• Главная
  • >
  • Мурат Телибеков: «Рабская империя – это город на песке»

Мурат Телибеков: «Рабская империя – это город на песке»

02.08.2010

Одна из казахстанских газет провела “прямую линию” руководителя Союза мусульман Казахстана c читателями. Вопросов поступило немало… Однако, неожиданно редакция отказалась от публикации материала. Условившись с руководством газеты о том, чтобы не указывать название печатного органа, а также имени журналиста, проводившего “прямую линию”, мы решили разместить этот материал на страницах другого издания, ибо сочли некорректным оставить вопросы людей без ответов.


 


Пресс-служба Союза мусульман Казахстана


 


***


 


Журналист:


 


– Почему религиозные лидеры не принимали участие в урегулировании межэтнических конфликтов в Киргизии?


 


– Я бы поставил вопрос несколько шире: Как объяснить беспомощность общественности, в том числе и религиозных деятелей, когда в стране возникла чрезвычайная ситуация?


 


Объяснение простое. Долгие годы власть прилагала большие усилия к тому, чтобы уничтожить в стране прогрессивных лидеров, нейтрализовать активное духовенство; вытравить из общественного сознания все признаки свободомыслия, совести и чести. И, надо признать, она преуспела на этом поприще. Общество стало легко управляемым, ибо в нем преобладали трусливые и беспринципные люди. Но рабские империи недолговечны. Это как город на песке – достаточно одной волны, чтобы уничтожить его до основания.


 


Кыргызстан сегодня пожинает горькие плоды прежней власти. Несколько миллионов долларов оказалось достаточным, чтобы перед преступниками покорно склонились все, кто призван был защищать людей; перед ними беспрепятственно открывались все двери.


 


Подобный сценарий легко реализовать в любой гиперкоррумпированной стране. Я знаю, сколько примерно нужно денег, чтоб высшее армейское командование повернуло оружие против своего правительства и народа; какие нужны средства, чтобы толкнуть правоохранительные органы на совершение государственного переворота; за какую сумму пограничные войска беспрепятственно пропустят иностранных наемников. История показывает, что те, кто возносит осанну главе государства, впоследствии единодушно выносят ему смертный приговор, разумеется, при соответствующем вознаграждении. Вспомните трагическую гибель Саддама Хусейна.


 


Ситуация усугубляется еще и тем, что у населения методично изымается все огнестрельное оружие. В страхе перед вооруженным восстанием, власть сделала народ беззащитным. Как нам защищать свои дома и семьи в случае военной интервенции или бандитских налетов?! Как народу защищать любимое правительство, если возникнет страстное желание?! Уверен, что если в стране и возникнут очаги сопротивления внешней агрессии, то возглавят их такие люди как Арон Атабек, но отнюдь не “белые воротнички” из Ак-орды или Фонда “Самрук-Казына”.


 


Ерлан, Кустанай:


 


– Конкурентоспособны ли казахстанские студенты, получившие образование в религиозных вузах?


 


– Атмосфера в казахстанских духовных заведениях удручает. Она напоминает мне эпоху раннего феодализма, что отнюдь не способствует формированию свободных и ярких личностей. Однако сейчас мне хотелось бы затронуть проблему светского образования. Ситуация здесь удручающая.


 


Приведу любопытный пример. В странах Персидского залива, если у молодого человека возникло желание продолжить образование после окончания школы, государства реагирует на это весьма оригинально. Во-первых, оно полностью оплачивает его учебу в выбранном университете; во-вторых, чиновники от имени правителя и народа выражают ему сердечную благодарность за то, что он выбрал столь благородный путь – тяжелую дорогу знаний, а не сетевой маркетинг или мошенничество, наркоторговлю или проституцию.


 


У нас в Казахстане такой же демографический потенциал, минеральных ресурсов гораздо больше, но ситуация противоположная. Государство готово содрать с молодого человека три шкуры, воздвигая на его пути всевозможные преграды, чтобы извлечь максимальную прибыль. Когда я вижу, как наши абитуриенты рыдают, не пройдя ЕНТ; а 12-летняя студентка алматинского хореографического училища заканчивает жизнь самоубийством, доведенная до крайности издевательствами преподавателей, а властям на это глубоко наплевать, я думаю, что это обреченная страна, Богом проклятая нация. Будь я Президентом Казахстана, то издал бы специальный указ, запрещающий казахам в течение 10 ближайших лет руководить университетами, медицинскими учреждениями, судами и правоохранительными органами. Наверное, в этом особенность нашей национальной ментальности – не выдержав бремени власти, мы превращаемся в негодяев. Из казахов получаются хорошие спортсмены, ученые, артисты, художники, писатели, режиссеры, музыканты, металлурги и сталевары. Но от власти у нас аллергия. Не зря Петр I предпочитал в России немецких управленцев. Турки, французы, китайцы и англичане переболели этой болезнью, выработав стойкий иммунитет; кыргызы прошли вакцинацию и сейчас мечутся в горячке; казахам, узбекам и африканцам – это только предстоит.


