Гражданские и политические права и свободы

26.05.2014

 

 

КАЗАХСТАН

 

Представление Универсального Периодического обзора ООН

20-я сессия Рабочей группы по УПО

представлен 15 марта 2014г.

Совместное представление [1]:

 

Общественное Объединение «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности» – лидирующая правозащитная организация, действующая во всех регионах Казахстана для содействия соблюдению гражданских и политических прав и свобод, развитию гражданского общества через просвещение, сбор и распространение информации, проведение эдвокаси, анализа законодательства и его приведения в соответствия с международными стандартами

Адрес: 050035, г.Алматы, 8-й микрорайон, д. 4-а, офисы 423 и 428,  www.bureau.kz

 

Общественное Объединение «Амулет» – действующее для содействия обеспечению равных прав и уважению человеческого достоинства независимо от сексуальной ориентации и гендерной принадлежности через предоставление социально-правовой помощи представителям ЛГБТ сообщества

Адрес: 050000, г. Алматы, ул. Кабанбай батыра, http://amuletlgbtq.kz

 

Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз» – способствует становлению открытого гражданского общества через укрепление демократических принципов свободы выражения, получения и распространения информации.

Адрес: 050000. г. Алматы, ул. Фурманова, 122, 2-й этаж, www.adilsoz.kz

 

Общественный фонд «Международный Правовая Инициатива” осуществляет просветительскую деятельность; подготовку и распространение информации, докладов и аналитических материалов; занимается лоббированием и взаимодействием с органами власти; а также реализацией различных программ в области защиты прав человека.

Адрес: 050009, г. Алматы, ул. Шевченко, 165Б, офис 808А, е-mail: ashormanbayeva@mail.ru

 

Общественное Объединение “Эхо” осуществляет деятельность, направленную на повышение активности граждан Казахстана в сфере управления делами государства.

Адрес: 050026, г. Алматы, ул. Айтиева, 44, офис 42, Email: echo@echo.kz, plobachev@mail.ru

 

Ассоциация религиозных объединений Казахстана осуществляет деятельность, направленную на защиту права на свободу вероисповедания через проведение мониторинга нарушений прав на свободу вероисповедания, оказание юридической помощи религиозным организациям и гражданам, проведение религиоведческих исследований по вопросам  соблюдения законности в сфере религии.

Адрес: 050011, ул. Рихарда Зорге 14а, Алматы, arok.kz@icloud.com

 

 

ГРАЖДАНСКИЕ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ПРАВА и СВОБОДЫ

 

              I.      Равенство и недискриминация

            II.      Свобода выражения мнения (свобода слова)

          III.      Право на свободу объединения

          IV.      Право на свободу мирных собраний

            V.      Право на свободу совести, религии, вероисповедания

          VI.      Выборы

        VII.      Правозащитники

 

 

              I.      Равенство и недискриминация

 

1.              Основные законы Республики Казахстан содержат только общий запрет дискриминации, в том числе запрет на нарушение равноправия граждан (ст. 141 УК РК).  В целом, провозглашая принцип равенства прав и свобод казахстанское законодательство в ограниченном объеме использует термин «дискриминация» без его определения[2] и в неодинаковых контекстах, а также не содержит понятийного аппарата относящегося к вопросам дискриминации и недискриминации.

 

2.              Нормы казахстанского законодательства не содержат достаточных процедурных гарантий защиты от дискриминации. Отсутствуют нормы устанавливающие ответственность государственных служащих за дискриминационное поведение. Имеющиеся средства в рамках права на судебное обращение за защитой своих прав в порядке административного, гражданского или уголовного производства неэффективны и неприменимы в условиях современного состояния законодательства.

 

3.              Таким образом, в Казахстане отсутствуют специальное антидискриминационное законодательство, которое содержало бы наряду с механизмом защиты прав определение термина «дискриминация», включая понятия  прямой и скрытой дискриминации, соответствующее Статьи 1 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была ратифицирована Республикой Казахстан в 1998 году.  

 

4.              Недостатки законодательства затрудняет судебную защиту граждан по мотивам дискриминации. В стране практически нет судебной практики по рассмотрению дел о дискриминации по любому признаку, включая по основаниям, предусмотренным в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, так как граждане не обращаются с жалобами в судебные органы. 

 

5.              В правоприменительной практике сложилась ситуация, при которой  фактам дискриминации дается другая юридическая  квалификация. Несовершенство национального  законодательства, размытость юридических признаков форм и способов дискриминации, отсутствие критериев, позволяющих судить о наличии дискриминации в конкретном случае, исключает возможность потерпевшей стороне доказать факт дискриминации.

