• Главная
  • >
  • «Ахмадийят» обозначает не новую религию, а «первозданный ислам»…»

«Ахмадийят» обозначает не новую религию, а «первозданный ислам»…»

28.06.2010

Профессор Артур Артемьев называет себя (на обложке учебника «Религиеведение» [1]) одним из ведущих ученых-религиеведов Республики Казахстан. Тут же написанная под его руководством хрестоматия «Религии в Казахстане» [2] названа «уникальной». Заметьте, уникальность этой хрестоматии заключается лишь в том, что 320 страниц из 504 посвящены нетрадиционным для Казахстана культам, при этом не нашлось места для иудаизма и буддизма. Еще на обложке учебника указано, что Артемьев «Имеет высокое звание Посол Мира, присваемого от имени ООН». На самом деле это звание присвоено ему не ООН, а одной из организаций, действующих под эгидой Церкви Объединения Муна [подробнее об этом: http://www.zonakz.net/blogs/user/religija_v_shkole/11717.html].


 


Известно, что профессор Артемьев подверг резкой критике новый учебник «Основы религиоведения» [подробнее об этом: http://www.zonakz.net/blogs/user/religija_v_shkole/11531.html] Но давайте представим себе, как бы выглядели отдельные разделы учебника по религии, если бы его писал сам Артемьев. Приводимые ниже цитаты дословно воспроизводят содержание книг или статей, автором (либо соавтором) которых является А. Артемьев (выходные данные приведены в конце публикации). Три указанные книги предназначены для использования в учебном процессе, то есть для преподавания в вузах и школах. Цитаты сгруппированы по отдельным темам.


 


Ахмадие


 


«Ахмадийят» обозначает не новую религию, а «первозданный ислам», «первый ислам» и отличает общину от всех других именно тем, что играет только объединительную роль в исламе. Для уточнения своей идеологической позиции среди десятков направлений в исламе мусульмане-ахмади дополнительно к словам «ислам», «мусульманин» – для их максимального очищения и усиления – приняли названия ‘ахмади’, ‘Ахмадийят’, ‘Ахмадийский Джамаат’, ‘Ахмадийская община’, ‘Ахмадийское движение’, так как только эти слова служат паролем первоначального ислама – для всех, кто знает и помнит или желает понять и оценить их истинный сысл, чтобы приобщиться к этому объединяющему началу ради исполнения главной цели ислама – всемирному исламскому, общерелигиозному и общечеловеческому единству» [2, с. 67].


 


«В общерелигиозном аспекте община выгодно отличается тем, что признает основателей всех других древних и крупных религий – Кришну, Зороастра, Конфуция, Будду, а также греческого философа Сократа – пророками, учившими тем же общечеловеческим ценностям, которым сегодня учит ислам» [2, с. 68].


 


«Могу со всей ответственностью сказать, что покойный Глава Движения главе общины [Мирза Тахир Ахмад] был человеком огромной эрудиции, владеющим несколькими языками, получившим блестящее образование. Он был очень прост и демократичен в общении, мог беседовать практически на любые темы, при этом в его суждениях всегда присутствовало глубокое знание существа вопроса. Во всем его облике отсутствовала какая-либо поза, а тем более вождизм. Никакого фанатизма.


 


Светлая ему память!» [1, с. 496].


 


«… Ахмадийское движение проповедует ислам в его изначально гуманистических традициях, строго и неукоснительно следует букве и духу Священного Корана, категорически не приемлет любые формы насилия, национализма, экстремизма, бандитизма, т.е. все то, что посягает на честь и достоинство Личности» [1, с. 499].


 


Бахаи


 


«… мы разделяем мнение В.Н. Никитина и В.Л. Обухова, которые считают, что «бахаизм самая цивилизованная религия из всех религий, которые существуют в мире. Лучше ее в социальном и нравственном аспекте человечество на сегодняшний день ничего не нашло и не создало»« [1, с. 536].


 


Церковь Объединения (движение Муна)


 


«Преподобный Мун «учит, что для каждого человека должно стать целью жизни быть истинным сыном или дочерью Бога, Его храмом, достичь того совершенство, о котором в Евангелии от Матфея (5:48) сказано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Члены Церкви Объединения верят, что преподобный Мун и его жена воплотили этот идеал в себе и в своей семье»«. [1, с. 546].


 


«Преподобный Сан Мён Мун видит данную ему Богом миссию в том, чтобы привести к единению мировые религии и людей доброй воли с целью установления мира во всём мире» [2, с. 440].


 


«Церковь Объединения стремится улучшить межрелигиозные и межнациональные отношения, воспитать у людей терпимость к иным взглядам и убеждениям. Для этого преподобным Сан Мён Муном создана Международная Межрелигиозная Федерация за Мир во Всем Мире…» [2, с. 440-441].


 


«Многочисленные конференции и круглые столы, организуемые Церковью Объединения, помогают людям разных рас, национальностей, верований лучше узнать и понять друг друга, ибо одним из высших благ является сохранение и упрочение мира» [3, с. 154].


 


Саентология


 


«Дианетика работает, она содержит аксиомы. И самое главное – это точная технология, применяя которую человек может избавиться от нежелательных для себя состояний» [2, с. 294].


 


«Саентология – это не догматическая религия, в которой все что угодно требуется принимать на веру. Это – прикладная философия. Человек открывает для себя, что Саентология работает, когда применяет ее принципы и наблюдает или ощущает на себе результаты. Наивысшей целью Саентологии «является истинное духовное просветление и свобода для человека»« [1, с. 557].


