• Главная
  • >
  • Сенатор Куаныш СУЛТАНОВ: Наше государство привержено к толерантности

Сенатор Куаныш СУЛТАНОВ: Наше государство привержено к толерантности

07.07.2010

На прошедшей недавно в Астане Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что в последние два десятилетия изменились условия межэтнического, культурного, религиозного и цивилизационного взаимодействия и предложил создать Центр ОБСЕ по толерантности и недискриминации, рассмотреть возможность учреждения в ОБСЕ поста верховного комиссара по вопросам межэтнической и межрелигиозной толерантности, серьезно заняться Евразийской экономической интеграцией наших стран. Об этом и другом – в беседе с председателем Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Парламента Республики Казахстан Куанышем СУЛТАНОВЫМ.


 


– Время после распада Союза принесло драматические изменения в само понимание толерантности и, самое главное, как сказал Нурсултан Назарбаев, в реальную политику на пространстве ОБСЕ. Какова Ваша позиция в этом вопросе?


 


– С этим трудно не согласиться. Сегодня вопросы этнической и религиозной толерантности в евразийской части ОБСЕ приобретают особую актуальность, и, думаю, многие казахстанцы поддержат предложение главы государства создать центр толерантности и недискриминации. Такой институт будет способствовать еще большему укреплению мира и стабильности на пространстве Организации и особенно сегодня, когда возникают серьезные вызовы устойчивости в регионе, несущие угрозу всем государствам-участникам ОБСЕ.


 


Взять те же конфликты в Кыргызстане. Как выразился наш Президент, «семена недоверия могут быть посеяны и между другими народами региона, это существенный вызов стабильности. По сути, ослабляется фронт борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, передовая линия которого проходит в соседнем Афганистане. Хаос и дестабилизация в регионе на руку воротилам незаконного оборота наркотиков, торговцам оружием и людьми».


 


Обобщение опыта взаимодействия по вопросам Афганистана показывает, что нищета и бедность, на почве которых развиваются наркоторговля, уголовная преступность и терроризм – вот риски и вызовы, стоящие перед человечеством, его безопасностью. Конструктивное решение этих вопросов требует постоянного внимания со стороны лидеров всех государств и реализации совместных международных усилий по поиску эффективных взаимоприемлемых решений.


 


К сожалению, мир не делает выводов из ошибок прошлого. Обратимся к истории. Ни одна даже самая сильная армия самых сильных империй не смогла торжествовать свою победу над афганцами со времен Британской империи. Значит, надо искать другой путь.


 


– Какой?


 


– Возможно, военное присутствие нужно сохранять, но как показывают реалии, этого недостаточно. Не следует ли обратить внимание на внутренние факторы страны? Как относится основное население к коалиционным войскам? Поиск ответов на подобные вопросы наталкивает на мысли о том, что со стороны афганского народа нет доверия к иностранцам, они относятся к ним с подозрением, и в этом русле необходимо восстанавливать доверие афганского народа ко всем нашим благим мирным намерениям. Как отметил Президент, Казахстан должен работать на принципах доверия.


 


Афганистан – страна, непосредственно примыкающая к границам региона ОБСЕ, на протяжении уже нескольких десятков лет является источником международной напряженности. Большая часть государств, входящих в ОБСЕ, оказывают военную и экономическую помощь Афганистану. Однако деятельность государств-участников в этом направлении могла бы быть скоординирована на уровне ОБСЕ и с другими региональными организациями.


 


Нурсултан Назарбаев, выражая позицию Казахстана в своей статье «Судьба и перспективы ОБСЕ», подчеркнул, что военного решения афганской проблемы нет. Приоритет экономических и гуманитарных проектов, направленных на стабилизацию ситуации в Афганистане, для нас очевиден и важным условием действенности такого понимания является решение нашего государства выделить 50 млн. долларов США на обучение тысячи афганских граждан в казахстанских вузах.


 


– Какие, на Ваш взгляд, проблемы на пространстве ОБСЕ особенно беспокоят сегодня мировую общественность и Казахстан как страну-председателя этой Организации?