 

6.              В стране, где проживает более 120 народностей,  из которых 48% населения составляют различные этнические группы,  представители казахской национальности являются основной группой участвующей в политической структуре страны.   Так, например, в Мажилисе Парламента РК пятого созыва, менее 25% являются представителями неказахской национальности.  Этот показатель не значительно лучше по сравнению с предыдущим  созывом, где он составлял 23%.    Однако основной проблемой является отсутствие должной представленности национальных меньшинств в исполнительных органах власти и в правоохранительные структурах. Например, в Северо-Казахстанской области страны, где казахи составляют лишь 33,3% населения, они занимают 86,2% ключевых постов в исполнительных органах власти.

 

7.              Опрос национальных меньшинств также показал, что имеются проблемы с обучением и получением информации на национальных языках. Национальный план действий по внедрению мультилингвального образования в школах меньшинств не обсуждался с заинтересованными сообществами. Озабоченность вызывает тот факт, что в школах на национальных языках испытываются значительные трудности с доступностью учебников, а также с подготовкой кадров для преподавания. 

 

 

Рекомендации:

 

1)       Разработать и принять комплекс законодательных, административных и организационных мер по созданию эффективных антидискриминационных институтов, механизмов и процедур.

2)       Ввести в законодательство РК определение ДИСКРИМИНАЦИЯ и обеспечить доступ к правосудию лиц, потерпевших в результате дискриминационных действий.

3)       Принять меры по обеспечению равного и справедливого представительства национальных меньшинств в органах государственной власти. 

4)       Выполнить в полном объеме рекомендации Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, в том числе по обеспечению равных возможностей в образовании и получении информации для национальных меньшинств.  

 

 

            II.      Свобода выражения мнения (свобода слова)

 

1.              В целом ни одна из проблем, обозначенных НПО в первом цикле Универсального периодического обзора (далее «УПО») в отношении соблюдения Казахстаном ст. 19 МПГПП, не решена, ни одна рекомендация государств — членов Совета ООН по Правам Человека в адрес Казахстана по вопросу свободы слова не выполнена.

 

2.              За период после первого отчета по УПО законодательная регламентация свободы слова ужесточилась.  В 2010 году  в Уголовный кодекс РК добавлена новая статья 317-1 «Публичное оскорбление и иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации, воспрепятствование законной деятельности Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации». Таким образом, Уголовный кодекс РК содержит теперь пять статей, предусматривающих повышенные меры защиты личных неимущественных прав должностных лиц.

 

3.              Принятый  в 2011 году закон о введении административной преюдиции[3] в отношении клеветы и оскорбления, что ограничил бы преждевременное применение уголовных санкций за эти правонарушения, не был введен в действие, так как не были внесены соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях.   Таким образом, несмотря на такие половинчатые меры по декриминализации клеветы,  журналисты де факто остались субъектом уголовной ответственности на практике.

 

4.              Положительным изменением следует считать принятие 25 марта 2011 года закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства», в соответствии с которым юридические лица лишены права взыскания морального вреда по искам о защите чести и достоинства.

 

5.              Принятый в 2012 году закон «О телерадиовещании»  ограничивает  право граждан на беспрепятственное получение и распространение информации. С его введением сократилось число кабельных операторов (в 2011 году – 134, в январе 2014 года – 98)[4]. Требуемая законом обязательная регистрация иностранных телерадиокомпаний в уполномоченном органе (Министерство культуры и информации) привела к значительному уменьшению иностранных телеканалов, транслируемых в Казахстане (250 в 2011 году, в январе 2014 года 217)[5]. Закон ограничивает возможности индивидуального спутникового приема, не затрагивает вопросы создания общественного телевидения даже в самой отдаленной перспективе.

 

6.              В 2012 году принята Концепция проекта нового Уголовного кодекса Республики Казахстан. Свобода слова в ней названа «внешне общественно полезным действием». Проект Уголовного кодекса (на февраль 2014 года) сохраняет в качестве наказания за клевету лишение свободы до 3 лет, альтернативным наказанием вводит штраф в более чем в $30, 000 и расширяет случаи ответственности по этой статье.

 

7.              В 2012 году началась работа над новым проектом Кодекса об административных правонарушениях. В проекте кодекса (на февраль 2014 года) сохраняются все действующие в отношении СМИ санкции по конфискации тиража, приостановлению и закрытию СМИ за административные правонарушения.

 

8.              Журналистов, лишенных свободы в связи с профессиональной деятельностью, в настоящий момент в Казахстане нет. 6 января 2012 года после отбытия 3-летнего заключения за разглашение государственных секретов вышел на свободу главный редактор газеты «Алма-Ата инфо» Рамазан Есергепов. С 23 января 2012 года находился под арестом главный редактор газеты «Взгляд» Игорь Винявский по обвинению по ст. 170 ч. 2 УК РК – «Призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Казахстана, совершенные с использованием СМИ». 15 марта 2012 года суд освободил его по амнистии.

