• Главная
  • >
  • «Культура мира» вместо «идеологии противостояния»

«Культура мира» вместо «идеологии противостояния»

15.07.2010

Более двадцати столетий назад великий древнегреческий философ  Аристотель сделал вывод, что человек – животное общественное, а потому в своём поведении должен руководствоваться не инстинктами, а разумом и действовать в соотношении с общественным мнением. Не вдаваясь  в исторические коллизии по поводу продвижения данного утверждения в практику, сегодня мы имеем правовую фиксированную систему  взаимных прав, свобод и обязанностей человека и общества.


 


Вполне понятно, что общечеловеческое  взаимопонимание, сотрудничество цивилизаций, культур и конфессий, мирное сосуществование  различных традиций и ценностных ориентаций невозможны без свободы совести в максимально широком правовом понимании. Главным в данном случае должно являться «золотое правило человечества» – не навреди ближнему. А это, в свою очередь, сопряжено не только со многими противоречиями в философской трактовке, но и притязаниями государств на мировой арене.  


 


КОНЕЧНАЯ ИСТИНА ИЛИ ПРАКТИКА ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ?


 


Кроме узких специалистов в области религиоведения, мало кто знает, что в ноябре 1998 года Конгресс США принял акт «О международной свободе вероисповедания». Как заявил во время подписания акта Билл Клинтон, президент США на тот период, защита религиозных свобод за рубежом является центральным элементом внешней политики. Американским дипломатам было дано указание систематически предоставлять доклады о состоянии религиозной свободы  в странах их аккредитации, уделяя большее внимание вопросам религиозной свободы. Принятый акт приобрёл упреждающий характер, так как поставил страны  мирового сообщества перед ультиматумом: либо будут признаваться американские ценности и американская модель государственно-церковных отношений, либо прекращается финансовая помощь и культурные контакты. Для многих стран, чья экономика зависит от США, этот документ стал своеобразным дамокловым мечом и средством давления  на правительство. Самое интересное заключается в том, что Госдепартаментом США – разработчиком акта – постоянно подчёркивается факт его соответствия Всеобщей декларации прав человека. Между тем, в Декларации (ст. 29) сказано, что «человек должен подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других».


 


Таким образом, данный акт для США является весьма удобным прикрытием для расширения сфер своего влияния под благовидным предлогом соблюдения свободы совести во всём мире.


 


КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ   РЕАЛИИ


 


Республика Казахстан, как и все постсоветские центральноазиатские государства, в полной мере столкнулись со всем спектром религиозной палитры: от идеологического заигрывания и тотального отрицания и преследований  верующих  в советский период до конфессионального ренессанса в годы независимости. По официальным данным, в настоящее время в Казахстане сосуществуют 46 религиозных конфессий, начиная от традиционных  ислама и православия  и заканчивая религиозными новообразованиями  ХХ века.


 


Можно достаточно долго и вполне обоснованно перечислять факты плюрализма религиозной жизни Казахстан. Причём не только в крупных мегаполисах, но и в мононациональной сельской глубинке.  Но суть в другом. Толерантность, заложенная в природе казахского народа, получила в настоящее время качественно новый импульс  своего развития. Безусловно, одним из главных показателей демократизации религиозной жизни страны является внутриполитическая стабильность, которая в свете террористических взрывов в России, политической  нестабильности в Афганистане и Киргизии, приобретает огромную качественную значимость. Эта стабильность, в частности, основывается на возникающих и позитивно разрешающихся межконфессиональных и внутриконфессиональных конфликтах. И это нормальная практика, так как без противоречий  и их преодоления не будет движения вперёд. В этой связи уместно  напомнить известную  пословицу: полное единство бывает только на кладбище. А религия и государство, их взаимоотношения – живой организм, со всеми присущими ему  положительными и отрицательными сторонами.  


 


Когда знакомишься с содержанием очередного доклада госдепартамента США по правам человека в отношении религиозных свобод в Казахстане, поневоле складывается впечатление об его ангажированности в угоду конкретным политическим приоритетам и сложившемуся на  момент  написания раскладу сил на мировой арене. Даже в ущерб национальной безопасности суверенного Казахстана, о которой разработчики доклада, вероятно задумываются в последнюю очередь. Вполне нормальное явление, когда страна прилагает определённые усилия, пресекая распространения религиозного экстремизма, чему, в частности, например, способствует институт миссионерства. И критику со стороны отдельных правозащитных организаций следует воспринимать сквозь призму  сворачивания демократических свобод в самих США после известных событий 11 сентября 2001 года.


 


Относительно недавно в России была образована новая парламентская структура – Комиссия по изучению практики обеспечения прав человека и основных свобод, контролю за их обеспечением в иностранных государствах. Её цель «…расширение возможностей равноправного и полноценного участия России в обсуждении правозащитной проблематики на международной арене, установления обоснованных и недискриминационных  международных критериев в этой области, контроля  за их добросовестным  применением в международной практике».


 



Возможно на уровне Парламента РК либо авторитетной неправительственной  организации, к примеру, Гражданского Альянса Казахстана, следует  образовать аналогичную российской  аналитическую структуру? Чтобы мы могли квалифицированно говорить, а не оправдываться, доказывать и проводить аргументированные аналогии в отношении, допустим, тех же двойных стандартов по соблюдению прав человека, а не быть в положении бедных родственников.


 


Это предложение в полной мере укладывается  в рамки недавно разработанного и успешно реализуемого Национального плана действий  в области прав человека В Республике Казахстан на 2009-2012 годы. Не надо быть большим провидцем, чтобы предположит в недалёком будущем  усиление  «правозащитной тематики» в формах давления на Казахстан. И такая  структура будет как нельзя кстати для работы на опережение.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Южный Казахстан» №75


Опубликовано 4 июля 2010 г.


 


Добавить комментарий