Коран, заброшенный за спину

29.04.2010

Как только в разговоре с тем или иным религиозным деятелем мой собеседник начинает уверять меня, что Бог создал Землю за шесть дней и что она является центром мироздания, как я тут же начинаю думать: «Или он меня считает полным профаном, не знающим азы астрономии, или он сам такой профан, не окончивший школы?» И тогда я начинаю быстро собираться, говоря собеседнику: «Ой, извините, совсем запамятовал.


У меня в другом месте назначена встреча, опаздываю. Может, поговорим в следующий раз?» Чего не скажешь об Аслбеке Мусине, лидере общественного объединения «Изги Амал», человеке глубоко эрудированном, убежденном в том, что без пересмотра устаревших подходов к исламу невозможно плодотворное освоение и использование огромного потенциала этой религии.


 


ЛИТЕР-Неделя: Ислам и реформы. Уместно ли в принципе употребление слова «реформа» в контексте с религией?


 


А.М.: Прочитав Коран, можно увидеть, как красной нитью в нем простирается весть о посланниках, передающих слова Откровения людям. Коран говорит о том, что человечество в определенные моменты своей истории сталкивается с призывом пророков, который заключается в двух постулатах – Единый Бог и Писание. Если мы прочитаем Коран таким образом, то поймем, что Бог подразумевает не отдельных людей времен ниспослания, а конкретную ситуацию, связанную с жизнью и окружением каждого из нас в любое время. Потому что Коран – это Послание для всего человечества, для всех миров и на все времена, а конечным его адресатом является каждая отдельно взятая душа и личность. Таким образом, отраженные на страницах Откровения ситуации актуальны в каждом поколении и для любого времени.


 


Коран утверждает, что люди в большинстве своем отнесутся к призыву пророков негативно и будут плести заговоры против Послания. Поэтому логично будет предположить, что действия, замыслы и намерения этих людей будут иметь практическое выражение. Бог говорит в Коране, что «они пытаются затушить Свет своими устами. Они предаются пустым разговорам, выдумывают разные пустые истории, различные притчи, примеры. Плетут заговоры на уровне высоких собраний (элит)». Но Бог объявляет элитарные группировки преступными по своей сути, преследующими совершенно иные цели взамен тех, которые Бог послал для человека в качестве определяющих. Это касается любых форм элитарности, от политэкономических до религиозных. Особое внимание в Коране уделено проблеме жречества как элитарной корпорации посредников между Богом и человеком. Естественно, что подобная форма элиты в Коране категорически осуждается.


Итак, те цели, которые общество по указке элит ставит для себя в качестве определяющих, как-то: материальное процветание, изобилие, накопление, могущество, экспансия, превосходство и связанные с этим качества стяжательства, алчности, эгоизма и т.д., Бог называет ложными заменителями подлинных целей. Идеологические обоснования ложных целей в виде философий, религий и учений, выдуманные жрецами, Бог объявляет идолами, пустыми, выдуманными именами. Идолами, которым поклоняются люди, осуществляя под их знаменами свою деятельность.


 


Таким образом, элиты, связанные с оппозицией пророкам, создают и нагнетают напряженность по отношению как к самому посланнику, так и в отношении его окружения – искренних последователей призыва. На людей, избравших в качестве приоритетных целей божественную систему, осуществляется постоянный прессинг. И это, как мы знаем, происходило всегда, во времена разных пророков. Потому что всегда были и есть люди, обладающие весьма неблагородными личными качествами, не в меру честолюбивые и властолюбивые, которые свои внутренние амбиции, цели ставят выше целей Бога. А цели Бога – это простые цели. Есть Бог – Творец, Создатель, от которого все пришли, к которому все вернутся. Жить нужно в соответствии с этим принципом, и в каждом мгновении своей жизни иметь это в виду, не поддаваясь своим внутренним, эгоцентричным позывам. Поскольку эта жизнь, как материальная реальность, является лишь полем для испытания человека, пространством для теста, который человек должен пройти, преодолеть искушения и соблазны, превратив их в инструменты для достижения высших целей. Однако для большинства людей это недоступно, поскольку амбициозное элитарное меньшинство использует в своих заговорщицких целях невежественное инертное большинство. В результате создается Традиция, поглощающая послание пророков и покрывающая его ложью – мифами, историями, баснями и прочими выдумками.


 


ЛИТЕР-Неделя: Раз уж мы заговорили о традиции, я бы хотел указать на еще одно ее свойство. Тяжело отклоняться от традиционных представлений, подниматься над ними. Большинство вряд ли согласится на реформы. Потому что на протяжении сотен лет культивировался традиционный взгляд на ислам. Следовательно, ломать существующую религиозную систему вряд ли кто решится, если только вы не докажете крайнюю необходимость такой ломки.