 

9.              Всего, по информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, за 2010 – первую половину 2013 года об обвинению в клевете осуждено 89 граждан, в том числе журналистов, за оскорбление –  124. За этот же период, по данным фонда «Адил соз»,  журналистам и СМИ предъявлено 324 иска о защите личных неимущественных прав в гражданском порядке на общую сумму более 12 млрд. тенге (около $80 млн.).

 

10.          Судебными решениями, вынесенными с грубейшими нарушениями законодательства, в 2011-2012 годах  были закрыты 9 оппозиционных печатных изданий и 25 интернет-ресурсов. Ежегодно ускоренным судебным производством, осуществляемом в закрытом режиме, блокируются сотни интернет-ресурсов как экстремистские и противоречащие законодательству РК. Процветает внесудебная блокировка сетевых изданий и преследования независимых и оппозиционных СМИ. Так, 27 декабря 2012 года Медеуский районный суд Алматы по иску прокурора приостановил деятельность сайта guljan.org на три месяца. Прокурор мотивировал свои требования тем, что почти год назад, 21 января 2012 года на сайте была опубликована статья «Почему я приду 28 января к памятнику Абаю», которая сопровождалась видеороликами, по мнению прокурора, призывающими к участию «в несанкционированной акции протеста», что истец расценил как ма­териалы, «содержащие призывы к со­вершению административных правонарушений». 3-месячный срок приостановления сайта guljan.org закончился в марте 2013 года, популярное интернет-издание было официально разблокировано только 3 июля, однако 27 июля снова было заблокировано. От причастности к последней блокировке отказались все официальные ведомства страны, хотя исследования показывают, что она идет из Казахстана. Оппозиционная пресса подвергается конфискации тиража, штрафам и приостановлениям деятельности по формальным основаниям. Так, созданная в апреле 2013 года «Правдивая газета» до конца года была оштрафована, подвергнута конфискации тиража и дважды приостановлены на 3-месячные сроки, а в феврале 2014 года закрыта по иску прокурора. В вину ей вменялись только нарушения правил публикации выходных данных.

 

Рекомендации:

1)       Декриминализировать клевету и оскорбление, убрать повышенные меры защиты  должностных лиц. Декриминализировать нарушения неприкосновенности частной жизни.

2)       Ограничить применение таких мер наказания, как приостановление  деятельности и закрытие СМИ, лишь исключительными случаями.

3)       Отменить закон о регулировании Интернета как недемократичный и нарушающий международные принципы и нормы свободы выражения мнения. Прекратить практику внесудебной блокировки Интернет-изданий.

4)       Внести изменения в закон «О телерадиовещании»,  в соответствии с правом граждан на беспрепятственное получение информации независимо от государственных границ.  

5)       Регламентировать суммы возмещения морального вреда.

 

 

          III.      Право на свободу объединения

 

1.             Конституция Казахстана и законодательство не признают права граждан на объединение в так называемые неформальные организации, то есть организации, не требующие государственной регистрации в форме юридического лица.

 

2.              Из правоприменительной практики органов юстиции и прокуратуры следует, что в ряде случаев НПО, созданное группой граждан, не претендующих на статус общественного объединения, и не приобретшее статус юридического лица, рассматривается как незарегистрированное общественное объединение и его организаторы подвергаются административной ответственности. Аналогичные проблемы возникают и у незарегистрированных религиозных объединений.

 

3.              Законодательство РК позволяет применение крайних мер приостановления деятельности и ликвидацию общественных объединений за любые несущественные нарушения законодательства РК в целом, если они совершенные после наложения какого-либо  административного взыскания.  Именно, таким образом было ликвидировано или приостановлена деятельность ряда общественных движение и партий (например, Коммунистической  партии РК).  Общественные организации могут быть также привечены к административной ответственности за деятельность, осуществляющуюся полностью в рамках закона, но «выходящую за пределы уставных целей и задач».   А в ст. 49 Гражданского кодекса РК указано, что систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, может явиться основанием для его ликвидации.   

 

4.              В Уголовном кодексе РК, существует ряд статей, предусматривающих повышенную уголовную ответственность членов общественных объединений и их руководителей по сравнению с гражданами, не являющимися членами общественных объединений.

 

5.              Так в статье 336 Уголовного кодекса РК установлена уголовная ответственность «за незаконное вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов», причем предусмотренная законом санкция для членов общественных объединений составляет штраф или арест на срок до четырех месяцев, а для руководителя общественного объединения – вплоть до лишения свободы на срок до одного года.

 

6.              Регистрация политических партий продолжает оставаться крайне  затрудненной и не соответствует международным стандартам.   Законодательство требует 40000 членов партии, в том числе не менее 600 членов в каждом районе. Процедура создания политической партии жестко регламентирована законом, который предписывает ряд действий, таких как, создание организационного комитета, уведомительная регистрация, проведение учредительного созыва 1,000 членов в течение 2 месяцев, и представление списков 40,000 членов в течении 4 месяцев.   Нарушение сроков или иных процедурных требований ведет к отказу в регистрации партии. 