 


– Ключевых проблем, с которыми столкнулась ОБСЕ в современных геополитических реалиях, достаточно много. Это межнациональные и межрелигиозные отношения. Это усиление трудовой миграции и интеграции национальных диаспор. Это уязвимость национальных государств перед лицом экстремизма и международного терроризма. Это ослабление режима Договора о нераспространении ядерного оружия и расширение круга так называемых пороговых государств. Это изменение военно-политического баланса в регионе ОБСЕ, наличие «замороженных конфликтов». Это глобальный финансово-экономический кризис и необходимость создания нового, более справедливого и предсказуемого мирового порядка. Это, наконец, возникновение ситуации неравенства государств в решении проблем, которые одинаково важны для всех.


 


Все эти вопросы представляют собой новый уровень восприятия прав и свобод человека. К примеру, в поисках работы и лучшей жизни сотни тысяч людей устремляются в страны, в которых уровень жизни и оплаты труда выше. Но переток людских ресурсов ведет не только к возрастанию конкретного давления на местные рынки труда, но и привносит в страну пребывания совершенно иной образ жизни, традиции, культуру.


 


Все прекрасно понимают, что Конвенция ООН о правах человека имеет статус международного юридического документа, однако фактическая реализация прав человека возможна исключительно в рамках национальной территориальной юрисдикции. Поэтому коллективные интересы государств заключаются в том, чтобы каждая из них в первую очередь имела возможности и ресурсы реализовывать права и свободы собственных граждан. Национальный эгоизм здесь очевиден. Чем лучше становятся условия для проживания в развивающихся странах, тем меньше оказывается миграционного давления на развитые страны.


 


Разделяя общие цели свободы и демократии, мы должны допускать, что цивилизованные пути их достижения могут быть различными. Если демократия не просто форма государственного управления, а в большей степени образ жизни, то в этом случае ее продвижение, демократизация в функционировании социальных институтов – достаточно длительный процесс, связанный, прежде всего, с тем, насколько успешно будет происходить адаптация демократических ценностей к культурным и религиозным традициям местных сообществ.


 


Однако ХХI век проходит под знаком столкновения образов жизни. Экспансия демократии через вытеснение традиционных способов жизнедеятельности приводит к культурному и религиозному сопротивлению между востоком и западом, югом и севером. Причем это сопротивление оказывается не только на периферии развитого мира, но и на собственной территории исконных демократий. Парадокс ХХI века заключается в том, что не внешний мир, а саму демократию необходимо сделать более безопасной для мира.


 


Президент Казахстана в своем обращении к ОБСЕ подчеркнул, что Казахстан на период своего председательствования в качестве девиза определил главные цели: доверие, открытость, традиции, терпимость. Для судеб национальных демократий эти понятия становятся ключевыми, поскольку отражают наличие в мире глобального тренда по укреплению межкультурного и межцивилизационного диалога, на основе которого и возможно дальнейшее развитие демократии.


 


– Куаныш Султанович, давайте вернемся к теме толерантности, ставшей предметом большого диалога в Астане. Как Вы думаете, какие факторы влияют на ее критерии?


 


– Факторов много и один из них – религиозная идентичность, которая, как отметил наш Президент, больше разделяет, нежели соединяет людей на европейском континенте, религиозная нетерпимость стала фактором не только бытового поведения, но и политического.


 


– Какое впечатление произвел на Вас проект доклада о ситуации свободы вероисповедания в Казахстане, подготовленный Центром Осло по миру и правам человека и Миссии Норвегии на Востоке?


 


– На мой взгляд, доклад был подготовлен без достаточного анализа проводимых у нас законодательных реформ в данной сфере, без учета реальной ситуации в Казахстане. Некоторые тезисы изложены субъективно, некорректно. А реальность свидетельствует об обратном.


 


Президент Казахстана и все наше общество последовательно демонстрируют свою приверженность к толерантности и свободе религиозного вероисповедания. За годы демократических реформ в религиозной структуре нашей страны произошли значительные количественные и качественные изменения. Так, число религиозных объединений увеличилось в шесть раз! Если в 90-е годы было зарегистрировано 671 религиозное объединение, то сегодня их свыше 4300. Официально зарегистрировано около 3700, в том числе 2634 исламских, 295 православных, 86 католических и других. Действует более 3200 культовых сооружений, из них мечетей – 2312, православных соборов, церквей – 266, храмов других религиозных направлений – 671.


 


Казахстан оказывает всемерную поддержку в строительстве и облагораживании религиозных сооружений на своей территории и здесь речь идет не только о традиционных, но и новых нетрадиционных религиях. У нас создана модель светского государства, которая отличается активной государственной политикой по формированию уникального межрелигиозного согласия, и свой опыт мы передаем всему мировому сообществу. За время провозглашения независимости Казахстана государственная политика в области религии претерпела несколько этапов изменений.


