• Главная
  • >
  • Религиозный лес: темно, неверные карты, капканы, браконьеры, противоречивые крики…

Религиозный лес: темно, неверные карты, капканы, браконьеры, противоречивые крики…

05.10.2010

Если рассматривать религию в качестве опиума для народа, то международная конференция под эгидой Фонда Фридриха Эберта и Института национальных исследований занималась исследованием ситуации на « опиумном рынке». Кто, чем, как и за сколько « банчит», как поделены сферы влияния, в чем состоят тенденции и тренды. А еще каково соотношение «красного»  (разрешенного государством) и «черного»  (самостоятельного) религиозного «опиума».


 


«Взаимодействие государства и религии в контексте модернизации Казахстана: проблемы и перспективы», – таково полное название конференции. Алихан Байменов, президент общественного фонда « Зерде»  и модератор заседания, пытался сфокусировать участников на том, какой потенциал имеет религия в свете модернизации страны. «Так уж получилось, что ренессанс государственности и религиозности совпадают в государствах Центральной Азии», – подчеркнул он. Поэтому от взаимодействия государства и религии зависит будущее стран региона на 30-40 лет вперед.


 


«Гармоничное слияние исламской религиозности и модерна наблюдается в Казахстане», – подчеркнул Алсабеков Махаммад Хусейн-кажи, заместитель Главного муфтия РК. По его словам, Казахстан является лидером социокультурных преобразований в Центральной Азии.


 


«Настоящие мировые религии традиционны, догматичны. Истину они получили от Бога, поэтому, что здесь модернизировать? Только подачу информации, – считает Анатолий Косиченко, главный научный сотрудник КИСИ (Казахстанский институт стратегических исследований). – Религиозная нравственность вступает в противоречие с моралью современной экономики. Противоречие это онтологическое, непреодолимое». Например, как по ситуации со ссудным процентом, который осуждается и в исламе, и в православии. Только «протестантская этика максимально совпадает с капиталистической экономикой».


 


Амангельды Айталы, общественный деятель, поинтересовался у Михаэля Минкенберга, Европейский университет Виадрина (Германия), знают ли в Европе о проводимых в Астане съездах лидеров мировых религий и какое они оказывают воздействие на Европу. Г-н Минкенберг ответил, что про съезды в Европе знают, но их влияния не ощущается.


 


Жанна Онлашева, комитет по делам религий Министерства культуры, заметила, что с таким вопросом лучше обращаться не к ученым, а к религиозным деятелям, потому что в съездах участвуют именно они. Журналист Казис Тогузбаев спросил у г-жи Онлашевой, почему на съезде не было Далай-ламы – лидера буддистов. Из-за позиции Китая? Чиновница сообщила, что вопрос приглашения религиозных деятелей находится в компетенции религиозных представителей, а работники госструктур имеют там в первую очередь технические функции.


 


Яков Трофимов, представленный модератором как «старейший религиовед Казахстана», обратил внимание, что при 46 официально зарегистрированных религиозных конфессиях в Казахстане 95% всех верующих приходится на суннитский ислам ханафитского толка и православие. Из оставшихся 44 конфессий «агрессивную пропаганду ведут только «Свидетели Иеговы». Такая религиозная группа, как евангельские христиане-баптисты сами не регистрируются в органах власти по принципиальным соображениям. Раньше их за это штрафовали, но в связи с председательством ОБСЕ-2010, процесс приостановили. «С моей точки зрения регистрировать не надо. Регистрироваться должны те, кто хочет получить какие-то льготы от государства», – подчеркнул г-н Трофимов. Нормой об обязательной регистрации религиозных объединений государство выталкивает часть своих граждан из правового поля.


 


«Ни одного религиозного террористического акта и десятки людей, осужденных за терроризм на длительные сроки заключения. Азамата Керимбаева убили. Зачем? Он что, помощник Бен Ладена? – акцентировал Мурат Телибеков, председатель Союза мусульман Казахстана. – Какое отделение церкви от государства, если верховного муфтия назначает президент?».


 


Выступление Талгата Есенкулова, исполнительного директора ОО « Изги Амал» , очень походило на совместный пресс-релиз КНБ и ФСБ. В частности, он рассказал об имаме из Кокшетау, который не пускал свою 12-летнюю дочь в школу, протестуя против светских основ образования.


 


В кулуарах конференции ее участники рассказывали несколько иные факты из жизни священнослужителей. Пару недель назад, православный священник был задержан на российско-казахстанской границе с килограммом анаши под рясой. А за пару месяцев до этого, имам одной из мечетей в ходе пьянки вскрыл сейф с пожертвованиями прихожан и направил эти деньги на продолжение застолья. Так что с религиозным фанатизмом далеко не все однозначно.


 


Алексей Косиченко полагает, что по мере усиления исламизации среди казахов возникнет конфликт между исламом и домусульманскими компонентами в сознании и обрядности, в первую очередь наследием тенгрианства. Это суждение вызвало волну разбирательств на тему что такое тенгрианство. «Казахская культура уже 12 веков существует в лоне исламской цивилизации. У казахов было полнокровное мусульманское общество со своими улемами, просто мы о них слабо знаем», – заявил Аширбек Муминов, заместитель директора Института востоковедения. «Тенгрианство имело развитую письменную культуру», – привел контраргумент Галым Агелеуов, историк, культуролог.


 


Эльвира Пак, координатор Фонда им. Фридриха Эберта в Казахстане, спросила у Амангельды Айталы после его выступления, почему путь в Европу несет риски утраты своих ценностей и попадания в духовную колонию. Г-н Айталы считает, что приведение законов в соответствие с европейскими стандартами «пугает общество». Европейские стандарты в законах, образовании (Болонский процесс) – « это путь в духовную колонию». По словам Амангельды Айталы, «об этой угрозе в свое время предупреждали лидеры «Алаш».


 


ИСТОЧНИК:


Интернет-газета «ЗонаКЗ»


http://www.zonakz.net/articles/31093


Опубликовано 30 сентября 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также