 

7.             Законодательство содержит широкие основания для приостановления деятельности, такие как «нарушение Конституции и законодательства Республики Казахстан», «систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставу политической партии», и другие.

 

8.             Общественные организации обращают особое внимание на попытки государства узаконить репрессивную политику в отношении независимых объединений.  Так, новые положение УК РК в ст. 403  вводят уголовную ответственность за руководство, участие в деятельности незарегистрированных или запрещенных общественных, религиозных объединений, а также финансирование их деятельности  предусматривает наказание в виде ареста на срок до 3 месяцев.  А статья 402 проекта УК РК, за создание или руководство религиозным или общественным объединением, деятельность которого сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершению иных противоправных деяний, а равно создание или руководство партией на религиозной основе, либо политической партией или профессиональным союзом, финансируемыми из запрещенных законами Республики Казахстан источников предусматривает ограничение или лишение свободы до 6 лет.  Принимая во внимание отсутствие четких критериев, дефиниций и расплывчатость используемых терминов, в орбиту уголовного преследования по этим статьям могут попасть любые оппозиционные организации и неформальные объединения граждан.

 

Рекомендации:

 

1)       Привести законодательство в области обеспечения права на объединение в соответствие с международными стандартами прав и свобод человека, устанавливающими право человека создавать или вступать в объединения, союзы, ассоциации, в том числе и неформального характера.

2)       Исключить из законодательства положения об обязательной государственной регистрации объединений граждан и правовые нормы об ответственности за их деятельность только  по причине отсутствия регистрации.

3)       Привести ограничения и санкции в соответствие с международными стандартами и критериями допустимости.

4)       Снизить требуемое для регистрации количество членов партии до 1-10 тысяч и привести положения о процедуре регистрации политических партий в соответствии с международными стандартами.

 

 

          IV.      Право на свободу мирных собраний

1.              Казахстан не выполнил рекомендации Совета ООН по соблюдению свободы мирных собраний. Право на мирные собрания в Казахстане по-прежнему нарушается.  Никаких мер по изменению законодательства о собраниях и практики в области регулирования собраний государство не приняло.

2.              В целом действующее казахстанское законодательство устанавливает следующий порядок реализации свободы мирных собраний в Республике Казахстан: 1) лица, желающие провести любое публичное мероприятие,  обязаны подать  в акимат заявку на  его проведение за 10 дней до планируемой даты проведения; 2)  получить разрешение на проведение мероприятия в письменной форме. 

 

3.              Анализ правоприменительной практики демонстрирует, что, как правило, рассматривая заявление о проведении собрания, акимат предлагает обратившимся провести свое мероприятие именно в специально отведенном для этого месте, определенном решением маслихата (см. выше). И, как правило, такие места крайне удалены от центра города, а мероприятия, проводимые в них, остаются незамеченными общественностью или теми, чье внимание пытаются привлечь собирающиеся. Несогласие обратившихся проводить мероприятие в специально отведенном для этого месте, ведет к отказу акимата в разрешении проводить публичное мероприятие вообще.

 

4.              Кодекс РК об административных правонарушениях (ст.373) и  Угловного Кодекса РК (ст. 334), устанавливют ответственность за нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций. Санкции предусматривают от предупреждений, штрафов и административного ареста на срок до 15 суток и до лишения свободы на срок до одного года.

 

5.             Особую обеспокоенность вызывает дальнейшее развитие репрессивной политики государства  в регулировании  права на свободу демонстраций.  Так, в новом УК РК в ст. 398  предусматривается  наказание в виде ареста на срок до двух месяцев за организацию, проведение либо участие в незаконном собрании, митинге, шествии, пикете, демонстрации или ином незаконном публичном мероприятии, а равно оказание содействия организации или проведению таких мероприятий путем предоставления помещения, средств связи, оборудования, транспорта.  За эти же деяния, повлекшие существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства,  предусмотрено наказание в виде ареста на срок до четырех месяцев.

 

6.              На практике организаторы собраний преследуются полицией и прокуратурой. Предполагаемым организаторам собраний заранее вручается так называемое предупреждение о незаконности их действий, что можно расценивать как давление и запугивание.  Административные суды рассматривают дела по ст.373  КОАП РК с грубыми нарушениями права на судебную защиту. Мониторинг судебных процессов по ст.373 КоАП РК показал следующие нарушения:

 

–  время рассмотрения дела в среднем составляет 15-20 минут, что является недостаточным для полноценного рассмотрения дела и приводит к формальности всего процесса;

 судебные слушания по данным административные делам проходят в отсутствии адвокатов;

– подсудимым своевременно не вручаются постановления судов для законного обжалования решений; секретари судов требуют выплатить административный штраф до вступления решения в силу, как условие получения на руки постановления суда, тем самым, нарушая право граждан на апелляцию.