 


Анара, студентка, Астана:


 


– Что нового может предложить Казахстан мусульманскому миру, приступая к председательству в Организации Исламская конференция в 2011 году?


 


– За многовековую историю в Казахстане сформировалась весьма либеральная модель ислама, лишенная фанатизма и нетерпимости. Для нее характерна толерантность, обусловленная национальным характером казахов, и глобальное мировоззрение, сформировавшееся под влиянием тенгрианства. В наших мечетях сунниты и шииты молятся плечом к плечу, подобное не часто встретишь в мире.


 


Интеграция мирового сообщества на основе фундаментальных принципов ислама, новая концепция мусульманского мировоззрения, включающая в себя ответственность за культурное, политическое и религиозное многообразие цивилизации – вот веление сегодняшнего времени.


 


Мурат, Каскелен:


 


– Купил пакетированный чай Bayce. На каждом пакете – замысловатая надпись “Аллах”. После использования они валяются повсюду – на мусорке, в туалете. Правильно ли это?


 


– В исламе осуждается размещение подобных надписей на товарах широкого потребления. Аналогичные заповеди и в христианстве. “Не упоминай имя Божье всуе” – говорил Христос.


 


Данияр:


 


– Как вы относитесь к учению турецкого исламского религиозного лидера Фетуллах Гюлена, которое становится все более популярным в Казахстане?


 


– Меня привлекает просветительская деятельность Гюлена. Он открывает по всему миру университеты, где молодежь получает великолепное светское образование. Это прекрасно! Помимо этого Турция привносит в нашу страну демократические традиции. В казахстанско-турецком университете им. С. Демиреля в Алматы я был поражен, увидев как ректор обедает в университетской столовой в общем зале вместе со студентами! Подобной картины я не видел ни в одном казахстанском вузе. Абсолютный антипод – ректор Каз НТУ им. Сатпаева. Когда он выходит из своих апартаментов, охрана разгоняет всех студентов в радиусе 50 метров. Воистину, неистребимое казахское чванство и раболепие!


 


ASAR:


 


– Почему отсутствуют русскоязычные имамы? Огромный процент людей, приходя в мечеть, уходят в другие конфессии т. к. не понимают имама. Казахам, владеющим языком на бытовом уровне, поверьте, невозможно понять, литературный, тем более прочувствовать.


 


– Причин несколько. Одна из них – национализм, который часто используют в качестве инструмента манипуляции обществом, чтобы сделать его более податливым и покорным. ДУМК прекрасно понимает, что управлять русскоязычной мусульманской уммой не просто. Во-первых, здесь необходим более высокий интеллектуальный уровень; во-вторых, у этих людей, как правило, активная жизненная позиция.


 


Но есть и другая, деликатная причина. Казахская интеллигенция весьма болезненно реагирует на подобные темы. Выработался посттравматический, постсоветский синдром. Любые попытки расширить сферы использования русского языка воспринимаются как посягательство на национальные интересы. Здесь нужно набраться терпения. Должно пройти время, прежде чем люди освободятся от комплексов. Думаю, что, в конце концов, русскоязычные имамы все же появятся в наших мечетях.


 


Оскуро:


 


– Почему, я гражданин РК и агностик, должен платить налоги за такие праздники как “Курбан мейрамы” и Православное Рождество? Неужели, нельзя сделать как в Германии – “церковный налог” для верующих?


 


– Подобные требования – это роскошь! Общество игнорирует протесты людей, нежелающих служить в армии из-за религиозных убеждений; мы бессильны противостоять коррупции, политическим убийствам, наркобизнесу и проституции. Чего уж тут говорить о “церковном налоге”! Таковы наши реалии.


 


Любопытный:


 


– В каком качестве Исламская организация участвует в развитии Казахстана? Или эта организация в роли инвалидов как и все немощные Казахстана? Какие доходы имеют священнослужители? Могут ли они перед Аллахом поклясться, что не воровали и не обманывали верующих?


