• Главная
  • >
  • ИПР провел сравнительное исследование Доктрины национального единства и Концепции национальной политики

ИПР провел сравнительное исследование Доктрины национального единства и Концепции национальной политики

26.02.2010

На этой неделе Институт политических решений представил журналистам сравнительный анализ двух документов, к которым в последнее время приковано внимание казахстанской общественности – проекта Доктрины национального единства и Концепции национальной политики. Напомним, первая была презентована Президентом страны в ходе Ассамблеи народа Казахстана в октябре (пожалуйста, Панорама, №42, 2009 г.), а вторая является детищем оппозиции (подробнее об этом, пожалуйста, №2, 2010 г.).


 


Как отметил директор ИПР по развитию Ерлан СМАЙЛОВ, у данных документов есть несколько «точек консенсуса». Это, в частности, курс на укрепление государственности Казахстана, осознание рисков потери этнической идентичности в условиях глобализации, признание развития государственного языка в качестве безусловного приоритета. Однако противоречий намного больше.


 


К сильным сторонам доктрины аналитики ИПР отнесли тот факт, что в ней увязывается решение вопросов, касающихся межэтнической тематики, с реализацией задач в социально-экономической и политической сферах. Так как, по их мнению, баланс в межнациональных отношениях тесно связан с социально-экономической стабильностью.


 


Одобрительно эксперты высказались и по предложениям доктрины в языковой политике, в частности, это касается пункта об установлении для иммигрантов требования владеть государственным языком.


 


Также отмечены в качестве сильных сторон такие моменты, как разработка единых юридических стандартов по применению понятийного аппарата межэтнических отношений, превентивных мер для раннего выявления социальных и межэтнических конфликтов, недопущение политизации межнациональных отношений.


 


В то же время были обозначены и минусы. Так, закрепление ценностей формирования гражданской нации в форме прямой пропаганды вряд ли, на взгляд аналитиков, будет эффективным.


 


Серьезным недостатком считают они и отсутствие четких дефиниций наиболее часто употребляемых терминов: «этнос», «народ», «нация», «гражданское общество», «этническая общность». Кроме того, не прописан статус казахского этноса, что, как заметил г-н Смайлов, вызвало серьезные дискуссии в обществе.


 


Тем не менее к проекту оппозиции у исследователей оказалось гораздо больше претензий. Главная из них – противоречие Основному закону страны. По мнению экспертов, в документе «используется определение Казахстана как национального государства, что не соответствует Конституции».


 


Кроме того, представители ИПР нашли другое противоречие. Изначально в концепции зафиксировано этническое понимание нации (то есть казахская нация). А в дальнейшем тексте встречается подмена понятий – в определенных моментах нация понимается с этнических позиций, в других – с гражданских, «в зависимости от того, какой части общества адресуется текущий мессидж».


 


Также аналитики углядели в проекте призыв к передаче «казахской нации» полномочий решения национального вопроса, наделению ее неким «превосходством», что противоречит положениям Конституции о недопустимости дискриминации по этническому признаку.


 


В оппозиционном документе содержится предложение ограничить вещание иностранных телеканалов, что может превратиться, как заявили эксперты, в попытку введения информационной цензуры.


 


Кроме того, по словам г-на Смайлова, предлагаемый запрет на распространение нетрадиционных религий противоречит базовым правам человека.


 


Есть и плюсы, признают в ИПР. К ним, например, были отнесены инициатива принятия закона о внутренней миграции, запрет на проведение миссионерской работы среди несовершеннолетних, а также предложение о публичном распространении отчетов правительства по политике в сфере национальных интересов.


 


Доктрина национального единства хорошо описывает механизмы поддержания межэтнического и межконфессионального согласия, но не «тянет» концептуально на уровень документа, описывающего принципы построения гражданской нации в Казахстане, резюмировал г-н Смайлов. При этом Концепция национальной политики охватывает более широкий круг вопросов, и в этом ее несомненный плюс. Однако авторам не удалось увязать документ с результатами 18-летнего периода суверенного развития республики. Иными словами, они предлагают отбросить все достижения и начать процесс национального строительства с нуля, на новом этническом базисе, резюмировали аналитики.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Панорама»


<http://panorama.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=8485&Itemid=1>


Опубликовано 19 февраля 2010 г.


 


 


Добавить комментарий