–    используются в качестве доказательств только сведения, полученные в ходе анонимных заявлений в полицию, например донос.

 

 

Рекомендации:

 

1)      Пересмотреть нормы казахстанского законодательства о праве граждан на мирное собрание для его приведения в соответствие с международными стандартами, обеспечив уведомительный порядок проведения собраний, в том числе   практическую возможность проведения спонтанных собраний.   Исключить уголовную ответственность за нарушение правил организации митингов. 

 

2)      Отменить решения маслихатов, устанавливающие определенные места для проведения публичных мероприятий. Определить в качестве мест для проведения мирных собраний все публичные места.

 

3)      Пересмотреть состав административного правонарушения,  предусмотренного статьей 373 КоАП РК, исключив из него ответственность за неисполнение требования о получении разрешения на проведение собрания, а также исключив из субъектов правонарушения  участников собрания.  Новая редакция статьи 373 КоАП РК должна полностью  соответствовать «Руководящим принципам свободы мирных собраний» и касаться ответственности организаторов собрания за проведение собрания «с несоблюдением закона ввиду присутствия явной и непосредственной угрозы прямого применения насилия».

 

 

      V.      Право на свободу совести, религии, вероисповедания

 

1.              Рекомендации, данные Советом ООН по правам человека в отношении Казахстана по вопросам права на свободу совести, религии и вероисповедания не выполняются адекватно и полным образом. Государство направило основные усилия для выполнения только общих рекомендаций Совета ООН напрямую не направленных на улучшение практики соблюдения права на свободу религии.  Так, например,  государственные органы продолжили пропагандирование межрелигиозного диалога, обмен передовыми практиками и опытом с другими странами, посредством проведения международных конференций и семинаров 

 

2.              Однако, ключевые рекомендаций, нацеленные на принятие конкретных мер по улучшению законодательства и практики, не были выполнены должным образом.  Так, например, следующие рекомендации членов Совета ООН остаются актуальными: 

 

        о пересмотре правил регистрации религиозных объединений;

        о принятии мер для достижения межконфессионального согласия, включая в отношении религий, считающихся нетрадиционными в стране;

        о сохранении достижений в области свободы религии;

        о расширении границы прав, имеющихся у традиционных устоявшихся религий до верующих нетрадиционных религий, и позволить им выполнять свою мирную деятельность свободно, без вмешательства со стороны Правительства;

        о полном выполнении Национального плана действий по правам человека на 2009-2012 годы.

 

3.              С момента первого отчета в рамках УПО, в 2011 году Казахстаном был принят Закон “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”, ужесточающий регулирование деятельности религиозных общин.  Закон не соответствуют положения ст. 18 МПГПП. В нем отсутствуют понятия свобода религии, вероисповедания, понятия дискриминация, религиозные общины и группы. С введением в действие этого закона были ужесточены требования к регистрации религиозных объединений, при этом прекращена деятельность малых религиозных общин по причине невыполнения ими требований о регистрации путем подачи списка из 50 инициаторов.

 

4.              Кроме того, данным законом были наложены требования об обязательной перерегистрации уже зарегистрированных религиозных объединений, прохождения религиоведческой экспертизы на соответствие тому или иному вероучению, что является прямым вмешательством в деятельность религиозных объединений.

 

5.              В результате перерегистрации 2012 года,  из 4551 религиозного объединения и малочисленных религиозных групп,  представлявших 46 конфессий и деноминаций, на религиозном поле Казахстана остались 3088 религиозных объединений и их филиалов, представляющих 17 конфессий.  Из действовавших ранее 666 протестантских религиозных объединений прошли перерегистрацию 462, или 69%. Из 48 нетрадиционных организаций зарегистрированы 16 объединений.    Председатель Агентства по делам религий заявил, что все объединения не прошедшие регистрацию будут ликвидированы в судебном порядке по обращению Министерства юстиции РК.

 

6.              Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о свободе вероисповедания и религиозных объединениях (ст. 375), а также за руководство, участие, финансирование деятельности не зарегистрированных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке общественных, религиозных объединений (ст.374-1).  Наряду с этим, в Кодекс  была введена ответственность за нарушение требований к проведению религиозных обрядов и т.п.

 

7.              В стране созданы общественные объединения по оказанию помощи жертвам от деструктивных течений, которые одной из главных целей своей деятельности видят «борьбу» с нетрадиционными и деструктивными сектами к которым приравнены религиозные объединения, что выражается в публикации в СМИ, оскорбляющие религиозные чувства граждан, проведение семинаров и т.п.