 


«Саентология обращается к наиболее значимым вопросам, касающимся взаимоотношений человека как духовного существа со всеми аспектами жизни и Вселенной, а также его спасение на пути к более высоким состояниям духовного существования. Самая значительная цель саентологии – духовное просвещение и свобода – это цель, которая достижима здесь и сейчас.


 


Духовная свобода, обещанная саентологией, достижима для тех, кто точно, шаг за шагом следует по маршруту, разработанному Л. Роном Хаббардом, по Мосту к полной свободе» [3, c. 151].


 


Церковь Последнего завета


 


«В качестве прообраза будущего человеческого общежития последователи Виссариона создали на юге Красноярского края специальное эконоосферное поселение – Обитель Рассвета, новый «Город Солнца». Оно-то должно послужить прообразом и основой будущего, подлинно человеческого общежития, где обеспечивается гармония человека с другими людьми, с самим собой и природой» [1, с. 559].


 


«Виссарион явил собой Последний Завет, чтобы совершить великое Священное Воссоединение всех существующих религий» [1, с. 559].


 


«Истина Последнего Завета решающим образом состоит в том, что он призван и реально способен быть Единой Религией, Единой Верой, т.е. сформировать людей новой эпохи – эпохи духовного и культурного развития человечества как Единой Семьи, Единого Народа на Земле и наметить пути ео вхождения во Вселенную». [2, с. 472-473].


 


«Одной из ведущих идей Последнего Завета является идея о необходимости жить сердцем, а не разумом, ибо всякий поступок, идущий от сердца, искренен. Виссарион призывает своих последователей прислушиваться к голосу сердца своего. «Будьте как дети», – взывает он» [3, с. 156].


 


Адвентисты Седьмого дня


 


«В трудах Е. Уайт нашли отражение такие библейские доктрины, как Св. Троица, Божий план искупления, воплощение Сына Божия, Его смерть и воскресение. Она осветила сложный и постоянно оспариваемый вопрос о законе и благодати, дала достаточно полное объяснение решению проблемы греха в плане спасения человека Христом. Ее перу принадлежит объяснение истин о Седьмом дне – субботе Господней, о святилище, о состоянии человека после смерти, о Втором пришествии Христа, о тысчелетнем царстве и многих других вопросах. В своих произведениях Е. Уайт неуклонно подчеркивает роль и значение Библии в духовном опыте людей. Труды Е. Уайт явились утешением и наставлением для многих поколений искренних последователей Христа» [2, с. 375].


 


Межконфессиональные отношения в Казахстане


 


«Логика подсказывает, что наступает время ожесточенной борьбы между конфессиями и деноминациями. И мы уже становимся свидетелями такой борьбы, прежде всего, между так называемыми «традиционными» и «нетрадиционными» конфессиями, – борьбы, к сожалению, неравной» [3, c. 17].


 


«Феномен этнонационализма проявляет себя прежде всего в полиэтнических, или многонациональных, государствах.


 


Не избежал этого и Казахстан. К сожалению, сегодня и у нас политический этнонационализм, или национал-патриотизм, всё выше поднимает голову под весьма «благородными» лозунгами защиты государствообразующей нации. И хотя мы ещё не достигли «разгара национального возбуждения» (В.О. Ключевский) и, возможно, удастся его избежать, но тенденции явно тревожные, ибо, если разобраться, политический этнонационализм нацелен на достижение преимуществ лишь для представителей одной группы населения страны в ущерб другим (пусть даже это будет так называемая «титульная нация»). Во всех случаях он носит дискриминационный характер по отношению к национальным меньшинствам» [4].


 


«В республике в связи с свободой религии через иностранных миссионеров чрезмерно стали проникать и возросло число нетрадиционных новых религий, которые стали конкурировать с основными религиями – исламом и христианством. Главное преимущество нетрадиционных религий от традиционных в том, что признающие эти религии являются представителями разных национальностей. В Казахстане такой космополитизм нетрадиционных религий вызывает опасение потери национального менталитета некоторыми этносами» [3, с. 141].


 


«Религиозные ветви христианства (в основном, протестантские религиозные течения), как и нетрадиционные религии Азии (Кришна, бахаи), широко распространяются среди горожан, в том числе среди молодежи. Космополитизм таких иностранных религиозных миссий разрушает монополии традиционных конфессий, формирование основных этнических групп.


 


С этой точки зрения, наряду с некоторыми учеными-националистами религиозные служители мусульманства выражают свое недовольство. Они считают, что казахи, которые приняли эти вероисповедания, являются отступниками своей нации и веры своих предков. Поэтому они требуют через различные средства массовой информации от вышестоящих законодательных органов внести поправки в закон о свободе религии, то есть требуют запрета людям казахской национальности принятие других вероисповеданий» [3, с. 142].


 


Использованы цитаты из следующих работ А. Артемьева (написанных им единолично либо в соавторстве):


 


1. Религиеведение: основы общего религиеведения, история религий, религии в Казахстане. – Алматы, 2002. – 572 с.


 


2. Религии в Казахстане. Хрестоматия. – Алматы, 2002. – 504 с.


 


3. Основы религиоведения (учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей). – Алматы, 2003. – 168 с.


 


4. К дискуссии об этноконфессиональной идентичности // http://www.religiopolis.org/


 


ИСТОЧНИК:


Сайт «Зона КЗ»


http://www.zonakz.net/blogs/user/religija_v_shkole/11804.html


Опубликовано 22 июня 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также