 


А.М.: Здесь я хочу обратить внимание на один из аятов Корана (25:30), в котором Бог говорит, что в Судный день пророк Мухаммад будет обвинять своих последователей в том, что они забросили Коран. Это единственное, что Мухаммад, согласно Корану, будет говорить на Судном дне. Интересен дословный перевод с арабского языка тех слов данного аята, которые приведены в Коране в качестве описания этой ситуации. Пророк Мухаммад скажет буквально следующее: «Господи! Мой народ забросил этот Коран за спины». Здесь слово «махджуран», которое традиционно переводится как «оставленный позади», точно передает смысл повествования пророка. Изучение этимологии этого слова дает нам еще несколько удручающих смыслов: нечто «связанное» или «застывшее». Известно, что арабы осуществляли «махджур» со своими верблюдами, которым перевязывали ноги и оставляли у себя за спиной, чтобы те никуда не убежали. Сами, осуществляя какую-то деятельность, уходили вперед, а верблюда оставляли позади. Фактически жалоба Мухаммада на своих последователей будет состоять в обвинении их в том, что они отвернулись от Корана, отведя ему лишь второстепенную, формальную роль чего-то оставленного позади в связанном, неподвижном, закоснелом состоянии. Здесь мы можем обнаружить ключ к пониманию того, что нам нужно делать, чтобы не попасть в число тех, о которых будет говорить Мухаммад во время Страшного суда. То есть нам надлежит сделать нечто, чтобы Коран не оставался за нашими спинами. Поэтому самое главное, что мы должны сделать – это вынести Коран перед собой, то есть сделать его объектом своего непосредственного концентрированного внимания. Сконцентрироваться на Коране! В сегодняшних условиях это мы можем сделать только за счет отказа от иных источников. От иных интерпретаций, толкований, ссылок и вообще от иных религиозных писаний, которые традиционное мусульманство имеет и которые, по моему глубокому убеждению, явятся причиной такого тяжелого обвинения со стороны Мухаммада в Судный день. Потому что, если ты забросил Коран за спину, то, соответственно, ты что-то перед собой вынес, и это не Коран. Конкретно этим впереди стоящим источником для подавляющего количества мусульман является так называемая «сунна пророка». Хадисы, тафсиры, весь корпус мусульманской фиксированной в литературных источниках традиции, который заслоняет от нас свет, низведенный в Коране. Отталкиваясь от этих внекоранических источников, мы свою способность к самостоятельной, независимой интерпретации Корана связали, как верблюда, и бросили назад. Таким образом, наше понимание Корана осталось далеко позади в VII, VIII, IX веках средневековой пустыни. Поэтому реформы должны быть направлены еще и на это.


 


ЛИТЕР-Неделя: Если мы с вами говорим о необходимости реформ в исламе, не означает ли это, что на каком-то отрезке развития религии произошла фатальная ошибка, на которой мусульмане построили ту веру, которая сегодня нуждается в коренном пересмотре. И если это действительно так, то в чем она заключалась?


 


А.М.: Не буду углубляться в детали, скажу только, что на некоем временном отрезке победу одержали неправедные. Кто-то сказал, что история пишется победителями, на самом деле это полуправда. Не только история, но также все остальное, начиная с традиции и заканчивая политикой, пишется победителями. В нашем случае победители были неправедные, что отразилось на всей системе, сохранившейся без изменений до наших дней. Соответственно, эта система также является неправедной, и доказательств тому существует великое множество. Достаточно посмотреть на состояние нынешних мусульман, населяющих пространство стран так называемого исламского мира. Достаточно провести сравнение между словами Бога в Коране, где Он обещает победу и процветание верующим, и реальностью, в которой оказалось традиционное мусульманство как продукт системы антитезы Корана.


 


ЛИТЕР-Неделя: Известны ли вам другие, в том числе успешные, примеры исламских реформ в истории и к чему они приводили?


 


А.М.: Примеров немного, но они есть, более того, эти реформы осуществляются у вас на глазах. Мы сегодня являемся реформаторами, бросившими вызов той системе и наследию, о которых было сказано выше. Если говорить о реформах, проводившихся до нас в мусульманском пространстве, то, несомненно, достойный и, к сожалению, последний пример – это жизнь и деятельность упомянутого нами Абдуллы ибн Зубайра, до конца защищавшего религию одного Бога. После него никто не призывал верующих к одному Корану. Таким образом, без преувеличения можно сказать, что мы – это первая реформаторская волна после той утратившей силу, провозглашавшей коранические принципы в качестве приоритета в понимании и интерпретации религии. Эти принципы следующие. Первый принцип – независимое понимание Корана посредством самого Корана. Второй – научный принцип, обоснованный рациональной и опытной функциями человека. Третье – это призыв к поклонению одному Богу в обход посредников в виде корпоративного жречества. Все эти принципы ясно изложены в Коране.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Литер»


http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=2131&Itemid=5


Опубликовано 29 апреля 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также