 

8.              Отсутствует перспективная концепция развития государственно-конфессиональных отношений, что не дает возможности четкой интерпретации и предсказуемости развития данного вида прав человека.  В работе государственных органов отсутствует фокус на разъяснение и установления прав на религию, вероисповедание, а имеет место ориентирование на безопасность и исходящую от религиозных групп потенциальную опасность.

 

  

Рекомендации:

 

1)      Привести политику и законодательство Казахстана в соответствие со ст. 18 МПГПП и другими нормами международного права в части ограничения права на исповедание религии;

2)      Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» должен содержать/предусматривать:

a.       понятие свободы совести и религии, соответствующее международным стандартам;

b.      понятия «дискриминация по религиозным мотивам», «религиозная группа», «религиозное меньшинство»;

c.       принцип добровольности государственной регистрации. Положения, требующие регистрации, должны быть ликвидированы в соответствии с практикой большинства государств-участников ОБСЕ, и поскольку такие требования не являются «необходимыми в демократическом обществе»

d.       различные формы организации религиозной деятельности, требующей предусматривающую регистрацию (религиозное объединение, ассоциация и т.п.)

e.       общие условия государственной регистрации для религиозных объединений, предусмотренные для других юридических лиц на основе минимального количества документов и финансовых оплат, требуемых регистрирующими инстанциями;

f.        ответственность должностных лиц, государственных органов за дискриминацию, допущенную при регистрации/отказе в регистрации религиозного объединения;

g.       отмену  государственной  цензуры  (экспертизы)  религиозной  литературы и уставных документов при регистрации религиозных групп.

3)      До приведения Закона в соответствии с международными стандартами, ввести  мораторий  на  преследование  верующих  и  религиозных  групп  за «несанкционированную»   мирную   религиозную   деятельность:   при   отсутствии государственной     регистрации     юридического     лица,     учетной     регистрации проповеднической  (миссионерской)  деятельности,  государственной  лицензии  на духовную  образовательную,  благотворительную  и  социальную  деятельность  и т. д.      

4)      Следует при  широком  участии  гражданского  общества  разработать  и  принять концепцию  государственно-религиозных  отношений,  главным принципом  которой должно   быть   признание   обязанности   государства   максимально   обеспечить гарантии  осуществления  права   на   свободу   совести   и   религии;   упразднить государственный  уполномоченный  орган  по  делам  религии  и  вывести  вопросы религии  и  деятельности  религиозных  объединений  из  компетенции  органов правопорядка.   

 

 

    VI.      Выборы

 

1.             Со времени первого отчета в рамках УПО в Казахстане не произошло каких-либо существенных изменений в отношении выборного законодательства.  В стране продолжает существовать система, ограничивающая политический плюрализм и возможность формирования представительных политических структур.   Основные проблемы выборного законодательства в стране заключаются в следующем: 

 

2.             Практика внеочередных выборов.

          Назначение внеочередные выборов на время, наиболее выгодное правящей партии, обуславливает неравные условия для участников выборов. Оппозиционным и независимым кандидатам сложнее мобилизовать ресурсы в краткие сроки. В первую очередь это касается выборов президента, так как согласно казахстанскому законодательству действующий президент вправе назначать внеочередные президентские выборы по своему усмотрению.

 

3.             Внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан были назначены на 15 января 2012 года президентом республики 16 ноября 2011 г. (за 8 месяцев до окончания срока депутатских полномочий) без видимой причины.  В выборах не смогла принять участие Коммунистическая партия Казахстана (КПК) по причине приостановления ее деятельности на 6 месяцев решением суда от 4 октября 2011 года.

 

4.             Ограничение пассивного избирательного права 

          Депутаты Мажилиса (нижней палаты Парламента) по механизму выборов делятся на две группы: депутаты, избираемые по партийным спискам, и депутаты, избираемые от Ассамблеи народа Казахстан. В первом случае правом выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса обладают только политические партии, в то время, как только 16,5% избирателей являются членами партий (по данным ЦИК о количестве членов зарегистрированных политических партий), причем большинство из них – работники бюджетных организаций, которые вынуждены вступать в правящую партию.

 

5.             В совокупности с тем, что зарегистрировать независимую политическую партию в Казахстане практически невозможно, подавляющее большинство избирателей не могут выдвинуть себя или своих кандидатов. Во втором случае кандидатов выдвигает Совет Ассамблеи, а выбирают члены Ассамблеи – на выборах 2012 года в список избирателей были внесены 394 человека (ЦИК). Причем на 9 мест в Мажилисе было выдвинуто всего 9 кандидатов, каждый из которых в конечном итоге набрал около 90% голосов.(по данным ЦИК)

 

6.             На выборах депутатов Сената самовыдвижение предусмотрено, но кандидатам необходимо собрать подписи в свою поддержку среди ограниченного количества выборщиков – депутатов маслихатов. Причем каждый депутат маслихата может поставить подпись в поддержку только одного кандидата в Сенат (п.2 ст.72 Закона о выборах в РК).

