• Главная
  • >
  • Нельзя молиться, стоя друг против друга

Нельзя молиться, стоя друг против друга

09.09.2010

Главным фактором религиозной терпимости в нашей стране является, как это ни парадоксально, реальный светский статус государства. Да, около 70% населения страны исповедуют ислам, но никогда на государственном уровне не проводилось протекционистской политики в отношении мусульманства.


 


У нас в стране нет государственной религии. Даже на протокольных мероприятиях строго выдерживается, назовем ее так, межрелигиозная корректность. Если в торжест­венных мероприятиях участвуют духовные лица, то наряду с Верховным муфтием мусульман страны Главу государства сопровождают лидеры основных конфессий.


 


Веротерпимость как составная часть национальной идеи


 


Как показывают социологические исследования, представители нетитульной нации в абсолютном большинстве поддерживают политику Президента страны Нурсултана Назарбаева. Такое признание дорогого стоит и лучше всяких славословий свидетельствует о том, насколько высока вера казахстанцев в межнациональную и межконфессиональную политику Главы государства.


 


Уникальность нашей страны в том, что под руководством Лидера нации казах­станскому народу удалось поликонфессиональность превратить в объединяющий и стабилизирующий фактор.


 


Конечно, здесь большую роль играют и национально-культурные особенности народа. По данным опросов общественного мнения, для большинства казахстанцев, и в первую очередь казахов, на первом месте в иерархии ценностей стоит Родина, а уж потом религиозная принадлежность. То есть наши соотечественники прежде всего осознают себя казахстанцами и лишь затем – мусульманами, христианами, иудеями, буддистами и т. д.


 


Одним из показателей просвещенности нашего общества является то обстоятельство, что у нас довольно много людей, разделяющих взгляды на религию Льва Толстого. Великий русский писатель считал, что Бог должен быть у человека в сердце, а между Богом и человеком не должно быть посредников.


 


Президент страны в своем выступлении на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий заявил: «На протяжении многих веков единый народ Казахстана, обогащенный духовным наследием различных этносов и вероисповеданий, впитал в себя такие качества, как толерантность, веротерпимость и открытость к восприятию нового. И мы чувствуем свою обязанность донести этот, выработанный веками, нравственный императив до всего человечества».


 


Казахстан является уникальной страной, в которой при преобладании населения, исповедующего ислам, в равной мере развиваются все мировые и традиционные религии. В силу сложившейся структуры населения именно духовные лидеры мусульман и православных должны задавать тон в консолидации всех верующих республики. Сегодня можно утверждать, что они с этой задачей успешно справляются.


 


Казалось бы, с логической точки зрения, ничто не должно разъединять истинно верующих, хотя бы потому, что Бог един. Но на практике, нередко под влиянием ортодоксальных деятелей, верующие скатываются до выяснения отношений – какая религия более верная, кто ближе к Всевышнему. Но в том и сила нашей национальной идеи, основанной на трех базовых принципах: единстве, стабильности и развитии, что единство народа неизменно оказывается сильнее любых различий по вере.


 


И разве не в этом понимание истинной сути религии и смысла человеческого существования: «Возлюби ближнего как самого себя», и тогда станут очевидными все остальные заповеди: «не убий, не укради…» То есть пойми и прими своего ближнего со всеми его привычками, взглядами, быть может, непривычными для тебя.


 


Особое предназначение


 


Во время своего визита в 2001 году в Астану Иоанн Павел II пророчески заявил: «Теперь мне ясны надежды и чаяния этого народа, который выстрадал годы жестоких преследований, но, не колеблясь, энергично возобновляет путь своего развития. У вашей страны совершенно особое предназначение: быть все более сознательно мостом между Европой и Азией».


 


Сам факт того, что именно в Астане проведены уже три съезда лидеров мировых и традиционных религий, говорит о том, что за Казахстаном прочно закрепилась репутация образцового государства, где веротерпимость можно назвать эталонной. Лидер нации пытается распространить главные принципы нашей национальной идеи, основанной на компромиссе, и на мировое сообщество.


 


Никто не может отрицать, что у нас в стране созданы все условия для свободы веры – за последние 18 лет число религиозных объединений в республике выросло в семь раз – с 670 до 4 365. А всего в нашей стране действует почти 3 200 мечетей, церквей и молитвенных домов. Казахстанский опыт межэтнического и межконфессионального согласия признан одним из наиболее успешных в мире.


 


Главная причина отечественной религиозной толерантности кроется, быть может, в том, что все этносы, составляющие нашу страну, прошли многолетний опыт совместного проживания. Вместе пережиты войны, коллективизация и страшный голод, сталинские репрессии.