 


– Можете обозначить эти этапы?


 


– Религиозные объединения как институты гражданского общества являются партнерами государства в развитии духовной жизни общества, и это нашло отражение в Концепции развития гражданского общества. Религиозные объединения у нас активно участвуют в социально-культурных мероприятиях по упрочению гражданского мира и духовного согласия, руководители крупнейших религиозных центров и объединений входят в состав Ассамблеи народа Казахстана.


 


К слову, в 2007 году официально закреплены конституционный статус и полномочия Ассамблеи. Ее деятельность направлена на сохранение межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе, выработку предложений по проведению такой государственной политики, которая помогала бы развивать дружественные отношения между представителями всех национальностей и народностей, проживающих в Казахстане, содействовать их духовно-культурному возрождению, искать компромиссные решения при возникновении социальных противоречий.


 


С другой стороны, и мы это видим, активно возрождаются религиозные традиции, появляются религиозно-просветительские центры, регулярно проводятся гражданские форумы. Вряд ли кто станет оспаривать, что эти форумы стали эффективной общенациональной диалоговой площадкой, где вырабатываются пути решения проблем взаимодействия между государством и религиозными объединениями, определяются приоритеты сотрудничества и партнерства.


 


– На каких принципах в целом базируется государственная политика Казахстана в сфере религии?


 


– Во-первых, все религии и религиозные объединения равны перед законом, законодательство закрепляет для них одинаковые права и обязанности. Во-вторых, религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в их деятельность, если это, конечно, не противоречит законодательству. В-третьих, не допускается образование партий и иных политических формирований религиозного характера, а также участие религиозных объединений в деятельности политических партий или оказание им финансовой поддержки. В- четвертых, государство проводит активную политику по установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями. В- пятых, запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию. Запрещаются пропаганда религиозного экстремизма и использование межконфессиональных различий в политических целях. При этом главным приоритетом в политике государства в области государственно-конфессиональных отношений является обеспечение права каждого человека и гражданина на свободу совести, что гарантировано Конституцией, и свободу вероисповедания.


 


– Как оценивают казахстанскую модель сохранения межрелигиозного и межконфессионального согласия представители мировых конфессий?


 


– Без ложной скромности можно сказать, что отзывы идут очень хорошие, причем с самых высоких трибун. Во всем мире казахстанскую модель сохранения межрелигиозного и межконфессионального согласия признают уникальной, достойной внимания и поддержки. Об этом говорит и тот факт, что по инициативе Президента Казахстана решением Генеральной Ассамблеи ООН 2010 год провозглашен Международным годом сближения культур. Казахстан призывает все страны мира и международные организации активно способствовать достижению целей этого года – поощрять межрелигиозный и межкультурный диалог, терпимость, взаимопонимание и сотрудничество, преодоление ксенофобии и дискриминации.


 


Важную роль в реализации государственной политики Казахстана в области межконфессионального диалога играет Международный центр культур и религий. Созданный по инициативе Нурсултана Назарбаева и единодушно поддержанный всеми участниками Второго съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане, он по праву является общепризнанной диалоговой площадкой как для представителей разных культур и конфессий, так и для всего гражданского общества. Проведение в нашей стране трех съездов лидеров мировых и традиционных религий стало реальным практическим вкладом в укрепление межрелигиозного мира и согласия. Казахстанский форум признан уникальным по своему составу, на нем собираются представители различных конфессий со всего мира и конструктивно обсуждают насущные проблемы современной цивилизации.


 


В Казахстане созданы все условия для мирного сосуществования представителей различных религий и вероисповеданий, и политика нашего государства нацелена на дальнейшее укрепление этого курса. Сегодня можно уверенно сказать, что элементы казахстанской модели толерантности, имеющей свои особые отличительные черты, могут быть с успехом адаптированы к специфическим условиям других государств ОБСЕ. У нашего народа есть чему поучиться, он необычайно гостеприимен, терпелив, доброжелателен. Как отметил Президент, политика Казахстана в вопросах толерантности является последовательной, предсказуемой и свободной от «двойных стандартов». Не случайно Казахстан воспринимается многими государствами ОБСЕ как возможный посредник в решении «замороженных конфликтов».


