Тревожные звонки

05.10.2010

В результате провокационной «фетвы» ответная реакция силовиков может обрушиться на мирных верующих.


 


Пока в Астане к декабрю думают, как бы еще повысить меры безопасности перед саммитом ОБСЕ, на котором ожидается беспрецедентное количество иностранных гостей высокого ранга, стремительно растет уровень угроз национальной безопасности страны. Впрочем, если нестабильность в соседнем Кыргызстане – тема, начавшаяся еще в апреле, и как с ней быть, наши компетентные органы, наверное, уже освоились, то, что делать с двумя другими угрозами – вероятностью начала новой гражданской войны в Таджикистане, которая открывает экстремистам прямой коридор из Афганистана практически до пригородов Алматы, а также провокационной «фетвой» для казахстанских салафитов, настраивающих их нападать на представителей власти, – пока, наверное, никто не знает. Но проблемы не исчезнут, если их не решать, особенно в такой чувствительной сфере, как безопасность.


 


Вспышка с юга!


 


«Таджикистану непонятна позиция соседних стран, в слабой координации их силовых структур с нашими в борьбе с террористами… Но если не будет совместной борьбы с этим злом, земля будет гореть везде – во всем регионе», – заявил вчера секретарь Совета безопасности Таджикистана Амиркул Азимов, который считает, что «сложившаяся ситуация в республике является предупреждением для всех лидеров Центральной Азии».


 


«Для руководителей стран Центральной Азии быть сейчас сторонними наблюдателями событий в Таджикистане – это преступление против собственных народов, ведь перед террористами стоит глобальная задача – дестабилизация ситуации в регионе, имеющем огромные энергетические ресурсы, куда и будет направлен их удар», – считает он.


 


О том, что поиски 25 беглецов из Душанбинского СИЗО могут поставить страну на грань новой гражданской войны, еще пару недель назад предпочитали не говорить (подробный материал по этой теме смотрите, пожалуйста, на стр.9). Наоборот, настаивали, что это все несерьезно. Теперь видно, что серьезно: в уничтожении колонны таджикской армии обвиняют уже не только «подпольщиков», но и легализовавшихся в соответствии с мирными межтаджикскими соглашениями 1997 года экс-полевых командиров Объединенной таджикской оппозиции (ОТО). Вытесненные из государственных органов, они прочно контролируют восток страны, сидя на наркотрафике и прочих прибыльных, но весьма «харамных» вещах. Давление на эту несистемную оппозицию, имевшую легальное политическое представительство в виде партии Исламского возрождения Таджикистана, привело к тому, что «бывшие» начали вставать на сторону «подполья». Как следствие – десятки трупов и вероятность того, что для прорыва в Ферганскую долину скопившимся в Северном Афганистане сотням боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) понадобится только желание. Что ждет их в Фергане? Обострившееся межэтническое противостояние между узбеками и кыргызами, которые вряд ли забыли и простили друг другу тысячи трупов в июне. Не только власти Кыргызстана говорят, что сотни узбекских подростков пополнили лагеря подготовки боевиков ИДУ, неофициально наши иностранные коллеги-журналисты делятся еще более печальными наблюдениями. По их данным, не только количество сторонников подпольной партии «Хизб ут-Тахрир» выросло в 10 раз, достигнув 100 (ста!) тысяч человек в маленьком Кыргызстане, но и из рядов самой этой партии начался мощный отток в ряды ИДУ тех, кто считает методы «хизбутовцев» недостаточно радикальными.


 


Смогут ли кыргызские пограничники, армия и органы госбезопасности стать надежным заслоном на пути тех, кто захочет, как в 1999 и 2000 годах, «прогуляться» с рюкзаком и автоматом? Учитывая, как сегодня складываются отношения пограничников Узбекистана и Кыргызстана (они берут друг друга в заложники), каково морально-психологическое состояние погранвойск (буквально недавно были новости об очередной смерти в результате дедовщины), растерянность кыргызских спецподразделений по борьбе с терроризмом (в связи с судом против «Альфы»), а также малочисленность вооруженных сил (в лучшем случае 8 тысяч солдат и офицеров), выводы напрашиваются весьма пессимистичные… А ведь граница Казахстана и Кыргызстана, по большому счету, – просто формальность – на дорогах никаких тебе вышек, колючей проволоки, усиленных застав. Только посты на автомобильных дорогах – и, по большому счету, все. А ведь до Алматы по прямой по горам от кыргызской границы – всего пара десятков километров, если помните.


 


О том, насколько серьезны позиции подпольных религиозных организаций в Кыргызстане, можно судить по недавним событиям в Узгене, где арест 3 активистов партии «Хизб ут-Тахрир» привел к массовым выступлениям ее членов, которые в количестве от полутысячи до полутора тысяч осадили и даже попытались взять штурмом местное РОВД.