 


– Священнослужители – это обычные люди. Нельзя предъявлять к ним завышенные требования. Имам – человек, который руководит молитвой, дирижер намаза, только лишь и всего. В исламе нет посредников между человеком и богом, отсутствует институт святых, запрещено отпускать грехи, целовать руки, возвышаться над паствой.


 


Если говорить о доходах, то имамы живут за счет пожертвований. Положение в провинциальных мечетях весьма тяжелое. Проблемы усугубляют налоги, которыми обложило Духовное управление практически все мечети страны.


 


Наше участие в общественной жизни заключается в публичных выступлениях по вопросам экономики, образования, здравоохранения, религии и культуры. По большому счету, религия изначально была ниспослана для совершенствования общества, искоренения пороков и помощи обездоленным. Поэтому участие религиозных деятелей в общественной и политической жизни не только не возбраняется, но, напротив, возносится в ранг добродетели.


 


АТЕИСТ:


 


– СМК – это что: АО, ТОО, ЧП? На какие средства существуете и содержите штат? Почему СМК активно не выступает за искоренения среди молодежи наркозависимости. В чем конкретно СМК может оказывать государству поддержку в общественной и политической жизни общества? Каковы общественные и политические цели СМК? Для пропаганды веры имеется вертикаль во главе с Абсатар Кажи, тогда для чего нужен СМК?


 


– Отвечу вопросом на вопрос. У нас существует партия власти “Нур Отан” и вертикаль во главе с Президентом. В таком случае, для чего нужны партии “Алга”, “Азат”, “Руханият” и другие? Для чего нужны Абиловы, Байменовы, Шахановы, если есть Лидер нации? Людям не следует задавать вопросы – все ответы в “Казахстанской правде”, а размышлять и вовсе ни к чему – есть Академия наук.


 


В СМК никто не получает заработной платы, никаких поборов и членских взносов – в этом наше отличие от сект и официального духовенства. СМК – то же самое, что и ДУМК, но с более широким спектром действий и порядочными людьми.


 


Ерлан:


 


– В последнее время я замечаю много молодых людей, в основном из аулов, придерживающихся иного направления в исламе. Они носят бороды, короткие штаны и т.д. Не кажется ли Вам, что “духовные” наставники из других стран уже опередили Вас? Я слышал, что они выплачивают даже денежное пособие. Казахстан может потерять свою молодежь и получить реальную угрозу в их лице. Ваше мнение.


 


– Официальное духовенство дискредитировало себя своей беспринципностью и конформизмом. Вспомните хотя бы один случай, когда ДУМ или Православная епархия оспорили решение правительства или вступили в полемику с властями. Абсолютное послушание, тупое и бесприкословное подчинение. В окружении деморализованного и деградирующего духовенства, взоры молодых людей обращаются к зарубежным миссионерам.


 


Значительное влияние на умы людей оказывает открытое информационное пространство. Нам не следует бояться многообразия в религиозной жизни. Вспомните, как пугали нас в свое время многопартийной системой и открытой экономикой.


 


Арман:


 


– Почему ни одно религиозное течение не представлено в Парламенте РК, неужели верующее большинство Республики не хочет активно участвовать в развитии гражданского общества?


 


– Все религиозные институты находятся под жестким контролем государства. Верующие рады, да власть этого не желает. Зачем ей чужие мнения и советы, неуправляемые лидеры и харизматичные личности. Для нее это лишние проблемы и головные боли. Поэтому людям упорно навязывают идею отделения религии от государства, насаждается тотальная покорность и послушание, а подготовка к загробной жизни преподносится как главная задача верующих.


 


Людмила, Тараз:


 


– Почему представители Мусульманского духовенства не участвуют в борьбе с коррупцией, неужели это не входит в приоритеты развития здорового общества?


 


– СМК выступал с публикациями против коррупции в Каз ГНУ им. Аль Фараби, суицида студентов в АГУ им. Абая и Каз НТУ им. Сатпаева. На IV Гражданском форуме мы потребовал отставки министра образования. Мы неоднократно призывали власти пресечь хищения в КСК. Это далеко не полный перечень наших инициатив. Что касается индифферентности официального духовенства – Всевышний Аллах им судья!


 


ИСТОЧНИК:


Сайт «Зона»


http://www.zonakz.net/articles/30103


Опубликовано 2 июля 2010 г.


Добавить комментарий

Смотрите также