 


Как сказал один из делегатов мирового съезда, «в 1986 году… Папа Иоанн Павел II собрал вместе лидеров мировых религий, чтобы произнести совместную молитву за мир. Это было одно из самых великих пророчеств конца прошлого столетия: больше нельзя молиться, стоя друг против друга, а нужно лишь только бок о бок с другими молиться о мире. Молитва – это самое мощное орудие, дарованное Богом верующим всех религий».


 


Отличать агнцев от козлищ


 


Сохранение гармоничных межнациональных и межрелигиозных отношений является главным приоритетом нашей внутренней политики. Вместе с тем бесспорные наши заслуги в деле развития многообразия культур и религиозной терпимости не должны приводить к беспечности. Не секрет, что проникновение религиозного экстремизма из-за рубежа представляет собой серьезную угрозу для любой страны.


 


Поэтому принцип светскости государства ни в коем случае нельзя отождествлять с самоустранением от его регулирующей роли. Здесь нет оговорки – именно регулирующей. Как и в случае с погребенным под руинами мирового глобального кризиса постулатом о правоте рынка, нельзя в области свободы религии обойтись без контроля общества и государства. Потому что сон разума порождает чудовищ. Достаточно вспомнить нашумевшие псевдохристианские секты в США, члены которых фактически становились рабами самозванцев, и потом их подталкивали к идее массового самоубийства. Или как исламистские фанатики, одевающие пояса шахида, идут на массовые убийства.


 


К сожалению, все чаще религия или даже просто религиозная терминология становятся мощным орудием в руках экстремистов. А в эпоху кризисов опасность возникновения таких идеологических пандемий серьезно возрастает. Именно поэтому, не вмешиваясь во внутренние дела конфессий, государство должно следить, фигурально выражаясь, за «гигиеной душ». Чтобы в паству не были вброшены семена зла и раздора.


 


В нашей стране государственные органы принимают необходимые меры по усилению контроля за гражданами Казахстана, направляемыми на обучение в зарубежные теологические учебные заведения. Кроме того, учеными проводится религиоведческая экспертиза. Так, с 2007 года проведены экспертизы более тысячи наименований печатной, аудио- и видеопродукции религиозного содержания, а также уставных документов религиозных объединений, представленных на госрегистрацию.


 


Существующие на данный момент бесспорные успехи в веротерпимости берут свое начало в дальновидной политике, проводимой Главой государства с первых дней обретения независимости. Напомним, что еще в 1990 году создано самостоя­тельное Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). Этот шаг позволил оградить нашу республику от ортодоксальных течений ислама и агрессивных псевдоисламских сект. У нас с самого начала культивировался просвещенный ислам – тот истинный ислам, который толерантен ко всем другим конфессиям, признает их ценности, поощряет развитие науки, просвещение и технический прогресс.


 


Некоторые политики на Западе поначалу поспешили назвать это вмешательством государства в дела религии. Но сейчас очевидна правота действий руководства страны в ту смутную пору. Конституционный принцип светского характера государства в Казахстане реализуется через четкое разделение сфер влияния государства и религиозных объединений. В то же время религия – важнейшая сфера духовной жизни общества, и государство не может оставаться в стороне. Оно вправе и даже обязано защищать устои общества от экстремистской идеологии, угрожающей стабильности, под какой бы личиной зло не пряталось.


 


Вспомним, как на волне «демократии» и «свободы совести» в начале 90-х годов в некоторых республиках Средней Азии религиозные вопросы пустили на самотек. В результате эти страны быстро оказались под сильнейшим влиянием экстремистских сект исламского толка, типа ваххабизма, и это позже привело к серьезным социальным конфликтам, а в Таджикистане – к кровопролитной гражданской войне.


 


Вообще межрелигиозные проблемы, наряду с межэтническими, с конца прошлого века являются одними из главных проблем современности. Это, например, непримиримые противоречия суннитов и шиитов в Ираке или длящийся уже десятилетиями конфликт католиков и протестантов в Ирландии.


 


Не менее опасно, когда религия стремится стать светской властью. Тогда наступают времена инквизиции. Великий индийский поэт Рабиндранат Тагор точно заметил: «Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией». Достаточно вспомнить пресловутый Талибан в Афганистане. Служители Бога должны находить пути к сердцам людей не распоряжениями или автоматными стволами, а словом божьим и нравственными поступками. И здесь государство должно следить за соблюдением разумного баланса между свободой веры и общечеловеческими правами большинства населения.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Казахстанская правда»


http://www.kazpravda.kz/c/1283295366


Опубликовано 1 сентября 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также