• Главная
  • >
  • Грозит ли казахстанской армии синдром майора Хасана?

Грозит ли казахстанской армии синдром майора Хасана?

11.11.2009

В минувшую пятницу военный психиатр (психолог) майор Малик Нидаль Хасан, палестинец по происхождению, расстрелял 13 военнослужащих и ранил 30 на военной базе Форд-Худ в Техасе. Утверждают, что когда он их расстреливал, то при этом кричал «Аллах Акбар!».


 


Кстати, пока я пишу эти строки, президент США Барак Обама прибыл на эту военную базу, чтобы почтить память погибших. Ранее он выразил соболезнование родным и близким погибших военнослужащих.


 


С другой стороны следствие выясняет, связан ли был майор Хасан с мусульманскими террористическими группировками. Пока это неизвестно, хотя утверждается, что уже перехвачена его некая электронная переписка с подобными организациями. Однако, с учетом того, что он остался жив и его состояние сейчас оценивается как стабильное, хотя и был тяжело ранен ответным огнем женщины-военнослужащей, он будет допрошен и вскоре тайное станет явным.


 


Конечно, из соображений политкорректности, а также из соображений национальной безопасности политическое и военное руководство США сейчас делают необходимые заявления, направленные на предупреждение антимусульманских настроений в обществе и армии.


 


Вместе с тем, не будет секретом, что теперь за американскими мусульманами, особенно, военнослужащими, будет усилена политическая слежка. Кстати, как раз недостатки подобной политической слежки армейского руководства за майором Хасаном и собирается расследовать известный американский сенатор Джо Либерман.


 


Конечно, 13 убитых и 30 раненых – страшная цифра и трагедия! Но если подняться выше обывательского восприятия этого происшествия, то мы можем видеть еще более угрожающую проблему – а что будет, если в армии США евреи начнут прежде всего служить Израилю, палестинцы – Палестине, мусульмане – будет помогать своим мусульманским братьям из тех стран, с которыми воюет США? Подобная перспектива представляется более чем ужасной! И не особенно фантастической! Достаточно вспомнить неоднократные случаи, когда те же евреи – сотрудники ЦРУ начинают предавать США и работать на разведку Израиля.


 


Однако евреи – почти свои для США, поскольку Израиль для США является стратегическим союзником и войны между ними никогда не будет. Другое дело – мусульманские страны. Поэтому, другое дело – мусульмане, даже если они и стопроцентные американцы. Иначе говоря, для американского страшнее страшного была перспектива, если их военнослужащие начнут выполнять команды, исходящие извне США, в том числе по религиозным каналам. Представляете себе палец правоверного мусульманина – пусть он и сто раз будет американцем! – на ядерной кнопке!?


 


Однако думается, что мусульманскую проблему в своей армии США пережуют и переживут! Другое дело – такая маленькая численности своего населения страна, как Казахстан. Сможет ли казахстанское политическое и военное руководство всестороннее и глубоко проанализировать «феномен майора Хасана», чтобы извлечь из него необходимые уроки, или же уроки сделают другие, быть может последователи майора Хасана? Вот в чем заключается практическое значение нашей статьи на заданную нами же тему.


 


Смогут ли конструктивные силы в Казахстане извлечь урок из явления майора Хасана?


 


Если посмотреть на официальные праздничные религиозные мероприятия, то может показаться, что с исламом у нас все нормально, поскольку, мол, раньше без «официального» ислама было плохо. И число мечетей растет хорошими темпами, и число верующих прибавляется, и структура мусульманских священнослужителей выстроена под вертикаль Духовного управления мусульман Казахстана, которая в свою очередь более чем лояльно относится к существующему режиму и конкретным лицам – власть предержащим.


 


Кроме того, в Казахстане удалось как бы органично соединить доктрину ортодоксального ислама с народными языческими традициями. Наиболее яркий примером этого является то, что в Казахстане мусульманский праздник Курбан-байрам празднуется как государственный, а также как государственный праздник отмечается языческий весенний праздник Наурыз. Кстати, в следующем году казахстанцы в Наурыз будут отдыхать три дня.


 


А если учесть, что верующие казахи на 99 процентов являются суннитами и в Казахстане между суннитами и шиитами нет никаких трений, то в области как доктрины ислама, так и при практическом отправлении культа нет никаких проблем.


 


Вместе с тем даже официальная печать иногда бьет тревогу – в основном от того, что в Казахстане неуклонно растет число мусульманских сект в виде различного рода салафитов, сторонников язычества, так называемых коранитов и так далее и тому подобное. И некоторые из них уже создают не только разного рода виртуальные проблемы, как например, наивная идея тенгрианства, проповедуемая поэтом Ароном Атабеком из-за тюремной решетки, или идеи тех же коранитов, авторы которых хотели бы наверное, чтобы общество на них обратило внимание хотя бы в Интернете.


 


Есть среди исламских сект и такие, за членами которых активно охотятся спецслужбы, и когда эта охота успешно завершается, то остальное – расследовать уголовное дело и осудить их – остается лишь делом юридической техники. Одно время часть тех же салафитов-ваххабитов успела податься в политкорректную Европу. Однако в последнее время та же Европа серьезно подумывает о том, как бы вернуть Казахстану его салафитов-ваххабитов.


