• Главная
  • >
  • Они пляшут и поют - в общем , весело живут

Они пляшут и поют – в общем , весело живут

20.11.2009

Сегодня суфизм наряду с фэн-шуем и уфологией – признак любого мало-мальски интеллигентного человека (именно мало-мальски). А особенно всякой уважающей себя современной женщины, которая продвинулась дальше бесконечного бразильского сериала и поднялась выше крыши «Дома-2», но пока еще не прочитала ни одного научно-популярного журнала из-за отсутствия там гламурных иллюстраций.


 


Суфизм (или то, про что думают, что это суфизм) заполнил духовный вакуум, который образовался во многих душах на рубеже тысячелетий. Ну так и поговорим в ближайших выпусках о суфиях, шейхах, пирах, дервишах, факирах и их месте в нашей цивилизации. Тем более что к Казахстану они ближе, чем фэншуйцы и уфологи.


 


Рафинированные скучающие дамочки, «исповедующие суфизм» и регулярно посещающие модные тренинги, если и подозревают, что кто-то таким образом делает свой бизнес на «макияже девственно-чистых мозгов», объясняют все своей недостаточной продвинутостью. Куда чистосердечнее художники, инсталляторы и перфомансисты, для которых образ дервиша – лишь маска, надев которую можно подзаработать или просто выделиться в толпе.


 


Ну а коли сдернуть маску, то какими были настоящие дервиши? Вопрос непростой в силу его неоднозначности. Суфизм принимал множество форм и обличий, потому что был не догматическим учением, а живым средством, путем которого предпринималась попытка достичь желанного. А желанным было экстатическое слияние с Божеством. При этом у каждой школы и каждого направления были свои методы и свой «фирменный стиль», который воспринимался сторонними наблюдателями как артистическое чудачество.


 


Кстати, интерес Европы к суфизму появился тогда, когда столица Османской Турции в XIX веке стала открытой для иностранных туристов. Танцующие дервиши были такой же непременной частью программы посещения Стамбула, как Айя-София и кладбища Скутари.


 


Классический ислам – порождение того же теологического котла, который дал миру вначале иудейство, а потом христианство. Оформившийся позже ислам как религиозная система изначально был строже и рациональнее. Но очень быстро религия Мохаммеда столкнулась с ожидаемой дилеммой – оставаться учением для одного народа или же, поступаясь принципами, двигаться под зеленым знаменем по всему миру. Уже при первых халифах мусульманство решительно тронулось вторым путем, взяв курс на экспансию, миссионизм и вынужденную модернизацию.


 


Понятно, что столкновение с ближайшей цивилизацией (речь идет о Персии), устои которой были диаметрально противоположными устремлениям арабов-кочевников, привело к такой трансформации изначального учения Пророка, которая навсегда покончила с мечтой о братском единстве. Не случайно во многих суннитских странах номинальные «братья»-шииты приравнивались к неверным.


 


Вспомним, что обычными рабами на рынках мусульманской Средней Азии были не кяфиры из России, а именно мусульмане-персы, захваченные мусульманами-туркменами. Именно на землях мистически настроенной Персии и появился суфизм. Изначально – в форме многочисленных учений и сект, чьи апологеты часто заканчивали свои опыты слияния с божеством банально: их мертвые головы, мастерски отделенные точными ударами умелых палачей, на долгие месяцы оставались «украшениями» городских ворот и базарных площадей – в назидание другим.


 


Следующая значительная «уступка» возникла в связи с вовлечением в правоверное лоно тюрков – тоже кочевников, но приобретших свою ментальность не под пальмами знойной Аравии, а гораздо севернее – в бескрайних степях Центральной Азии. Чтобы завладеть умами и чаяниями шаманистов-тюрков, исламские миссионеры решили испробовать методику персидских мистиков. Получилось. Вот тогда-то суфизм перерос свою еретическую стадию и превратился в механизм духовного присоединения разных народов. Великая исламская империя турок-османов вообще превратила его в свою неофициальную надрелигию.


 


Вернемся в Стамбул. Маршрут морского трамвайчика по Золотому Рогу обычно заканчивается у пристани Эйюб. Здесь невдалеке находится одна из главных святынь исламского мира – могила Эйюба Ансари, знаменосца самого Пророка, погибшего под стенами Константинополя. Арабам взять город так и не удалось. Однако культовая значимость этого места такова, что именно тут венчались на царство, опоясываясь мечом Османа, все турецкие султаны. А проводил обряд не кто иной, как шейх наиболее влиятельного в Стамбуле дервишского ордена Мевлеви.


 


В самом же начале Золотого Рога, на Константинопольском мысу, находится старый сераль – бывший дворец султанов Топкапе. В одном из дворцов сераля находится знаменитый платан-янычар (на фото вверху), чья история связана с апофеозом всесильного корпуса. Эпоха янычар закончилась знаменитой «стрелецкой казнью» в Стамбуле при султане Махмуде II, уничтожившем своих вышедших из повиновения гвардейцев в 1826 году. Но мало кто знает, что вместе с янычарами была истреблена и их духовная вдохновительница – суфийская секта бекташей.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Экспресс-К» № 219


http://express-k.kz/show_article.php?art_id=34704


Опубликовано 20 ноября 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также