 

7.             Ограничение избирательного права на местном уровне

          Самым серьезным образом ограничено право выдвижения кандидатов в акимы (мэр) сельских округов, городов районного подчинения. Таким правом обладает только вышестоящий аким, возглавляющий район, в состав которого входят соответствующие округа.  Таким образом, в бюллетень для голосования вносятся только кандидаты,  выдвинутые представителем правящей партии. 

 

8.             Формирование избирательных комиссий

          Избирательные комиссии в большинстве случаев состоят из  бюджетных работников, которые, как правило являются членами правящей партии «Нур Отан».  Решения избирательных комиссий тем самым находятся под подавляющим влиянием политики правящей партии.

 

9.             Существуют также многочисленные процедуры, которые создают дополнительные практические препятствия в реализации избирательных прав. 

          Например, таким является процедура обязательной сдачи кандидатами налоговой декларации о доходах и об имуществе. Чаще всего поводом для отмены регистрации кандидатов являются незначительные и непреднамеренные ошибки в декларациях. Тем не менее, в законодательстве отсутствует порог существенности ошибки. Такие ошибки стали главной причиной отказа или отмены регистрации на выборах депутатов маслихатов 2007 и 2012 годов. Процесс проверки налоговыми органами деклараций кандидатов относится к разряду служебных тайн, и поэтому не подлежит наблюдению.

 

10.         Другой механизм, применяемый на выборах президента, – экзамен на знание государственного языка. Отсутствуют ясные и доступные широкой публике критерии знания языка. На экзамене знания определяет языковая комиссия, которая выдает заключение. Заключения нередко носят расплывчатый характер. Процесс оценки знаний языка носит конфиденциальный характер, не доступен для наблюдения.

 

11.         Государство также создает препятствия для проведения независимого мониторинга по соблюдению выборного законодательства. Так, в 2007 году изменения Закона о выборах в Казахстане серьезно урезали права местных наблюдателей. Было исключено право местных наблюдателей присутствовать на всех стадиях избирательного процесса и получать в избирательных комиссиях информацию о ходе избирательной кампании. Из-под контроля наблюдателей исключена деятельность комиссий вне заседаний, включая внесение изменений в списки избирателей, выдачу открепительных удостоверений, прием документов у кандидатов, передачу бюллетеней из вышестоящих комиссий. Кроме того, согласно закону члены комиссий (районные и участковые) не обязаны сообщать наблюдателям о дате и времени очередного заседания.

 

12.         Не подлежат процессу наблюдения такие важные процедуры как проверка деклараций о доходах и об имуществе и экзамен на знание государственного языка. Учитывая, что именно эти процедуры являются решающими по дальнейшему участию кандидатов в выборах, отсутствие наблюдения не позволяет исключить умышленное отстранения кандидатов от выборов.

 

Рекомендации

 

1)      Проводить выборы в четко оговоренные законом сроки. Внести в законодательство перечень причин досрочного прекращения полномочий президента, акимов, роспуска палат парламента, маслихатов.

2)      Максимально расширить право на выдвижение. Снизить проходной барьер для политических партий в мажилис до 1-3%. Снизить требуемое для регистрации количество членов партии до 1-10 тысяч и изменить систему выборов депутатов мажилиса на смешанную, с равным представительством депутатов, избираемых по округам и по партийным спискам. При выборах сельских акимов наделить правом выдвижения кандидатов местное население, а также внести возможность самовыдвижения.

3)      Пересмотреть принцип формирования состава избирательных комиссий. Количество членов комиссий должно быть пропорционально количеству избирателей на избирательных участках и быть не меньше количества зарегистрированных политических партий.  Проводить процедуру назначения членов комиссий публично с учетом предложений политических партий.

4)      Снизить барьеры для регистрации кандидатов. Определить порог существенности ошибки при заполнении налоговой декларации и предоставить возможность кандидатам исправления данных.  Определить объективный и открытый процесс проведения лингвистических экзаменов во избежание дискриминации по политическим мотивам.

5)      Расширить права местных наблюдателей, включая право на наблюдение на всех этапах избирательного процесса, право на получение информации, касающейся избирательного процесса, в том числе право на наблюдение за процессом выдачи бюллетеней, за процедурой экзамена на знание государственного языка, за процедурой сверки налоговых деклараций, за заседаниями маслихатов в период выборов акимов и депутатов Сената.

 

 

        VII.      Правозащитники

1.              Угрозы правозащитникам, активистам (связанные с их деятельностью) направлены на устрашение, запугивание, снижение и/или прекращение правозащитной работы. Более того в Уголовном кодексе РК, существует ряд статей, предусматривающих повышенную уголовную ответственность членов общественных объединений и их руководителей по сравнению с гражданами, не являющимися членами общественных объединений.