 


– Как-то Вы сказали, что уже после первого десятилетия независимости мы могли твердо и уверенно говорить, что Казахстан ни с одним государством не имеет ни политических, ни военных, ни экономических противоречий…


 


– И ни одно государство в мире не имеет каких-либо претензий к Казахстану. Казахстан с первого дня своей государственности начал строить новые отношения на международном уровне на основе мирного сосуществования и многостороннего сотрудничества во имя равноправия, благополучного развития, процветания, уважения суверенитета и территориальной целостности и это правильно. Ни одно, даже самое сильное государство не может пренебрегать мнением международного сообщества, которое достигается как прогрессивным развитием внутри страны, так и в сотрудничестве с внешним миром, другими государствами, международными организациями. В этом ключе внешнеполитический курс Президента Казахстана отличается интенсивной активностью, четкой целенаправленностью, Нурсултан Назарбаев придает конструктивной внешнеполитической деятельности первостепенное значение.


 


За сравнительно короткое время Казахстан установил дипломатические отношения более чем с 150 государствами мира, является членом ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО и других авторитетных международных организаций. Предлагая мирное сотрудничество, Казахстан в то же время приобретает друзей.


 


Разумеется, вхождение Казахстана в мировое сообщество не является одномоментным актом, хотя в его основе лежат конкретные действия и международные, межгосударственные документы, именуемые соглашением, конвенцией, коммюнике и так далее. Это как бы формальная сторона. Все самые важные соглашения и конвенции могут оживиться лишь реальной инициативной позицией государств, государственных деятелей и институтов. В Казахстане имидж государства определяется деятельностью Президента, Парламента, Правительства и внешнеполитического ведомства.


 


– Какие мирные инициативы со стороны Казахстана, получившие большой международный резонанс, Вы бы отметили особо?


 


– Начнем с первого значительного события на международной арене – отказа от ядерного оружия и закрытия Семипалатинского ядерного полигона. Это было сделано по инициативе Нурсултана Назарбаева, и это был беспрецедентный шаг. Решение лидера молодого независимого государства извещало миру о грядущем новом поколении человечества, о его совершенно новом мышлении. Это событие помогло обществу сбросить с себя бремя тяжелого груза прошлого, основанного на противостоянии между государствами. Таким образом, наш Президент выдвинул идею мира без конфронтации, диалога между Западом и Востоком, что, естественно, не могло не вызвать позитивную реакцию мирового сообщества.


 


Еще в первые годы нашей государственной независимости Нурсултан Назарбаев сказал о необходимости разработки мер доверия между государствами и континентами. В 1992 году, выступая на Генеральной ассамблее ООН, он выдвинул проект Совещания по взаимодействию и мерам доверия Азии (СВМДА), который, состоявшись впервые на уровне глав государств в 2002 году в Алматы, стал весьма эффективным международным институтом, оказывающим серьезное влияние на обеспечение мира и стабильности в крупнейшем азиатском регионе. Мирные инициативы Казахстана находили широкую поддержку в интеграционных процессах СНГ, ШОС и ОДКБ.


 


Во внешнеполитической деятельности нашей страны безусловный приоритет отводится взаимоотношениям и сотрудничеству с соседними государствами – Россией, Китаем и Центральной Азией. На принципах партнерства и выгодного сотрудничества укрепляются связи с США и Евросоюзом.


 


Активная интеграция в мировое сообщество необходимо, прежде всего, нам самим, признание другими государствами нашей страны не происходит само по себе. Это ежедневная кропотливая профессиональная работа главы государства и государственных органов, которым оказана честь представлять свою страну на международном уровне.


 


Сегодня Казахстан в мире узнаваем, узнаваем позитивно, мы имеем имидж демократического перспективного государства и в этом огромная заслуга Президента Нурсултана Назарбаева. Последовательно активизируя деятельность на международной арене, глава государства одновременно показывает свою незыблемость в защите и отстаивании национальных интересов, что особенно проявилось в его работе по подготовке и подписанию соглашения о границе с соседними государствами.


 


Эта тема заслуживает отдельного разговора, ибо самое главное святое наследие наших предков – это земля. Казахстан раньше имел условные границы, и они не были подтверждены соглашениями с соседними странами. Нурсултан Назарбаев добился юридического оформления границ нашего государства, что было сделано впервые в истории Казахстана и его народа.


 


ИСТОЧНИК:


Информационная служба Zakon.kz


http://www.zakon.kz/page,1,1,177518-senator-kuanysh-sultanov-nashe.html


Опубликовано 7 июля 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также