Свято место пусто

20.04.2010

Прихожане церкви Казанской иконы Божьей Матери в селе Жамбыл – единственного православного храма, расположенного вдоль 350-километровой трассы от Павлодара до Семипалатинска, – накануне Пасхи обвинили своего священника в… прогулах. А в том, что церковь, построенная 5 лет назад на народные деньги, не стала в этом году врачебной амбулаторией, заслуга… местного муллы.


 


Местную администрацию, благочинного церквей Павлодарского округа и даже архиепископа измучил жамбылский чудак – дед Иван. Он жаловался, ругался, хлопотал о сохранении сельского храма. Почти слепой 80-летний ветеран труда и участник освоения целины Иван НАСТЮШЕНКО, которого в селе считают немного « не того» , тратит на поддержание храма большую часть своей пенсии.


 


– Заходим внутрь, он начинает все ощупывать, – рассказывает сельчанин Михаил КОВАЛЕНКО, читающий в храме по воскресеньям акафист. – Там постоянно что-нибудь исчезает. Подходит к чаше со святой водой – нет кружки. Ковыляет со своей палочкой в магазин и покупает ее. Закончилось масло в лампадках – семенит за растительным маслом. За церковным же в город не наездишься. В прошлую зиму договорился со знакомыми и привез из Экибастуза две машины угля, но топить в церкви никто не стал. И Иван Иванович раздал уголь желающим.


 


Семь лет назад старик добился возведения этого просторного храма – выпросил у властей заброшенный дом и на первом этапе взял стройку на себя. Потом подключились народ и акимат, местные бизнесмены и организации, христиане и мусульмане. Настюшенко следил, чтобы здание соответствовало православным канонам, сам столярничал и, несмотря на возраст, даже устанавливал купол. Потом ездил по церквям области, собирал иконы.


 


– Мой дед Степан ПОНОМАРЕВ строил Вознесенский собор в Алма-Ате, потом жил при церквях пономарем, – рассказывает он. – Ну и я решил: продолжу семейную традицию. Я ведь в этом селе 50 лет живу, здесь жену встретил, детей вырастил, овдовел. Храм для села – это благо. Когда мы закончили строительство, прибыл аким области Кайрат НУРПЕИСОВ, посмотрел – а за церковью руины. Спрашивает: « Это что за сарай? Я отвечаю: « Наш дом культуры» . Он распорядился выделить из бюджета 20 миллионов и восстановить ДК. На церковь аким пожертвовал свои 30 тысяч тенге.


 


А потом в храме, открытом с помпой 5 лет назад, власти чуть было не разместили врачебную амбулаторию. Уже частично разобрали ограждающие церковь освященные бетонные плиты, которые пошли на пол в доме культуры, вывезли доски, заготовленные дедом Иваном для возведения колокольни, срезали водопроводные трубы. Даже сваренную Настюшенко металлическую лесенку, чтобы окна красить, и ту унесли.


 


– Своего батюшки здесь нет, священник приезжает только по большим праздникам, содержать церковь не на что. Поэтому мы хотели ее большое здание отдать под врачебную амбулаторию, а храму выделить небольшое помещение, чтобы затрат на содержание меньше было, – рассказывает аким Жамбылского сельского округа Нурман АЙТУГАНОВ. – Игумен Амфилохий дал « добро» , но сейчас от этой идеи мы уже отказались.


 


– Жители не раз обращались в епархию, чтобы в Жамбыл направили священника. Был бы свой батюшка, и проблем с содержанием церкви и его самого не возникло, – считает бывший замдиректора совхоза, ныне местный бизнесмен Ержан КАУМЕТОВ. – У нашего муллы, который, кстати, выступил против устройства в храме амбулатории, свое большое хозяйство. Оно его кормит, а мечеть помогаем содержать мы, сельчане. И церкви готовы помогать и фермеры, и мусульмане и христиане, раз народ ее построил.


 


Храм закрыт, вот и прихожан нет, считают местные жители. Отец Артемий помимо Жамбыла ведет службы еще в Христо-Рождественском храме Павлодара, церкви поселка Ленинский, а также в колониях. По словам сельчан, последний раз батюшка приезжал сюда 4 ноября прошлого года.


 


– А у меня другая информация, священник в этом приходе бывает регулярно, раз в месяц, он лично мне отчитывается, – не верит сельчанам благочинный церквей Павлодарского округа игумен Амфилохий. – Вы знаете, что этот приход посещают три, максимум пять человек?


 


Иван Иванович поясняет:


 


– Вывешу объявление, что будет батюшка, народ приезжает за 20 километров, а его нет. Постоят люди, поругаются, плюнут и уедут.


 


По словам сельчан, в те редкие праздники, когда отец Артемий находит время для жамбылцев, церковь полна людей, православные приезжают из ближайших сел – Лебяжье, Шарбакты, Черное. Как-то Иван Иванович завел специальный журнал и попросил отца Артемия расписываться, когда приезжает. Так и рассорился со священнослужителем.


 


– Мы и экскурсии учеников в храм начинали водить, потому что в школах ввели факультативный курс религиоведения, – говорит учитель начальных классов жамбылской школы Екатерина ГЕНШ. – Верующие пост держат, хотели бы причащаться, а негде. И умерших некому отпевать.


 


– Получается, в области открыли столько церквей, что теперь не хватает священников? – спрашиваю я у игумена Амфилохия. – Или батюшкам просто в селе сегодня не на что жить?


 


– Священников везде не хватает. Но проблема не в наличии храмов на селе, а в отсутствии духовности и нравственности у людей. И почему вас это интересует, занимайтесь другими делами. Если выйдет эта статья, я обращусь к вашему руководству и в управление внутренней политики области. А Настюшенко – неадекватен.


А когда-то, лет пять назад, священнослужители охотно разрешали писать и о торжественном открытии храма Казанской иконы Божьей Матери, и о Настюшенко. А в издающейся в Павлодаре газете «Благовещение» прежний благочинный церквей Павлодарского округа игумен Иосиф называл деда Ивана не иначе как «руководитель православной группы жителей села» и «неутомимый главный строитель».


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Время»


http://www.time.kz/index.php?newsid=15493


Опубликовано 8 апреля 2010 г.


Добавить комментарий