 

2.              Так в статье 336 Уголовного кодекса РК установлена уголовная ответственность «за незаконное вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов», причем предусмотренная законом санкция для членов общественных объединений составляет штраф или арест на срок до четырех месяцев, а для руководителя общественного объединения – вплоть до лишения свободы на срок до одного года.

 

3.              Если число активистов и правозащитников, подвергшихся угрозам с октября 2012 г. по июнь 2013 г. снизилось со 202 (за 9 месяцев 2012 г.) до 139, то количество видов угроз возросло с 84 за 9 месяцев 2012 г. до 107 (с октября 2012 г. по июнь 2013 г.), из которых 88 видов – новые угрозы более жесткого характера.

 

4.              Большая часть активистов, подвергшихся угрозам, из числа общественных деятелей, религиозных групп, журналистов, профсоюзных лидеров; на юге Казахстана, затем на севере, западе, в Центральном Казахстане и в Восточном Казахстане. Угрозы активистам зафиксированы всего в 37-ми населенных пунктах Казахстана, карта угроз расширилась на 8 городов.

 

5.              По одной угрозе испытали 156 чел. и 22 юридических лица, остальные – от 2 до 15 видов угроз. Лишь 9 активистов частично воспользовались имеющимися ресурсами, которые, как правило, либо отсутствуют, либо весьма ограничены.

 

6.              26 октября 2011 года неизвестные обстреляли съемочную группу  видеопортала «Стан», которая находилась  в Мангистауской области для освещения забастовки нефтяников Жанаозеня. Корреспондент портала Оркен Бисенов получил ранение в руку и в спину, оператора Асана Амилова ранили в голову и ногу, а затем избили предметом, похожим на бейсбольную биту. Нападавшие установлены и объявлены в межгосударственный розыск.

 

7.              25 февраля 2012 года был избит журналист республиканской газеты «Адилет», руководитель общественного штаба против коррупции в школах Южно-Казахстанской области Жаркынбек Сейтинбет. По словам пострадавшего, произошедшее было спланировано для его устрашения. Нападавшие не найдены.

 

8.              По  сообщению, размещенному  на  https://www.facebook.com/respublika.kaz, вечером 26 апреля 2013 года было совершенно нападение на сотрудника закрытой оппозиционной газеты «Голос республики» Гузяль Байдалинову. Неизвестный молодой человек неожиданно набросился на Гузяль сзади, ткнул острым предметом, назвал женщину  по имени и прокричал, что она теперь заражена.  Байдалинова уверена, что это была попытка в очередной раз ее запугать. Судебного продолжения дело не получило.

 

9.              Виновные в покушении на убийство журналиста Лукпана Ахмедьярова, в убийствах политического активиста Даурена Азимбаева и экологического активиста Нурлана Утеулиева наказаны.

 

10.          Эффективность средств правовой защиты на национальном уровне означает не формальное наличие таких органов как полиция, прокуратура и суд, а доступ и создание условий к реализации основных прав и свобод человека в полной мере для правозащитников и активистов. В числе таковых – свобода совести, убеждений и вероисповедания, свобода мирных собраний, свобода слова, право на защиту, право на справедливое судебное разбирательство и т.д. Доступ к реализации указанных прав и свобод для правозащитников, активистов либо отсутствует, либо серьезно ограничивается властями, как посредством законодательных мер, так и на практике.



[1] Обсуждение данного доклада проводилось совместно со следующими независимыми экспертами и НПО, предоставившими свои полезные замечания и комментарии: Общественный Фонд «Астана Центр Консалтинг», Международный центр журналистики MediaNet, Негосударственное некоммерческое учреждение «Интерньюс Казахстан», Общественный Фонд “Либерти”, Республиканское Общественное Объединение «Общество молодых профессионалов Казахстана”, Молодежная информационная служба Казахстана, Национальная ассоциация телерадиовещателей  (НАТ) Казахстана, Общественный фонд «Ар.Рух.Хак”, ОЮЛ «Ассоциация развития гражданского общества Арго», независимая газета Уральская неделя, Частное Учреждение “Диалог плюс”, Общественное Объединение “Абырой”, независимый эксперт Амангельды Шорманбаев

 

[2]      Кроме Закона Республики Казахстан «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» от 08.12.2009 N 223-IV, в котором дается определение дискриминации по половому признаку.

[3]   «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе» от 11 января, 2011 г.

[4]   http://www.mki.gov.kz/rus/gos_uslugi/licenzirovanie_teleradio/

[5]   http://www.mki.gov.kz/rus/gos_uslugi/post_na_uchet_2/


Добавить комментарий

Смотрите также