Власти против СМИ: не съедим, так понадкусываем

19.02.2018

Главный актив независимости – репутация

Борьба наших властей с независимыми СМИ и отдельными журналистами ведётся с той или иной степенью интенсивности все годы, начиная со времени, когда вообще понятие независимости в получении и распространении информации, особенно общественно-политической, появилось в употреблении. То есть с конца 1980-х – начала 1990-х годов.

Когда уже на уровне Конституции была запрещена цензура. Когда самоцензура ещё не развилась до нынешних масштабов. Когда многие журналисты хватанули свободы, стали создавать свои СМИ, собирать и распространять информацию, исходя из своих собственных  представлений о правильном и неправильном, честном и лживом, без получаемых сверху установок. Когда некоторые из них стали проводить журналистские расследования, не бояться бросать вызов сильным мира сего.

Хочу оговориться, что не ставлю знак равенства между независимыми и частными СМИ. У нас много частных СМИ, и я вообще-то предпочитаю их государственным. Наверное, потому, что большую часть жизни прожил в Советском Союзе и с недоверием отношусь к государственным радио, телевидению и газетам, рассматривая их как инструмент пропаганды и зачастую дезинформации, потому что ими управляют идеологические отделы управлений внутренней политики. Что, кстати, не исключает среди работающих в этих СМИ журналистов порядочных, честных и высокопрофессиональных людей.

Конечно, и частные СМИ могут производить пропаганду и тенденциозную информацию в зависимости от того, кто их финансирует.

Поэтому уровень независимости я оцениваю по тому, насколько разнообразную, в том числе альтернативную официальной точке зрения информацию они распространяют, какие темы поднимают, какие журналисты там работают и какова их репутация.

А потом информацию, получаемую из разных СМИ, я анализирую, сравниваю – и формирую собственную точку зрения на те или иные события и процессы. Для того, чтобы эта точка зрения была обоснованной, мне и нужны независимые СМИ, с которыми наши власти борются в поте лица.

Именная поправка в закон

Причём борьбу эту ведут в соответствии с известным украинским анекдотом насчёт мешка яблок, по отношению к которому Мыкола сформулировал задачу: всё, что съесть не удастся, надо понадкусывать.

Какие только средства и ноу-хау наши власти не применяют в этой борьбе. От использования во второй половине 1990-х тендера на радиочастоты, в результате которого безвозвратно «съели» весь «мешочек» независимых радиостанций и телеканалов, до возбуждения в 1998 году Генпрокуратурой РК дела против всех СМИ сразу – в рамках, так сказать, «понадкусывания».

Были ещё чувствительные «укусы» с приостановлением выпуска газеты или закрытием журнала за неправильные выходные данные или невыполненные обещания. Тираж не тот указали или выпускали издание на одном языке, хотя указывали при регистрации, что смогут и на двух. Не смогли. И хотя желание не есть обязательство, особенно в рыночной экономике, наш правительственный «Мыкола» использует любую возможность «съесть» или «понадкусывать».

Помню ещё о принятии в начале 2000-х в законодательство о СМИ «поправки имени Ирины ПЕТРУШОВОЙ», главного редактора газеты, известной в народе как «Республика», хотя навскидку и не перечислю все её «псевдонимы» в попытке избежать «съедания». Поскольку власти не знали, как догрызть издание (окончательно это удалось только в 2012 году), они внесли в закон запрет иностранному гражданину быть главным редактором казахстанского издания. Во всей нашей необъятной стране был единственный главред, который имел иностранное гражданство, а именно паспорт дружественной нам России, который имели еще тысячи наших близких, соседей и знакомых. Тех самых, которые после развала СССР не стали никуда перемещаться, но гражданство оформили по принадлежности к исторической родине.

Этим главным редактором и была г-жа Петрушова. Поэтому через специальную норму в законе лично ей и запретили возглавлять СМИ.

Как колобок уходил от преследования

«Яблочки» в мешке очень похожи на колобка из известной сказки, которому удавалось уходить от преследования, пока он не переоценил собственные возможности.

Вот и наши независимые СМИ и журналисты, как яблочки-колобки, весьма изобретательны в попытках избежать участи, предопределённой им начальственным «Мыколой».

Журналистские коллективы заранее регистрировали на различных людей несколько названий печатных изданий и  переходили на новое имя после ликвидации газеты со старым. Создавали сайты и уходили в социальные сети. Г-жа Петрушова из главного редактора превратилась в председателя редколлегии, потом в шеф-редактора. Запрет этих должностей потребовал бы от властей внесения новых поправок в законодательство о СМИ, так что они предпочли просто выдавить журналистку из страны.

Но особый креатив проявил главный редактор газет «ДАТ», «СолДАТ» и других инкарнаций этой независимой газеты Ермурат БАПИ. Его в 2003 году осудили по обвинениям в якобы уклонении от уплаты налогов с организации и искажении финансовой отчетности, что он не признал. Помимо года лишения свободы условно и штрафа, его на пять лет лишили права заниматься редакционно-издательской деятельностью.

И вот после вступления приговора в силу выходит очередной номер этой газеты. И в выходных данных главным редактором, если не ошибаюсь, значилась журналист этой газеты Бахытгуль МАКИМБАЙ.

А выше тем же шрифтом, каким раньше набиралась фамилия главреда, было написано: «Главный читатель Ермурат Бапи».

Это было не просто круто. Это была весьма изобретательно состроенная «фига в кармане» авторитарному «Мыколе».

Когда я за рубежом рассказываю эту историю на английском языке и демонстрирую, как в газете вместо Editor-in-chief (главный редактор) написано Reader-in-chief (главный читатель), наша далёкая страна сразу же резко поднимается в рейтинге перспектив развития с точки зрения восприятия.

Если в стране такой уровень креатива и юмора, то она на правильном пути. Независимо от усилий «Мыколы».

ИСТОЧНИК:
Ratel.kz
http://ratel.kz/outlook/vlasti_protiv_smi_ne_sedim_tak_ponadkusyvaem


Добавить комментарий