Власти Казахстана должны прекратить использовать введение чрезвычайной ситуации в качестве повода для преследования своих критиков и оппонентов

22.04.2020

ЗАЯВЛЕНИЕ

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности заявляет о недопустимости прямого нарушении рекомендаций ООН воздержаться от использования введенной чрезвычайной ситуации для подавления любой общественной критики действий власти и преследований тех, кто воспользовался своим конституционным право на свободу выражения мнения.

18 апреля в двух городах страны – Алматы и Караганде – были задержаны и впоследствии водворены в следственный изолятор двое известных общественных деятелей – Альнур Ильяшев и Арман Шураев. Обоим вменяют статью 274 часть 4 УК РК  («Распространение заведомо ложной информации», утяжеленной распространением «в условиях чрезвычайного положения или в боевой обстановке, или в военное время, либо при проведении публичных мероприятий распространение заведомо ложной информации в условиях чрезвычайного положения»). При этом суд по определению меры пресечения Шураеву в нарушение законодательства прошел в закрытом режиме.

Из имеющегося на руках постановления о квалификации деяния подозреваемого Альнура Ильшяева, последнего привлекают к ответственности за то, что «с целью создания опасности нарушения общественного порядка» распространил на YouTube канале «Басе» видеоматериал, «содержащий заведомо ложную информацию, дискредитирующую руководство РК, и призывы сложения полномочий» и назвал партию «Нур Отан» «партией жуликов и воров». Согласно заключения эксперта, подобное «определяется как негативная оценка деятельности ОО «Париия Nur Otan». То есть по факту Альнура Ильяшева намерены привлечь к ответственности за высказывание своего мнения об одном из рядовых политических объединений страны. Тем самым впервые после Советского Союза высказывание критического мнения о политической партии считается серьезным преступлением.

Ранее уже были возбуждены, как минимум, два уголовных дела в отношении авторов видеообращений. В конце марта стало известно о преследовании по ой же статье 274 ч 4. п. 2 алматинца Диаса Молдалимова за то, что в своем видеообращении он адресовал власти ряд вопросов. 12 апреля в Караганде был арестован Арман Хасенов за его резко критические высказывания в видео в отношении семьи бывшего президента Назарбаева. Нет информации, какую статью обвинения ему вменяют. В Алматы 17 апреля начался судебный процесс в отношении Данаи Калиевой, которую обвиняют в «оскорблении представителя власти» из-за высказывания в видеосюжете в Facebook. 

В течение последних месяцев в разных регионах страны как по команде начались массовые привлечения к административной ответственности и угрозы возбуждением уголовных дел в отношении десятков активистов гражданского общества, блогеров и просто неравнодушных людей.

К уже имевшемуся ресурсу использования статей административного и уголовного кодексов для политических преследований, добавились новые:

Статья 478 (КоАП) «Действия, провоцирующие нарушение правопорядка в условиях чрезвычайного положения»

Статья 476 (КоАП) «Нарушение режима чрезвычайного положения»

Статья 274 (УК) «Распространение заведомо ложной информации в условиях чрезвычайного положения»

При этом сохранились другие обвинения и методы, направленные на подавление и запугивание гражданского общества: обвинения в якобы неповиновении требованиям сотрудников полиции и их оскорблении, участие в незарегистрированном общественных объединениях, нарушение порядка проведения мирных собраний и других, а также продолжают применяться угрозы, физическое насилие и карательная психиатрия.

Мы серьезно опасаемся, что аресты Ильяшева и Шураева, и предшествовавшие им уголовные и административные преследования авторов других критических видеообращений и высказываний, положили начало новой волны репрессий в условиях ЧС, воспринимаемой силовыми органами как режим вседозволенности и безнаказанности. 

Во многом для таких государств, как Казахстан, в Организации Объединенных Наций призвали не использовать пандемию коронавируса как предлог для нарушения гражданских прав и свобод, а также для подавления инакомыслия.

«В отношении COVID-19 чрезвычайные полномочия должны осуществляться для правомерных целей в области здравоохранения, а не как основание для подавления инакомыслия, замалчивания деятельности правозащитников и журналистов или для принятия любых других действий, которые не являются необходимыми для решения проблем в области здравоохранения», – указывается в Руководстве ООН по борьбе с COVID-19. Эксперты ООН опасаются, что некоторые государства и их спецслужбы могут воспользоваться пандемией как поводом для введения чрезмерных ограничений прав и свобод.«COVID-19 – это проверка нашего общества, наших государств, сообществ и каждого человека в отдельности» – отмечают в ООН.


Добавить комментарий

Смотрите также