• Главная
  • >
  • На форумах религиозных лидеров в Баку и Астане превалировали акценты разного толка

На форумах религиозных лидеров в Баку и Астане превалировали акценты разного толка

17.05.2010

ДЕКЛАРАЦИЯ ПО КАРАБАХУ


 


В этом году саммит религиозных лидеров мира перекочевал из Центральной Азии в Закавказье. Из Астаны в Баку. Может быть, именно поэтому на бакинском саммите имели место некоторые чисто специфические региональные акценты. Уже во время первого дня работы съезда, 26 апреля, религиозные лидеры Азербайджана, Армении и России подписали декларацию по Нагорному Карабаху.


 


В тот же день президент Азербайджана Ильхам Алиев принял в Баку Католикоса всех армян Гарегина II. Сообщалось также, что в бакинском саммите приняло участие более 250 представителей различных конфессий из 33 стран мира. Израильские религиозные лидеры бакинский форум проигнорировали. Не исключено, что еще свежим является скандал, возникший на прошлогоднем саммите в Астане: в первые часы съезда, когда слово перешло к почетному гостю – президенту Израиля Шимону Пересу, один из представителей иранской делегации демонстративно покинул зал.  


 


КРЕМЛЬ ХОЧЕТ ВЕРНУТЬ ПОЗИЦИИ


 


В отличие от астанинского форума 2009 года, саммит в Баку был отмечен особой активностью российской стороны. Достаточно сказать, что сопредседателями бакинской встречи лидеров мировых религий были Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и глава Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюр Паша-заде.


 


Организатором саммита был Межрелигиозный совет СНГ. Участникам саммита было оглашено приветственное послание президента России Дмитрия Медведева. Возросшую активность российской стороны можно объяснить как попытку частичного возвращения несколько подутраченных монопольных позиций Москвы в исламских республиках СНГ.


 


Президент Азербайджана Ильхам Алиев в саммите участвовал, но не настолько активно, чтобы о нем говорили, что он использовал этот форум для своих личных целей.


 


ДИФИРАМБЫ НА СЪЕЗДАХ В АСТАНЕ


 


Тема президентского пиара особенно сильно звучала во время проведения подобных религиозных форумов в Казахстане.


 


Первый состоялся в 2003 году. Следующий – через три года. Кстати, на съезде лидеров мировых религий в 2006 году в Астане предложили выдвинуть кандидатуру президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на присуждение Нобелевской премии мира.


 


Последний съезд состоялся в июле 2009 года. По мнению наблюдателей, для казахстанской власти было очень важным развеять сомнения, звучавшие в мире по поводу того, что Казахстан не заслужил быть председателем ОБСЕ. Июльский форум как раз и был призван стать трибуной похвал в адрес Казахстана как одной из самых толерантных стран мира.


 


В этой связи председатель Алматинского Хельсинкского комитета Нинель Фокина отмечала, что такие мероприятия, как форумы мировых религий, не более чем масштабная пиар-акция для руководства страны. По слова Нинель Фокиной, форум не оказал позитивного влияния на ситуацию со свободой слова и свободой вероисповедания в Казахстане.


 


Подобное мнение разделяет и один из оппозиционных политиков Петр Своик. «Такое явление, как съезд мировых и традиционных религий, – это обыкновенная придумка, – говорит Петр Своик. – Съезд придуман в головах казахстанских политтехнологов ради определенных политических дивидендов. Думать, что этот съезд сможет решать проблему межконфессиональных и межнациональных проблем, не приходится. Это мероприятие рассчитано только на то, чтобы использовать религиозную оболочку как некий декор исключительно с пользой для себя, не более того».


 


На бакинском съезде прозвучала еще одна тема, которая, по всей видимости, не вызвала бы особенный восторг как у азербайджанского президента Ильхама Алиева, так и у его коллеги из Казахстана Нурсултана Назарбаева.


 


На фоне регулярных сообщений в мировой прессе о многомиллиардных состояниях обоих глав государств и членов их семейств своеобразным контрапунктом звучит такое положение декларации бакинского саммита: «В доминирующей политической и экономической культуре ценность человека и народа нивелируется алчной погоней за материальным благополучием, комфортом, развлечениями».


 


ИСТОЧНИК:


Радио «Азаттык»


http://rus.azattyq.org/content/religion_forum_astana_baku/2041276.html


Опубликовано 14 мая 2010 г.


 


Добавить комментарий