 


Все это говорит о том, что у ислама в Казахстане есть определенные проблемы. А если быть более точными, то видимо, следует сказать, что у Казахстана с исламом есть определенные проблемы. А поскольку принято говорить, что армия есть часть общества, то проблема с исламом не может миновать и армию.


 


Наглядным подтверждением того, что эта проблема есть в казахстанской армии является недавний страшный случай, когда двое офицеров (один из них – бывший) перерезали горло своему сослуживцу-офицеру, как утверждает предварительно следствие, – на религиозной основе. А когда впоследствие их окружили и предложили сдаться, то они с криком «Аллах акбар!» открыли огонь, и в результате ответной стрельбы были убиты.


 


Правда, нельзя не отметить того, что после этого случая в некоторых СМИ появились статьи, в которых были подвергнуты жесткой критике бездействие таких институтов, как особые отделы КНБ в армии и замполиты, которые как раз и должны заниматься политическим доглядом, а если надо, и сыском в отношении военнослужащих. Особенно на предмет того, не получают ли они задания извне, – в том числе и по религиозным мотивам, – вместо того, чтобы управляться только своими командирами.


 


Что же касается религиоведческих исламских проблем, то трудно не обратить внимания на тот факт, что та же секта коранитов, – хотя ее основатели упорно открещиваются от подобного ее определения, – пытается реформаторски подойти к основным мусульманским догмам. По большому счету и в других, так называемых экстремистских религиозных сектах, происходят попытки по иному трактовать исламские догмы, нежели как это делается в рамках Духовного управления мусульман Казахстана.


 


По большому счету подобные замашки не являются просто плодом ума, которому нечего делать. Казахстану и казахам, если государство и общество хотят выжить, используя при этом исламскую религию, необходимо как-то реформировать ее, приспосабливать ее под свои культурные и финансово-экономические нужды, иначе ислам может приспособить государство и казахскую нацию под себя. Другое дело, какой это будет ислам – арабский, турецкий или иранский?! Иначе говоря, на реформирование ислама в Казахстане есть спрос, поэтому кое-кто пытается сделать соответствующее реформаторское предложение.


 


Проблемы ислама – или, с исламом! – в Казахстане есть и в области политики и даже в финансово-экономической системе. Начнем с последнего.


 


Так, известно, что в Казахстане в принципе разрешена деятельность нескольких исламских банков. Пока речь не идет о полном переходе к исламскому банкингу. Однако начало положено. И это – не просто экзотическое проявление так называемой многополярности. Дело в том, что мировой финансовый кризис – источником которого стал иудейский, ростовщический банкинг, позволявший надувать мыльные финансовые пузыри до неимоверных размеров, но не до бесконечности! – как раз мало коснулся исламских банков, поскольку в последних деньги всегда реально отражали стоимость реально существующих товаров и услуг. И в последних честность в финансовых взаимоотношениях клиентов с банками подкреплялась суровыми нормами шариата – если украл, то для начала лишись левой руки и т.п.


 


Вместе с тем даже деятельность одного или двух исламских банков в Казахстане не является совсем уж беспроблемной. Дело в том, что в связи с этим необходимо вносить соответствующие коррективы в казахстанское законодательство, которые должны носить уже не частный, и тем более не единичный, а общий характер. А как быть с привычным и любимым делом казахских высших госчиновников – как рейдерство? И так далее и тому подобное.


 


О политических проблемах с исламом в Казахстане принято говорить лишь на уровне и в рамках так называемых нетрадиционных исламских религиозных организаций, то есть об исламских сектах, по деятельности которых мы ранее прошлись по касательной. И этого с них довольно!


 


Хотя… Хотя и в Казахстане уже начали подниматься вопросы о правомерности ношения хиджабов в учебных заведениях. И здесь сразу обозначились проблемы. С одной стороны генеральный прокурор вдруг проявляет эдакую ему далеко не свойственную демократичность и заявляет, что Конституция не запрещает ношение хиджабов в школах и вузах. С другой стороны тот же министр образования в противовес генпрокурору заявляет, что по Конституции Казахстан является светским государством, а во что должны одеваться школьники и студенты, то это не дело генпрокурора, а министра образования!


 


Спор о праве на ношение хиджаба в школах и вузах Казахстана – может на первый взгляд показаться мелочью. Однако, если внимательнее к нему приглядеться, то можно разглядеть более чем серьезные проблемы, которые кроются за ним. Однако правдой является и то, что дискуссия о том, имеют ли право школьницы и студентки носить хиджаб в казахстанских школах и вузах ведется, можно сказать, на детском уровне, несмотря на то, что в нее оказались невольно вовлечены аж генпрокурор и министр образования. Под детским уровнем дискуссии имеется ввиду ее примитивная наивность, когда категорическое утверждение одного официального лица не менее категорично отвергается другим лицом. И далее – полнейшая тишина, никак не разрешающая спор.