 


Минное поле


 


Впрочем, если внешние угрозы все-таки можно нейтрализовать, закрыв границу на замок, выгнав всех мигрантов, устроив учения, расставив секреты на горных тропах, то угрозу внутреннюю наши власти могут просто проморгать, ибо ей не поставишь никаких препон. Речь идет о некоем документе религиозно-политического характера, который призывает радикально настроенных казахстанских мусульман объявить джихад казахстанской полиции.


 


10 сентября редакция известного благодаря выкладке видеообращений идеолога северокавказского вооруженного подполья Саида Бурятского сайта hunafa.com опубликовала «письмо от братьев из Казахстана», поступившее в комитет по фетвам сайта шейха Абу Мухаммада аль-Макдиси «Минбар ат-Таухид ва-Джихад» («Трибуна монотеизма и джихада»)», и последовавшую за ним «фетву-ответ шейха Абу Мунзира аш-Шинкити».


 


В вышеупомянутом письме молодые люди из Казахстана задаются вопросом: можно ли им начать убивать некоторых полицейских, которые отличаются сильным неверием и враждебностью к исламу и мусульманам, и будут ли называться их действия джихадом на пути Аллаха?». Авторы обращения отмечают, что полицейские притесняют их, сажают в тюрьмы.


 


В последовавшем ответе-фетве шейх Абу Мунзир аш-Шинкити, состоящий в комитете фетв сайта «Минбар ат-Таухид ва-Джихад», сделал упор на разнице между «оборонительным» и «наступательным» джихадом. Шейх заявляет: «…это оборонительный джихад, и в нем не является условием предварительный призыв, наоборот, является обязательным начинать джихад не медля – в соответствии с возможностями».


 


«Ваш отпор происходящей несправедливости, гнету будет считаться джихадом на пути Аллаха, и тот, кто умрет на этом пути, тот будет шахидом, если пожелает Аллах», – отмечается в фатве.


 


«Ваш джихад против преступивших не должен представлять из себя реакцию одного (т.е. индивидуума), от которой не будет эффекта. Ваши действия должны быть коллективными и организованными, вы должны определить объекты, цели, средства и этапы, чтобы благодеяния вашего джихада принесли пользу для людей и для страны и чтобы у него был положительный эффект», – написал в заключение шейх аш-Шинкити.


 


Сама по себе угроза, исходящая от этой фетвы, заключается не в том, что уже достаточно многочисленные, особенно в западных областях Казахстана, салафиты поднимут вооруженный бунт против людей в погонах, а в том, что призыв может быть воспринят изолированными группами радикалов, которые ранее считали своим религиозным долгом пытаться поехать воевать на Кавказ. По некоторым данным, по таким попыткам в последние годы возбуждено около полусотни уголовных дел.


 


Несколько казахстанцев были убиты в прошлом году в засаде в Дагестане, когда рассчитывали присоединиться к вооруженному подполью. Теперь им говорят – можете никуда не ехать, воюйте на своей земле. Но даже это не представляет особенной опасности (пускай даже под удар могут попасть нефтяные сооружения). Главная угроза – катастрофическая ответная реакция силовых органов государства на нападения экстремистов. Учитывая, как зачастую грубо работает наша власть против такого рода угроз, можно предположить, что ее ответная реакция сделает радикалами не только тех, кто так или иначе относится к салафитской (иначе – ваххабитской) общине.


 


Под угрозой может оказаться проект «умеренных салафитов», условно именуемый «мадхалитским». Воспитываемые такими же длиннобородыми имамами мадхалиты отличаются от салафитов только по одному вопросу – лояльности политическим властям. А она очень быстро улетучится, если в ходе «мести» экстремистам наши служители правопорядка начнут репрессии против всех «бородатых». О том, как государство запоздало воспринимает такие угрозы, можно судить о том, что Духовное управление мусульман Казахстана до сих никак не прокомментировало «фетву аш-Шинкити», хотя, думается, это его прямая обязанность.


 


Саммит ОБСЕ в Астане пройдет, гости уедут, а Казахстану некуда деваться из Центральной Азии и своих степей, где того и гляди может начаться пожар. Предотвратить исключительно силовыми методами вряд ли выйдет. Требуется грамотная социальная, религиозно-просветительская политика, рост экономики, открытое обсуждение сложнейших тем, возможность открытой политической конкуренции, а также реальная борьба с коррупцией, кумовством во власти и непотизмом. Времени, чтобы достойно встретить новые угрозы, было предостаточно, но практически ничего для этого сделано не было. Так что учиться, видимо, придется опять на ходу… Или надеяться на авось


– вдруг пронесет?


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Деловая неделя»


http://www.altyn-orda.kz/kazpressreview/trevozhnye-zvonki/


Опубликовано 26 сентября 2010 г.


 


Добавить комментарий