Где учат на священников?

05.10.2010

Как готовят будущих священнослужителей для Астанайской и Алматинской епархии, выяснила корреспондент «Комсомолки»


 


Богослужение в часовне училища.Алматинское епархиальное духовное училище (АЕДУ) находится на самой окраине города, в микрорайоне «Дорожник». Бывший детский садик, выкрашенный в пастельные тона, вокруг деловито снуют прохожие. О том, что мы в духовном училище, напоминают разве что колокольчики на двери – снаружи, да стенды с выдержками из богословских книг на стенах – внутри.


 


В классе отец Олег ведет урок по истории мировых религий:


– Петр, назовите основные религии.


– Ислам, буддизм, христианство, иудаизм…


– Есть ли понятие Бога как личности в буддизме?


 


…Студенты облачены в черные длинные одеяния и кажется, что там, за окном, конец 19 века… А в классе на стене висит вполне современная учебная доска синего цвета, и с улицы доносится гул машин.


 


Повторно женатых сюда не берут


 


Духовное училище – специализированное учебное учреждение, основанное в 1991 году. Здесь готовят будущих служителей церкви, срок обучения – 4 года. Требования особые: возраст – до 35 лет, учащиеся должны быть в первом браке или неженатыми (человек, женатый во второй раз, не имеет права занимать пост священника). Важно, чтобы студент был человеком церковным, чтобы он прошел определенный путь – для этого священник прихода должен дать рекомендацию.


 


– Людей, которые хотят просто получить богословское образование, мы не принимаем, – рассказывает отец Олег. – Человека с улицы мы тоже не возьмем. Потому что бывали случаи, когда кто-то бросал учебу. А это негативно для церкви. Сюда приезжают поступать из разных епархий – из Шымкентской и Уральской. Но ученики оттуда, как правило, потом уезжают домой, а нам нужно, чтобы они служили в нашей епархии – Астанайской и Алматинской.


 


В середине 90-х в училище был большой наплыв. Здесь это связывают с духовным возрождением. Отец Олег учился в 1994 году, и тогда на курс поступало человек 25. Сейчас такого нет. На последних экзаменах было 10 претендентов. Учеников в училище мало. Сейчас в 4-м классе – 4 человека, в 3-м – 9, во 2-м – 7, в 1-м – 6.


 


– Быть священником сегодня – это обрекать себя на определенную нищету, – объясняет отец Олег. – В связи с этим и людей к нам приходит мало. Все стремятся жить лучше. Большое количество церковной молодежи с хорошими мозгами остаются мирянами, но служить не идут, понимая, что достаточно тяжело будет выжить.


 


Кстати, двери училища открыты не только для парней. Девушки тоже могут сюда поступить. Их набирают на регентское отделение – обучают руководить церковным хором. И учатся они всего год.


 


Студенты живут здесь же – в училище.


 


– Мы должны их видеть, – объясняет отец Олег.


 


Стипендия учащимся не полагается. Ученики полностью находятся на обеспечении епархии, которая оплачивает питание и проживание.


 


С пищей, и духовной в том числе, здесь проблем нет – в училище своя столовая и библиотека. Единственное, что студенты вынуждены покупать сами, – это одежду.


 


Как и в светских учебных заведениях, из училища могут отчислить – за неуспеваемость, нежелание учиться дальше, дисциплинарные нарушения. Но это происходит нечасто. С 1 января отчислили только одного ученика, который разочаровался в выбранном пути…


 


Александру Матлашову 19 лет, он из Текели. Желание поступить в училище возникло еще в девятом классе. И дома к его выбору относятся с одобрением.


 


– Близкие считают, что это мой выбор. Потом я хочу учиться дальше, поступить в семинарию.


 


– Какие предметы для тебя здесь самые сложные?


 


– Наверное, Ветхий Завет.


 


– У вас есть обязанности в свободное время?


 


Так как мы живем здесь, мы занимаемся уборкой территории, приводим ее в порядок. Сейчас, осенью, собираем опавшие листья.


 


К нашему разговору присоединяется Петр Бахтияров, студент 3-го курса:


 


– Никакого отрешения от внешнего мира нет.