 


Однако в Казахстане существует другая политическая ипостась проблемы с исламом, а именно: проблема уже ведущихся войн против исламских стран и угрозой развязывания новых войн. Здесь имеется ввиду американская агрессия – с подачи в первую очередь Израиля! – против Ирака. Война США и западных стран в Афганистане. Угроза вооруженного вмешательства в пакистанские внутренние дела. И более чем реальная угроза военных ударов по ядерным объектам Ирана. Не говоря уже о прошедшем нападении Израиля на сектор Газа, во время которого погибли 13 израильтян и более 1300 палестинцев.


 


Симптоматично, что в Казахстане ни государственные мужи, ни общество, ни политические партии – как провластные, так и оппозиционные! – не поднимают эти вопросы, хотя даже в том же Нью-Йорке – самом еврейском городе США! – даже евреи выходили на акции протеста против действий израильской военщины в секторе Газа. Подобное можно объяснить тем, что казахстанское государство и общество являются слепо-глухо-немыми. Или они очень даже зависимы от тех сил, которым требуется подобное молчание, слепота и глухота. Но как бы политически дело ни обстояло с отсутствием всяческой реакции с казахской стороны, от этого проблемы, связанные с войной США против исламских стран и, следовательно, мусульман, не исчезают сами по себе.


 


Более того, если власть, а также провластные и оппозиционные партии не реагируют на то же нападение Израиля на сектор Газа – когда те же евреи Нью-Йорка, пусть и немногочисленные, выходят на акции протеста и при этом разворачивают лозунги: «Все мы – палестинцы!» – то это вовсе не означает, что в груди отдельного казахского истинного и честного мусульманина не рождается протест против израильского нападения на палестинцев или против американского вторжения в Ирак, или против действий военнослужащих США и НАТО в Афганистане, где от их рук зачастую погибают ни в чем неповинные люди.


 


Также мало кого может обмануть то, что власти Пакистана в настоящее время на американские деньги ведут самую что ни на есть настоящую гражданскую войну против собственного народа. А руководство США лишь временами приезжает в Пакистан со своего рода аудиторской проверкой, после чего с недовольным видом делает замечание пакистанскому руководству в том духе, что оно много ворует американские деньги, но при этом мало воюет. С собственным народом! С мусульманами – точнее, с наиболее твердыми и ортодоксальными мусульманами.


 


А ведь в голову думающему казахстанцу, в том числе и глубоко верующему, может прийти и такая мысль, – почему американцы не заставляют израильское руководство воевать с наиболее ортодоксальными евреями? Которые, кстати, являются наиболее агрессивной частью населения Израиля, и не только дают религиозное благословление израильским войнам, но и сами часто выступают в роли религиозных экстремистов по отношению к палестинцам – ныне, особенно, когда необходимо, с их точки зрения, осваивать строительством палестинские территории.


 


Иначе говоря, если власть и оппозиция молчат по поводу исламских проблем, то из этого вовсе не следует, что этих проблем не существует или, что эти проблемы не вызывают сочувственного отклика в сердцах казахстанских мусульман. А из этого следует достаточно определенная морально-психологическая установка, которая в какой-то момент срабатывает как спусковой крючок: может как бросить человека на амбразуру пулемета, а может и заставить его направить автомат даже на прежде близко знакомых ему людей, если он психологически настроился враждебно против них.


 


Нашей задачей не является анализ проблем реформации ислама по-казахски. Наша задача пока достаточно ограничена – с нас довольно уже того, что мы зафиксировали проблемы с исламом в нашем государстве, обществе и в армии.


 


Ученые утверждают, что правильная постановка вопроса есть уже половина его ответа, что правильная постановка проблемы есть уже половина ее решения. В связи с этим мы не ставим перед собой сейчас задачу решения всех проблем, связанных с существованием ислама в Казахстане.


 


Пока мы ставим перед собой достаточно скромную задачу – хотя бы обозначить, что называется при первом приближении, проблемы, связанные с существованием и развитием ислама в Казахстане, а также связанные с развитием казахстанского государства, общества и армии. И если наши рассуждения не будут огульно отвернуты, и путь при этом они будут подвергнуты самой жесткой критике, но по сути поднятых проблем, а значит и с согласием с их существованием, то этого на первый раз для нас будет более чем достаточно.


 


Урок, преподанный майором Хасаном в далекой Америке, должен пойти впрок в Казахстане – конструктивным, а не деструктивным силам! Надо понять, что бойня, устроенная им, представляет собой явление, за которым скрываются несколько уровней сущности: начиная с религиоведческих, продолжая политическими, и заканчивая психологическими свойствами религиозной личности, которая к тому же оказалась военной личностью, к тому же – до зубов вооруженной.


 


Если же казахстанское политическое и военное руководство не сможет сделать для себя необходимых выводов из урока майора Хасана и тому подобных уроков, то тогда все же останется повод для оптимизма. А именно, что у казахских военнослужащих априори палец не может лежать на ядерной кнопке! Почему? Потому что ее попросту нет!


 


 


ИСТОЧНИК:


Сайт «Гео»


Опубликовано 11 ноября 2009 г.


<http://www.geokz.tv/article.php?aid=9632>


Добавить комментарий