• Главная
  • >
  • Даулет ЗАКАРЬЯНОВ: Нужно готовить людей к тому, чтобы они могли ориентироваться в конфессиональном многообразии

Даулет ЗАКАРЬЯНОВ: Нужно готовить людей к тому, чтобы они могли ориентироваться в конфессиональном многообразии

14.06.2011

Сегодня нашу страну не зря называют образцом межнационального согласия и примером уважительного отношения к другим религиям. Однако это не означает, что ситуация может быть пущена на самотек. Контроль уполномоченных госорганов за соблюдением законодательства в сфере религиозных объединений по-прежнему следует считать одной из важнейших задач. Об этом наш собственный корреспондент беседует с заместителем начальника областного управления внутренней политики Даулетом Закарьяновым.


 


– Даулет Коканович, давайте начнем с цифр, дающих представление о ситуации с развитием конфессий в Павлодарской области…


 


– В настоящее время по области насчитывается 172 религиозных объединения, представляющих 18 конфессий. А в Казахстане, напомню, таких объединений зарегистрировано более четырех с половиной тысяч, принадлежащих к 46 конфессиям. Замечу, такое религиозное многообразие имеется далеко не во всех странах мира. Не случайно республика официально признана поликонфессиональным государством.


 


За годы независимости, отмеченные массовым возрождением религиозной духовной жизни, большое распространение в республике получили различные конфессии, в том числе и не характерные для населения нашего государства. Тем не менее за всю новейшую историю в Казахстане не было ни одного серьезного конфликта на религиозной почве, что само по себе – подтверждение грамотной политики государства, толерантности нашего народа.


 


Более того, по инициативе Президента республики Нурсултана Назарбаева в Астане трижды – в 2003-м, 2006-м и 2009 годах – прошли съезды лидеров мировых и традиционных религий. Это уникальный в истории человечества опыт, когда лидеры ведущих конфессий собираются в одном месте, чтобы обсудить глобальные проблемы мира и мирного сосуществования различных религий.


 


– Из ваших слов можно сделать вывод, что в Казахстане не ставят каких-то искусственных ограничений для развития различных конфессий. Однако не таится ли в том угроза сохранению стабильности казахстанского общества, его традиционных религий? Дело в том, что в мире есть страны, где в той или иной форме сдерживается «религиозный плюрализм», и, наверное, они имеют на то основания…


 


– Да, в каждой стране есть свои традиции. Но это не является источником противоречий. К примеру, в Норвегии и Дании существует понятие «государственная религия» (евангелистско-лютеранская церковь). В Греции статус главенствующей религии – у греческой православной церкви. У нас в Казахстане ни для одной конфессии нет приоритетов и привилегий. У нас по Конституции все религии равны.


 


– Но разве нет фактов, когда наше государство, действуя в вопросах религии, что называется, с открытой душой, получает в ответ многократные нарушения законодательства со стороны так называемых деструктивных религий или от­дельных священнослужителей?


 


– Такие случаи, к сожалению, есть. Но это проблема не одного Казахстана, а практически всех стран. Тоталитарные секты и религиозные экстремистские организации – печальная данность, с которой приходится сталкиваться многим государствам. При этом прослеживается попытка использовать фактор религии в зачастую далеко не благовидных делах, включающих не только коммерцию, когда кто-то обогащается за счет тех, кого вовлек в сферу своего влияния, но и политические цели.


 


К примеру, у нас в Павлодаре действовало общественное объединение «Нарконон», которое занималось лечением наркозависимых граждан. Я не стану говорить об эффективности этих усилий, скажу лишь: ни для кого не было секретом то обстоятельство, что «Нарконон» – одна из структур церкви саентологии, запрещенной в нашей стране. Не имея лицензии на лечебную деятельность, она де-факто ею занималась, что противоречило казахстанскому законодательству.


 


Далее. В Восточном Казахстане и в нашей области действовали последователи псевдорелигиозного учения «Аля Аят», основателем которого был механизатор, возомнивший себя чуть ли не Всевышним. К счастью, это учение, наносящее и духовный, и материальный вред людям, два года назад было запрещено как шарлатанство.


 


Эти два приведенных мною примера вовсе не свидетельствуют о том, что у нас в Казахстане кто-то запрещает религиозное инакомыслие. Пожалуйста, веруй! Но не калечь судьбы других людей, не одурманивай и не строй на этом свое финансовое благополучие. В республике, замечу, не запрещается сооружать храмы, синагоги, костелы, открывать молельные дома.


 


Человеку нельзя запрещать верить. Если мы, как в советское время, будем страшиться чуждых идеологических влия­ний, введем практику запретов на те или иные религии, то вновь вернемся к «охоте на ведьм», попранию демократии и тоталитарному прошлому. Запрещать – это не выход. Надо готовить людей к тому, чтобы они сами научились разбираться в конфессиональном многообразии и решали, что хорошо, а что плохо для них и общества в том или ином религиозном учении. Нужна религиозная грамотность общества.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Казахстанская правда»


http://www.kazpravda.kz/c/1278629159


Дата публикации: 5 июня 2011 г


 


Добавить комментарий