 


– А как боретесь с соблазнами? Ведь хочется сходить, к примеру, на дискотеку…


 


– Мы воздерживаемся от этого. Тем более живем обособленно и это помогает.


 


– А как с родными общаетесь?


 


– Здесь нет преград к этому. Главное, ставить в известность и спрашивать разрешения. Нам всегда идут навстречу.


 


– А каникулы есть?


 


– Летом. Но один месяц нужно отдежурить на кухне, поддерживать в порядке территорию.


 


Научите мою душу…


 


Главный упор, конечно, делается на церковно-богословские предметы. Например, церковно-славянский язык. Как признаются ученики, да и педагоги, чтение на этом языке дается просто, а вот грамматика – тяжелее. Также здесь изучают патрологию, Ветхий и Новый Заветы и т. д.


 


В училище не скрывают, что имеются проблемы с преподавательским составом – не так много людей, способных преподавать богословские дисциплины.


 


Помимо богословия, в програме есть и светские предметы: история России, история Казахстана, русский язык, казахский язык. Их, как правило, преподают миряне.


 


Выпускники АЕДУ получают диплом низшего богословского образования. Если они хотят продолжить его, то могут поступить в семинарию, после окончания которой у них будет среднее богословское образование. Высшее образование даст академия. Ее в Казахстане нет, поэтому придется ехать к соседям – в Московскую, Киевскую, Санкт-Петербургскую или Казанскую духовные академии.


 


По словам отца Олега, вакансий для священников у нас мало. В Казахстане тенденция такова, что сельские приходы начинают вымирать в связи с уменьшением количества православных.


 


Кстати, национальность для Русской православной церкви значения не имеет.


 


– Половина наших ребят – этнические азиаты, в основном, татары. Были и казахи, – отметил отец Олег. – В Алматы есть и священники-казахи. Христианство не имеет определенной национальной принадлежности. Я думаю, что лет через 50 этнический состав наших прихожан значительно изменится. Зайдите в Вознесенский собор, посмотрите – там очень много людей неславянской национальности.


 


В ближайших номерах газеты мы расскажем, как получить духовное образование представителям других ведущих мировых конфессий.


 


Особые требования:


 


возраст – до 35 лет, учащиеся должны быть в первом браке или неженатыми (человек, женатый во второй раз, не имеет права занимать пост священника). Важно, чтобы студент был человеком церковным, чтобы он прошел определенный путь…


 


Досье «КП»


 


Христианство начало проникать в Среднюю Азию из Сирии и Персии еще в V-VI вв. Согласно историческим источникам, в Средней Азии и Казахстане особенно широко распространилось христианство несторианского толка. До сих пор на древних тюркских надгробных памятниках, равно как и на казахском орнаменте, в основе лежит четырехконечный равносторонний крест. История появления православия в Казахстане связана первоначально с военными поселениями, возникшими после присоединения к России. Первые военные маленькие церкви и молитвенные дома появились в 1866 году в Туркестане и Чимкенте. В 1871 году была образована Туркестанская епархия. На юге Казахстана строительство церквей началось в 80-х годах XIX века. Так, в 1901 году в Сырдарьинской области имелось восемь каменных храмов, построенных из обожженного кирпича. В 1945 году была учреждена Алматинская и Казахстанская епархия. Православие в Казахстане является вторым по численности верующих религиозным направлением. На 1 января 1999-го Русская православная церковь имела на территории республики 212 приходов и 8 монастырей.


 


Распорядок дня учащихся Алматинского епархиального духовного училища


 


07.00 – Подъем


07.30 – Утренняя молитва в храме


08.30 – Завтрак


09.00 – 10.10 – 1 пара занятий


10.20 – 11.30 – 2 пара занятий


11.40 – 12.50 – 3 пара занятий


13.00 – 14.00 – Обед


14.00 – 15.10 – 4 пара занятий


15.20 – 17.00 – Свободное время


17.00 – 18.30 – Самоподготовка


18.30 – 19.00 – Ужин


19.00 – 21.30 – Свободное время


21.30 – 22.15 – Вечерняя молитва в храме


22.15 – 23.00 – Свободное время


23.00 – Отбой


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Комсомольская правда – Казахстан»


http://www.kp.kz/node/2912


Опубликовано 8 сентября 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также