Государственный цирк» в составе Минкультуры, а теперь госсекретарь и министр иностранных дел Казахстана. В минувший вторник 25 января он встречался в Вашингтоне с госсекретарём США Хиллари Клинтон, о каковой встрече на следующий день сообщил официальный представитель Госдепартамента Филипп Кроули: «Госсекретарь особо подчеркнула, что национальный референдум по продлению срока правления президента Нурсултана Назарбаева до 2020 года может стать шагом назад для демократии. Мы надеем­ся, что Казахстан подтвердит его приверженность демократии и соблюдению прав человека» (цитируем по тексту сообщения ИА «Новости Казахстан» от 27.01.2011).

 

О том, какие именно права человека нарушает затеянный властями референдум, очень хорошо сказала в минувший понедельник 24 января на единственном состоявшемся пока заседании Конституционного совета единственная среди тамошних ораторов не тряпичная, перчаточная или подвесная кукла, а живой и разумный человек – неизвестно каким чудом приглашённая туда правозащитница Жемис Турмагамбетова.

 

В своём выступлении она подчеркнула, что «предлагаемые поправки в пункт 5 ста­тьи 42 Конституции по своей юридической природе непосредственно влекут лишение пассивных и активных избирательных прав всех граждан РК. Они также противоречат статье 12 Конституции в части невозможности отчуждения прав человека, а также требованиям конституционного закона «О республиканском референдуме» в части невозможности вынесения на референдум вопросов, которые могут повлечь нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина» (цитируем по сообщению КазТАГ от 24.01.2011).

 

То же самое наверняка говорила г-ну Саудабаеву на встрече в Вашингтоне г-жа Клинтон, как и ранее говорил ему же теперь уже бывший посол США в РК Ричард Хоугланд. Интересно, что отвечал на это бывший директор «Казгосцирка» – неужели опять про «особое понимание демократии в Азии»? А на это он наверняка вновь услышал ответ о том, что Япония, Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Израиль, и наконец, миллиардолюдная Индия – самая большая в мире демократическая страна – находятся тоже в Азии.

 

Впрочем, можно только посочувствовать лично незнакомым нам Хоугланду и Клинтон, а равно и хорошо нам знакомой Жемис Утегеновне в их святых усилиях растолковать совершенно очевидные для любого разумного человека истины тому или тем, кто не просто думает по другому, но вообще не думает сам, а лишь озвучивает заложенную программу-роль. Причём сегодня одну, завтра другую… Однако говорить всё-таки надо даже и с такими субъектами, тем более когда известно, что доклады этих людей-передатчиков лягут на стол тому, кто думает за них, а решает так­же и за всех нас. Вот ему-то и предстоит теперь думать: какой ответ продиктовать членам КС и какое решение по нему огласить.   

 

Пока что он, за всех за нас мыслитель и решатель, решил продлить интригу ещё на неделю-две-три. Попробуем рассчитать сроки:
– КС имеет в запасе месяц со дня получения им запроса 17 января;
– первая декада этого месяца уже прошла;
– на вторую декаду ложатся
VII
зимние Азиатские игры – тоже президентское мероприятие, негоже сбивать информационную волну;
– на третью декаду, а именно на 11 февраля, назначен съезд президентской партии «Нур Отан» – вполне логичное после сегодняшнего заседания обеих палат место для оглашения «решения века».

 

Понятно, что «команда мудрецов» под началом Игоря Рогова может выдать продукт на-гора хоть в любой из оставшихся 20-ти дней, хоть день в день 17 февраля – в зависимости от полученной установки, что равно относится не только к срокам, но и к содержанию их премудрого заключения. Нам же всем остаётся лишь ждать развязки, коль скоро мы не в курсе дальнейшей части сценария, а тем более если эта часть сценария ещё только пишется.

 

Мы же пока что считаем нужным слегка поправить уважаемых коллег из казахстанского филиала Российского информагентства «Новости» (РИАН) в отношении использованного в их последнем сообщении порядкового числительного «четвертый президентский срок Назарбаева» применительно к гипотетическим выборам 2012 года.

 

На самом деле это будет даже не четвёртый, а пятый срок Назарбаева:
– первый срок начался 25 апреля 1990 г. с избрания на четыре года и не был отбыт даже на треть;
– второй срок начался 1 декабря 1991 г. с нового избрания опять на четыре года и тоже был не отбыт, а продлён без выборов – референдумом 28 марта 1995 г. на пять лет;
– третий срок начался 10 января 1999 г. переизбранием уже на семь лет, и этот срок, всем на удивление, был отбыт почти до конца – ну, разве что без полутора месяцев;
– четвёртый срок начался 2 декабря 2005 г. переизбранием опять на семь лет, которые истекают в начале декабря 2012-го – как раз к «концу света по календарю майя», назначенному на 23.12.2012 (хотя правильнее было бы на 12.12.2012 – другой такой даты из трёх сакральных дюжин больше не будет).

 

Так что если Назарбаев сейчас и впрямь похерит идею нового референдума, а затем пойдёт на выборы-2012 и вновь переизберётся, то это у него будет не четвёртый, а пятый срок. Конституционное же ограничение президентских полномочий одного лица двумя сроками было выброшено из Конституции РК ещё в июне 2007 года персонально «для Первого Президента Республики Казахстан». С таким количеством заглавных букв в титуловании (из четырёх – две лишние), а главное – с такими поправками, большинство ныне живущих казахстанцев рискует никогда не дожить до появления в стране второго президента (хоть со строчных, хоть с заглавных букв).

 

А значит, казахский цирк имеет шансы побить все рекорды длительности одного представления.

 

Андрей СВИРИДОВ

 


Добавить комментарий